Темы статей
Выбрать темы

Уценка запасов: может ли «перезимовать» в расходах будущих периодов?

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Предприятие-малодоходник оказывает услуги. Можно ли потери, связанные с обесцениванием (уценкой) производственных запасов (Дт 946 — Кт 201), отложить на расходы будущих периодов (Дт 39 — Кт 201) из убыточного периода на отчетный период, в котором будет получена прибыль? Ведь по бухучетным правилам расходы отражают в периоде признания дохода.

Нет, так поступать категорически нельзя, поскольку будет нарушено одно из базовых правил бухгалтерского учета. Оно гласит: хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены (ч. 5 ст. 9 Закона о бухучете).

Одновременно с этим ч. 7 ст. 8 этого Закона устанавливает обязанность главного бухгалтера (лица, которое обеспечивает ведение бухгалтерского учета предприятия) организовать контроль за отражением на счетах бухучета всех хозяйственных операций.

Порядок фиксации результатов уценки запасов в бухгалтерском учете установлен П(С)БУ 9 «Запасы». Согласно п. 24 этого нацстандарта на каждую дату баланса запасы отражают в бухучете и финотчетности по наименьшей из двух оценок:

• по первоначальной стоимости — исторической (фактической) себестоимости;

• по чистой стоимости реализации — ожидаемой цене реализации запасов в условиях обычной деятельности за вычетом ожидаемых расходов на завершение их производства и реализацию.

Второй способ оценки применяют, если на дату баланса цена запасов снизилась либо они испорчены, устарели или иным образом утратили первоначально ожидаемую экономическую выгоду (п. 25 П(С)БУ 9). Определяют чистую стоимость реализации по каждой единице запасов путем вычитания из ожидаемой цены продажи предполагаемых расходов на завершение производства и сбыт (п. 26 П(С)БУ 9).

Если установлено, что первоначальная стоимость превышает чистую стоимость реализации запасов, проводят их уценку. Сумму такой уценки списывают в состав прочих операционных расходов и отражают по дебету субсчета 946 «Потери от обесценивания запасов» с одновременным уменьшением балансовой стоимости запасов (п. 27 П(С)БУ 9). То есть «запасный» стандарт однозначно предписывает относить уценку на расходы отчетного периода.

В свою очередь, п. 7 П(С)БУ 16 «Расходы» требует отражать в периоде осуществления те расходы, которые невозможно прямо связать с доходом определенного отчетного периода. Потери от обесценивания запасов как раз такими расходами периода и являются — они не были понесены для получения какого-либо дохода. Соответственно правило одновременного признания с доходом для них не действует.

Что же представляют собой расходы будущих периодов (РБП)? Это затраты, которые понесены в текущем отчетном периоде, но подлежат отнесению на расходы в будущих отчетных периодах (включению в состав себестоимости продукции (работ/услуг), которая будет выпускаться в последующих отчетных периодах).

Примером РБП являются авансовые платежи по арендной плате, по подписке на периодические издания и пр. То есть РБП возникают, когда предприятие потратило деньги в текущем отчетном периоде, а те же арендные услуги и подписные издания фактически получит в будущем.

Именно в тех последующих отчетных периодах у него и появится право показать расходы.

А если таки сумму уценки запасов отнести к РБП и списать ее на расходы в периоде получения предприятием прибыли? Ввиду того, что сегодня «прибыльный» объект напрямую зависит от бухфинрезультата, то при таких обстоятельствах вы его занизите. Ведь потери от обесценивания запасов относятся совершенно к другому отчетному периоду. Поэтому действуйте по бухгалтерским канонам. Декларируйте убытки с учетом уценки запасов. Тогда проблем с налоговиками у вас точно не будет!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше