Темы статей
Выбрать темы

«Жилищные» субсидии по-новому

Бондаренко Ксения, эксперт по социальным вопросам
В ходе проверки субсидиантов, которую провело Министерство финансов, выявлены случаи злоупотреблений со стороны получателей субсидии. Поэтому правительство приняло решение об изменении порядка предоставления субсидий таким образом, чтобы государственную поддержку получали те, кто действительно в ней нуждается. О каких новациях теперь надо знать и на что обращать внимание, чтобы случайно не утратить право на получение субсидии? Ответы — в статье.

Прежде чем перейти к делу, заметим: порядок предоставления субсидии на оплату ЖКУ, как и раньше, регулируется Положением № 848*. Однако изложено оно в новой редакции, которая заработала с 01.05.2018 г.

* Утверждено постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848 в редакции постановления КМУ от 27.04.18 г. № 329.

Именно на этих нововведениях в механизме оформления и предоставления субсидии мы и сосредоточимся дальше.

Кого коснулись изменения социальных норм

Прежде всего отменена социальная норма жилья в размере 75 м2 для домохозяйств, в которых есть одно или два нетрудоспособных лица.

С 01.05.18 г. введены единые для всех категорий социальные нормы жилья в размере:

13,65 м2 общей площади на одно лицо и дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство для оплаты жилищной услуги (услуги по управлению многоквартирным домом; расходов на управление многоквартирным домом);

13,65 м2 отапливаемой площади и дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство — для оплаты коммунальных услуг (тепловой энергии для централизованного отопления, природного газа или электрической энергии, которые используются для индивидуального отопления). Вместе с тем предусмотрено, что нетрудоспособным неработающим лицам, которые проживают сами, в отдельных случаях по решению комиссии, субсидия может назначаться на норму, превышающую установленную законодательством социальную норму жилья, но не более чем на 30 % (п. 5 Положения № 848). К таким лицам относятся:

• лица, не достигшие совершеннолетия (18 лет);

• граждане, получающие пенсию по возрасту или по инвалидности;

• граждане, получающие государственную социальную помощь для лица, которое не имеет права на пенсию, и лицам с инвалидностью;

• граждане, получающие временную государственную социальную помощь для неработающего лица, которое достигло общего пенсионного возраста, но не приобрело права на пенсионную выплату.

Лица старше 60 лет, которым в связи с недостаточным страховым стажем не назначена пенсия или один из указанных видов государственной социальной помощи, не могут претендовать на назначение субсидии на площадь жилья сверх нормы.

Пример 1. В доме общей площадью 73 м2 зарегистрировано и проживает одно неработающее лицо с инвалидностью.

Социальная норма жилья для одного лица составляет 48,87 м2 (13,65 м2 общей площади на одно лицо + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство).

Если комиссия примет решение назначить субсидию на сверхнормативную площадь, то в таком случае субсидия будет предоставлена на 63,53 м2 (48,87 м2 — социальная норма жилья для одного лица + 30 % этой нормы составит 14,66 м2 (48,87 x 30 %)).

Кроме того, уменьшены социальные нормативы:

• в случае использования природного газа для индивидуального отопления — с 5,0 м3 до 4,5 м3 на 1 м2 отапливаемой площади в месяц в отопительный период;

электроэнергии — с 51 кВт·ч до 30 кВт·ч на 1 м2 отапливаемой площади в месяц в отопительный период.

Кто утратил право на получение субсидии

Пунктом 6 Положения № 848 определен перечень случаев, когда субсидия не назначается:

1) на жилые помещения, общая площадь которых превышает 120 м2 для квартиры и 200 м2 для частного дома;

2) при наличии у лица, находящегося в составе домохозяйства, или члена семьи лица из состава домохозяйства во владении транспортного средства, которое подлежит государственной регистрации и с даты выпуска которого прошло менее пяти лет (кроме мопеда).

Не учитываются транспортные средства, полученные безвозмездно или приобретенные на льготных условиях через органы соцзащиты населения;

3) если лица, достигшие 18-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы для назначения субсидии, в этом периоде:

• не имели доходов;

или

• их среднемесячный совокупный доход был меньше, чем размер минимальной заработной платы, установленной на начало периода, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии;

и/или

• не уплатили ЕСВ в размере не меньше, чем минимальный, суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии.

Внимание! Эти правила не применяются, если такие лица (достигшие 18-летнего возраста):

• обучались на дневной форме обучения в заведениях среднего образования, профессионально-технических учебных заведениях, заведениях высшего образования;

• зарегистрированы в службе занятости как такие, которые ищут работу, и в этот период обучались в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости;

• получали хотя бы один из таких видов дохода, как пенсия, стипендия, помощь при рождении (усыновлении) ребенка, пособие по безработице или другие виды государственной помощи;

4) если в течение 12 месяцев перед месяцем, с которого назначается субсидия, кто-то из претендентов на субсидию приобрел или другим законным способом получил право собственности на земельный участок, квартиру (дом), транспортное средство (механизм), стройматериалы, другие товары долгосрочного потребления или оплатил (одноразово) любые услуги (кроме медицинских, образовательных и жилищно-коммунальных услуг в пределах социальных норм и нормативов) на сумму, которая превышает 50 тыс. грн.;

5) при наличии просроченной свыше двух месяцев задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг, расходов на управление многоквартирным домом, общая сумма которой превышает на день обращения за назначением жилищной субсидии 340 грн.

Эта норма применяется для лиц, которые впервые обратились за получением субсидии;

6) при наличии у домохозяйства, которое получало жилищную субсидию в предыдущем отопительном (неотопительном) сезоне, просроченной свыше двух месяцев задолженности по уплате обязательной части платежа, общая сумма которой превышает 340 грн.

Субсидия — проживающим, а не зарегистрированным

Важно! Если раньше во внимание принимались только лица, зарегистрированные в домохозяйстве, на которое назначается субсидия, то с 1 мая введены новые правила, радикально отличающиеся от прежних. Отныне право на субсидию определяется исходя из имущественного состояния и доходов всех членов семьи лиц, которые зарегистрированы в домохозяйстве.

При этом для определения лиц, которые относятся к членам семьи, следует ориентироваться на правила ст. 3 Семейного кодекса Украины от 10.01.2002 г. № 2947-III (ср. ).

Так, семью составляют лица, которые совместно проживают, связаны общим бытом, имеют взаимные права и обязанности.

Супружеская чета считается семьей и тогда, когда жена и муж в связи с учебой, работой, лечением, необходимостью ухода за родителями, детьми и по другим уважительным причинам не проживают совместно.

Ребенок относится к семье своих родителей и тогда, когда совместно с ними не проживает.

Семья создается на основании брака, кровного родства, усыновления, а также на других основаниях, не запрещенных законом и таких, которые не противоречат моральным принципам общества.

Пример 2. В домохозяйстве зарегистрированы отец (владелец дома), его жена, их совершеннолетняя дочь (имеет гражданского мужа, зарегистрированного по другому адресу, с которым она проживает и имеет общего ребенка) и внучка. Гражданский муж совершеннолетней дочери имеет во владении транспортное средство, с даты выпуска которого прошло три года.

К составу семьи совершеннолетней дочери относится ее гражданский муж, поскольку она с ним совместно проживает, ведет общий быт, имеет взаимные права и обязанности относительно содержания и воспитания ребенка.

Поэтому имущественное состояние гражданского мужа совершеннолетней дочери будет учтено при определении права семьи на получение субсидии. Субсидия в этом случае не будет назначена в связи с наличием во владении члена семьи лица, зарегистрированного в домохозяйстве, транспортного средства, с даты выпуска которого прошло менее пяти лет (п. 6 Положения № 848).

Учитываем доходы для назначения субсидии

Период для учета доходов. До 01.05.18 г. в общем случае субсидия для возмещения расходов на оплату ЖКУ назначалась исходя из размера среднемесячного совокупного дохода лиц за предыдущие два квартала, предшествующих месяцу, с которого назначается субсидия.

Начиная с указанной даты субсидия на оплату ЖКУ назначается исходя из среднемесячного совокупного дохода лиц:

за III — IV кварталы предыдущего календарного года — в случае, если жилищная субсидия назначается с начала неотопительного сезона (с мая по сентябрь);

за I — II кварталы текущего календарного года — в случае, если жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона; за два квартала, предшествующих месяцу, который предшествует месяцу обращения за назначением жилищной субсидии, — в случае, если жилищная субсидия назначается после начала отопительного (неотопительного) сезона (п. 11 Положения № 848).

Для неработающих пенсионеров, которые не имеют других доходов, кроме пенсии, в совокупном доходе учитывается размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается субсидия.

Обращаем внимание, что при назначении субсидии на приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, как и раньше, учитываются доходы за предыдущий календарный год.

Определение доходов отдельных категорий граждан. Пунктом 12 Положения № 848 определены новые правила учета доходов лиц, у которых отсутствуют доходы или их доходы меньше минимальной заработной платы, и/или они не платят ЕСВ (см. табл. 1).

Таблица 1. Как учитывают доходы для назначения субсидий

Категория лиц (или ситуация, которая имеет отношение к лицу)

Доход, принимаемый в расчет

Лица, состоявшие в течение периода, за который учитываются доходы, на срочной военной службе

0,5 ПМТЛ

Лица, которые учились на дневной форме обучения в заведениях среднего образования, профессионально-технических учебных заведениях, заведениях высшего образования

1 ПМТЛ

Лица, зарегистрированные в службе занятости как такие, которые ищут работу, и в этот период обучались в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости

1 ПМТЛ

Лица, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах (только по решению Комиссии)

1 ПМТЛ

Лица, которые получали хотя бы один из таких видов дохода, как пенсия, стипендия, помощь при рождении (усыновлении) ребенка, пособие по безработице или другие государственные пособия

фактически полученные

доходы

Лица, имевшие доход (даже меньше, чем МЗП) и по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, не достигшие 18-летнего возраста

фактически полученные

доходы

Лица (у которых отсутствуют доходы или доходы меньше, чем МЗП, и/или они не платят ЕСВ), которым назначается субсидия на твердое топливо

2 ПМТЛ

Во всех иных случаях

3 ПМТЛ

Для ФЛП — плательщиков единого налога (ЕН) первой группы

1 МЗП

Для ФЛПплательщиков ЕН второй группы

2 МЗП

Для ФЛП — плательщиков ЕН третьей группы

3 МЗП

Неработающие пенсионеры, у которых отсутствуют другие доходы, кроме пенсии

размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается жилищная субсидия

В таких случаях доход определяется на определенном уровне прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ПМТЛ), размер которого берется по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, или в размерах минимальной заработной платы (МЗП), установленной по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы для назначения субсидии на оплату ЖКУ.

Документы для назначения субсидии

Для назначения жилищной субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, подает в орган социальной защиты населения по зарегистрированному месту проживания (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту проживания) такие документы (п. 13 Положения № 848):

1) Заявление;

2) Декларацию;

3) справки о доходах — в случае, если информация о доходах, указанных в декларации, отсутствует в соответствующих органах (ГФС, ПФУ, фондах соцстрахования и т. п.) и не может быть получена по запросу органа соцзащиты населения. По новым правилам, в случае невозможности подтвердить такие доходы справкой, они отражаются в Декларации и подается письменное объяснение с указанием их размера;

4) договор найма (аренды) жилья (в случае наличия).

Обращаем внимание, что гражданин несет ответственность за поданные сведения о доходах, имуществе, которые повлияли или могли повлиять на установление права на назначение жилищной субсидии и на определение ее размера.

Новые формы Заявления и Декларации. Отныне для получения субсидий необходимо предоставлять Заявление о назначении жилищной субсидии и Декларацию о доходах и расходах лиц, которые обратились за назначением жилищной субсидии, по новым формам, утвержденным приказом Минсоцполитики от 02.05.18 г. № 604.

Способы подачи документов для назначения субсидии приведем в табл. 2.

Таблица 2. Как подать документы для назначения субсидии

1

Лично (при условии предъявления документа, удостоверяющего личность) в орган социальной защиты населения по месту регистрации (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту проживания)

2

По почте

3

Через уполномоченное лицо исполнительного органа сельского (поселкового, городского) совета

Примечание. Применяется для жителей сельской местности и территориальных громад.

4

В электронной форме с использованием средств телекоммуникационных систем

Внимание! Подача Заявления и Декларации в электронной форме через официальный веб-портал Минсоцполитики или интегрированные с ним информационные системы органов исполнительной власти (органов местного самоуправления) должна сопровождаться наложением ЭЦП или идентификацией лица через национальную систему BankID.

Полученные таким образом Заявление и Декларация, в которых отсутствует ЭЦП гражданина, обрабатываются органом соцзащиты населения только после их подписания в течение месяца. В случае неподписания Заявления и Декларации в указанный срок подаются новые Заявление и Декларация.

Кто может переподать новые Заявление и Декларацию? С одной стороны, осталась действующей норма, по которой субсидия на следующий период назначается органом соцзащиты автоматически без обращения граждан.

С другой стороны, определен круг лиц (в том числе из тех, кто получал субсидию), которые для получения субсидии с 01.05.18 г. должны подать новые Заявление и Декларацию. Это:

1) семьи, в составе которых есть совершеннолетние лица, не имеющие доходов или среднемесячный совокупный доход которых был меньше, чем размер МЗП, и/или которые не уплатили ЕСВ в размере, не меньше, чем минимальный, суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения жилищной субсидии;

2) внутренне перемещенные лица;

3) лица, члены семьи которых не зарегистрированы по адресу домохозяйства;

4) лица, являющиеся арендаторами жилых помещений (домов);

5) лица, которые зарегистрированы в жилом помещении (доме), но фактически в нем не проживают.

Срок назначения субсидии

До 01.05.18 г. по общему правилу субсидия на оплату ЖКУ назначалась с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона, но не более чем на 12 месяцев.

По новым правилам субсидия на оплату ЖКУ назначается с месяца обращения до даты окончания соответствующего сезона: отопительного или неотопительного. Для арендаторов учитывается срок действия договора аренды жилья (п. 15 Положения № 848).

Рассчитывается субсидия на оплату ЖКУ:

на неотопительный сезон — с 1 мая по 30 сентября;

на отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля.

Для домохозяйств, которые используют природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, жилищная субсидия на отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.

В случае подачи заявления в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона жилищная субсидия назначается с начала такого сезона. В других случаях — с месяца обращения. После окончания срока получения жилищной субсидии органы соцзащиты самостоятельно осуществляют расчет субсидии ЖКУ на следующий сезон для домохозяйств, которые получали субсидию в предыдущем сезоне (кроме арендаторов, внутренне перемещенных лиц и лиц, обращающихся за назначением субсидии на твердое топливо, а также домохозяйств, у которых количество фактически проживающих зарегистрированных лиц меньше, чем количество зарегистрированных лиц).

Обращаем внимание: в случае, если по расчету субсидия на отопительный сезон назначена не была (размер платы домохозяйства за ЖКУ в пределах соцнормативов не превышает обязательного процента платежа), субсидия на следующий неотопительный сезон назначается только на основании нового обращения.

А если по тем же причинам субсидия не была назначена на неотопительный сезон, орган соцзащиты самостоятельно рассчитывает размер субсидии в начале следующего отопительного сезона без дополнительного обращения гражданина (п. 16 Положения № 848).

Выводы

  • С 01.05.18 г. право на субсидию определяется с учетом имущественного состояния и доходов членов семьи лиц, зарегистрированных в домохозяйстве (даже если они зарегистрированы по другому адресу).
  • Субсидия не назначается на жилые помещения, общая площадь которых превышает 120 кв. метров для квартиры и 200 кв. метров для индивидуального дома.
  • Субсидия не назначается при наличии во владении транспортного средства, с даты выпуска которого прошло менее пяти лет.
  • Субсидия не назначается лицам, у которых отсутствуют доходы или их доходы меньше минимальной заработной платы, и/или они не платят ЕСВ.
  • Субсидия не назначается лицам, у которых просрочена свыше двух месяцев задолженность по оплате ЖКУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше