Первичные документы — это документы, созданные в письменной или электронной форме, которые содержат сведения о хозоперациях, включая распоряжения и разрешения на их проведение (п.п. 2.1 Положения № 88*).
Такие документы должны содержать, в частности, личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозоперации (ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете).
Документ должен быть подписан лично, а подпись может быть скреплена печатью. Электронная подпись налагается в соответствии с законодательством.
Использование при оформлении первичных документов факсимильного воссоздания подписи допускается в порядке, установленном законом, другими актами гражданского законодательства (п.п. 2.5 Положения № 88).
Предписаниями ч. 3 ст. 207 ГКУ предусмотрено, что использование при совершении правовых сделок факсимильного воссоздания подписи, электронной подписи или другого аналога собственноручной подписи допускается в случаях, установленных законом, другими актами гражданского законодательства или по письменному согласию сторон, в котором должны содержаться образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей.
Вывод: использование факсимильного воссоздания подписи при оформлении первичных документов** по письменному согласию сторон, в котором содержатся образцы соответствующего аналога их собственноручных подписей, не нарушает законодательства Украины.
** Исключение — первичные документы типовых и специализированных форм, которыми не предусмотрено использование факсимильного воссоздания подписи (см. письмо ГФСУ от 04.05.16 г. № 4582/Л/99-95-42-01-14). Подробнее читайте в Теме недели «Первичная документация» // «БН», 2017, № 34-35.
По материалам ЗІР ГФСУ, категория 135.06