Темы статей
Выбрать темы

Летние торговые площадки: инструкция для начинающих

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Как только на дворе потеплело, возле заведений ресторанного хозяйства, как грибы после дождя, начали появляться летние площадки. Они, как и лесные грибы, различаются по форме и расцветке, но у них есть одна общая черта: чтобы их установить, субъект хозяйствования должен соблюдать определенные правила. О них читайте в нашей статье.

Кто может открыть летние площадки

Начнем с того, что сегодня мы поговорим именно о летних площадках, которые открывают около уже действующих заведений ресторанного хозяйства (на прилегающей к ним территории по принципу дополнительного увеличения посадочных мест). Для этого могут использовать внутренние дворы, прилегающую ко входу территорию и т. п. В таком случае летняя площадка, по сути, является частью (продолжением) территории предприятия общественного питания.

Однако при создании таких объектов нужно учитывать ряд правил.

Прежде чем перейти к ним, заметим, что возможность создания заведением ресторанного хозяйства летних площадок (открытых площадок для питания) предусмотрена в таблице 2 «Номенклатура дополнительных услуг, предоставляемых заведениями ресторанного хозяйства» Государственного стандарта Украины ДСТУ 4281:2004 «Заведения ресторанного хозяйства. Классификация», утвержденного приказом Госпотребстандарта от 31.03.04 г. № 59.

Но создать такие площадки могут не все без исключения заведения общественного питания, а лишь рестораны, бары, кафе, закусочные, буфеты. А вот, например, таким заведениям ресторанного хозяйства, как столовая или кафетерий, открывать летние площадки запрещено, поэтому рядом с ними такие летние «грибы» не растут.

Где их можно разместить

Обычно территория, которая находится рядом с заведением ресторанного хозяйства, находится в коммунальной или государственной собственности. Поэтому просто взять и построить около кафе, ресторана или бара летнюю площадку не удастся.

Для этого нужно получить разрешение на такое размещение у компетентных органов власти. О том, как именно получить такое разрешение, в каждом населенном пункте определяет орган местного самоуправления.

Так, например, в г. Харькове правила создания летних площадок возле заведений ресторанного хозяйства прописаны в Положении о временном пользовании отдельными элементами благоустройства коммунальной собственности для размещения малых архитектурных форм и временных сооружений торгового, бытового, социально-культурного и другого назначения на территории города Харькова, утвержденном решением Харьковского городского совета 13 сессии 7 созыва от 21.06.17 г. № 688/17.

В нем определено, что создать летнюю площадку можно, только получив право временного пользования отдельным элементом благоустройства коммунальной собственности, т. е. территорией возле вашего заведения ресторанного хозяйства.

Чтобы это сделать в г. Харькове, нужно заключить с органом местного самоуправления в лице специально определенного коммунального предприятия договор временного пользования отдельным элементом благоустройства коммунальной собственности для размещения временных объектов предпринимательской и другой деятельности. Типовой договор вы можете отыскать в вышеупомянутом Положении.

Для заключения этого договора субъект хозяйствования сначала должен подать в орган местного самоуправления (коммунальному предприятию) заявление и схему расположения отдельной летней площадки, а также эскизные предложения вида фасада с визуализацией временного объекта предпринимательской и другой деятельности в цвете М 1:50.

После этого субъект хозяйствования ожидает ответа 15 дней. Если он положительный, то вуаля — вы имеете право заключить договор об установлении летней площадки.

Чтобы заключить данный договор, субъект хозяйствования должен подать в орган местного самоуправления соответствующий пакет документов. Их перечень также ищите в вышеупомянутом Положении. И если все с документами в порядке, то с вами непременно заключат договор (если других претендентов на эту территорию не найдется), который и будет для вас разрешением на открытие летней площадки.

Внимание! За право установить летнюю площадку заведение ресторанного хозяйства вносит ежемесячную плату. В г. Харькове размер годовой платы устанавливается в размере 10 % стоимости такого элемента, установленной по результатам независимой оценки, проведенной субъектом оценочной деятельности.

После того как субъект хозяйствования заключил соответствующий договор и своевременно внес установленную в нем плату, можно приступать к созданию летней площадки.

К сведению! Мы привели пример получения разрешения на открытие летней площадки в г. Харькове. Однако следует учесть, что в каждом населенном пункте свои правила получения такого разрешения. Поэтому узнать, как именно получить в пользование территорию для создания летней площадки, вы можете в своем органе местного самоуправления.

Требования к летней площадке

Получение разрешения — это лишь начало пути по созданию летней площадки. Следующим этапом является ее обустройство (постройка). А именно создание площадки с учетом требований к ней как к малой архитектурной форме.

Так, например, при размещении летних площадок, которые являются малыми архитектурными формами, следует соблюдать требования Правил № 198. В соответствии с этими требованиями летние площадки размещаются:

1) за пределами тротуара, пешеходных дорожек на расстоянии не менее чем 1 метр (от тротуара, дорожки, аллеи) и не ближе чем 5 метров до проезжей части дорог и улиц (п. 27 Правил № 198);

2) на улицах и дорогах, где существующие здания, сооружения и ограждения размещены на расстоянии менее чем 5 метров от проезжей части − в одну линию с фасадами зданий, сооружений или ограждениями (п. 28 Правил № 198).

Возле каждой такой летней площадки должно быть наружное искусственное освещение и оборудованные урны для мусора.

Также существуют места, где такие площадки вообще размещать запрещено (п. 35 Правил № 198), а именно:

• около фасадов административных и культовых зданий, непосредственно около памятников, фонтанов, клумб, обзорных и панорамных площадок, скульптурных и других элементов отделки зданий и декоративного благоустройства территории;

• ближе чем за 20 метров до перекрестков улиц;

• в охранных зонах инженерных коммуникаций;

• на остановках общественного транспорта на расстоянии ближе чем 20 метров в обе стороны по тротуару от установленного дорожного знака, который помечает эту остановку;

• на искусственных сооружениях (кроме случаев, когда размещение этих сооружений предусмотрено проектом строительства или реконструкции, согласованным и утвержденным в установленном порядке);

• ближе чем за 100 метров до железнодорожных переездов.

При этом в разных населенных пунктах эти требования могут различаться и дополняться. Так, например, размещая летние площадки в г. Харькове, нужно учитывать и то, что:

1) располагаются они исключительно в пределах фасада стационарного заведения ресторанного хозяйства с сохранением свободных проходов во входные (въездные) ворота домов. При этом увеличение линейных размеров площадки за пределы заведения возможно лишь при условии письменного согласия собственников (арендаторов) соседних помещений;

2) такие площадки устанавливаются с обеспечением беспрепятственного доступа для лиц с ограниченными физическими возможностями и маломобильных групп населения;

3) осветительные приборы (светильники, фонари и т. п.) устанавливаются лишь в пределах площадки таким образом, чтобы не ослеплять пешеходов, водителей и не освещать окна жильцов прилегающих жилых домов;

4) запрещается размещать площадки с закрытием аутентичных элементов архитектуры фасадов, в частности мозаики, элементов лепнины, колонн, ротонд, пилястр и т. п.;

5) солнцезащитные элементы площадки могут быть в виде навесных маркиз, которые крепятся к фасаду или на опорах около фасада, или навесов во фронтальных пределах фасада при условии, если они не перекрывают декоративных элементов фасадов;

6) на площадке запрещается установление сцен, эстрад, танцевальных площадок, грилей и мангалов и т. п.

Какие требования к размещению летних площадок и их оформлению действуют в вашем населенном пункте, ищите в соответствующих решениях органов местного самоуправления.

Но при запуске в работу такой площадки нужно учитывать ряд других организационных требований. О том, что это за требования, читайте дальше.

Организационные требования

Режим работы. Субъект хозяйствования, который открывает летнюю площадку, должен самостоятельно определиться с режимом ее работы.

Как правило, режим его работы совпадает с графиком работы «основного» заведения ресторанного хозяйства. Однако площадка может работать в вечернее и ночное время, поэтому режим ее работы должен отвечать требованиям местных органов власти, касающимся работы в ночное время.

Так, в частности, в г. Харькове действуют Правила по вопросам соблюдения тишины в общественных местах в городе Харькове, утвержденные решением Харьковского городского совета 16 сессии 24 созыва от 24.09.03 г. № 177/03. Ими установлено, что в ночное время (с 22:00 до 8:00 часов) запрещаются громкое пение и крики, пользование звуковоспроизводящей аппаратурой и другими источниками бытового шума, проведение салютов, фейерверков, использование пиротехнических средств.

Кроме того, в г. Харькове запрещается использовать живую музыку и звуковоспроизводящую аппаратуру, если площадка размещена в пределах жилой застройки города. Такие правила содержатся в п. 13 Требований к открытым летним площадкам, утвержденных решением Харьковского городского совета 13 сессии 7 созыва от 21.06.17 г. № 688/17.

Если такие запреты существуют в вашем населенном пункте, то их следует учесть при составлении графика работы.

Утвержденный режим работы летней площадки приводится на фасаде помещения заведения ресторанного хозяйства (летней площадки). На нем, кроме режима работы, указывается информация о типе (классе) заведения ресторанного хозяйства, его название, наименование субъекта хозяйствования.

Требования к работникам. Работники, которые обслуживают клиентов на летней площадке, обязаны соответствовать общим требованиям, установленным для работников заведения ресторанного хозяйства.

А именно они должны иметь профессиональное специальное образование (подготовку) и пройти медицинское обследование, о чем указывается в личных медицинских книжках, которые хранятся на рабочих местах таких работников. Работники, которые не прошли медосмотр, не допускаются к выполнению своих обязанностей (п. 1.9 Правил № 219).

Во время выполнения своих обязанностей работники должны:

• быть одеты в форменную или санитарную одежду и головные уборы;

• соблюдать правила личной гигиены, содержать рабочее место, помещение и окружающую территорию в надлежащем санитарном состоянии, не курить на рабочем месте, быть вежливыми с покупателями;

• иметь при себе паспорт.

Поскольку летние площадки открывают обычно около заведений ресторанного хозяйства и там работают те же лица, что и в таких заведениях, то выполнить эти требования будет достаточно просто.

«Уголок покупателя». По общим правилам все заведения ресторанного хозяйства обязаны иметь «уголок покупателя». Он должен находиться на видном и доступном месте и на нем должна размещаться информация о наименовании собственника или уполномоченного им органа, книга отзывов и предложений, адреса и номера телефонов органов, обеспечивающих защиту прав потребителей, санитарные правила, копии лицензий и патентов и другая информация.

В то же время, если речь идет о летней площадке, которая открывает уже действующее кафе, то в этом случае создавать «уголок покупателя» отдельно для нее не нужно. Дело в том, что в таком заведении такой «уголок» уже создан. Он находится в основном помещении.

Правда, если это технически не сложно и позволяют условия, в летнюю пору (для приближения к покупателям) он может быть, например, перемещен из закрытого помещения в летнюю зону.

Ценники на товарах. Еще одно требование к функционированию летних площадок — установление ценников на продаваемых на них товарах.

Об этом, в частности, свидетельствуют п. 8 ст. 9 Закона об РРО и Инструкция о порядке обозначения розничных цен на товары народного потребления на предприятиях розничной торговли и в заведениях ресторанного хозяйства, утвержденная приказом МВЭСторга Украины от 04.01.97 г. № 2 (ср. ). В них говорится, что продавцы должны информировать потребителей о розничных ценах на товары с помощью ярлыков цен (ценников) на образцах товаров или указателей цен на предприятиях розничной торговли, а также ярлыков цен (ценников), прейскурантов алкогольных напитков, меню и прейскурантов цен на покупные товары в заведениях ресторанного хозяйства.

Это выполнить достаточно просто. Нужно предоставлять на летних площадках меню с ценами на товар (блюда), которые продаются в заведении общественного питания, где происходит производство товаров и отпускается продукция.

Продажа алкоголя

Лицензирование. На летней площадке субъекты хозяйствования, как правило, кроме продуктов питания, продают еще и табачные изделия и алкогольные напитки. Как известно, розничная торговля такими товарами (кроме столовых вин) подлежит лицензированию. При этом если вы собираетесь торговать алкогольными напитками (кроме столовых вин) и табачными изделиями, вам следует иметь лицензию на розничную торговлю отдельно на алкогольные напитки и отдельно на табачные изделия.

Поэтому возникает закономерный вопрос: нужно ли оформлять дополнительную лицензию на торговлю алкоголем и табаком на летнюю площадку?

Если алкогольные напитки и табачные изделия реализуются на летней площадке, которая является продолжением заведения ресторанного хозяйства, то на нее получать отдельно лицензию не нужно, если такая лицензия была получена заведением ресторанного хозяйства раньше. Дело в том, что в этом случае вы будете осуществлять расчеты за алкогольные напитки и табачные изделия через кассовый аппарат самого кафе, около которого открыта такая площадка.

Если же лицензии нет, то, чтобы торговать алкоголем и табачными изделиями в заведении ресторанного хозяйства и, конечно же, на летней площадке, вам придется получить такую лицензию. Оформить ее нужно именно на заведение ресторанного хозяйства. Для этого вам нужно:

1) обязательного иметь в заведении ресторанного хозяйства РРО;

2) соблюдать требования, касающиеся места продажи таких товаров. Так, например, при продаже алкоголя (кроме пива) торговая площадь помещения, где реализуется такой товар, должна быть не менее 20 кв. метров.

Запрет на торговлю. Реализуя алкогольные напитки и табачные изделия, вы должны соблюдать правила их продажи, которые приведены в ст. 153 Закона № 481. А именно не продавать на летних площадках:

• пиво (кроме безалкогольного), алкогольные, слабоалкогольные напитки, вина столовые и табачные изделия лицами, которые не достигли 18 лет;

• поштучно табачные изделия (кроме сигар), а если продаете сигареты, то только в потребительских упаковках.

Также стоит отметить, что недавно Законом Украины от 22.03.18 г. № 2376-VIII* было предоставлено органам местного самоуправления (сельским, поселковым и городским советам) право устанавливать запрет на продажу пива (кроме безалкогольного), алкогольных, слабоалкогольных напитков, вин столовых субъектами хозяйствования (кроме заведений ресторанного хозяйства) в определенное ими время суток.

* См. консультацию «Комендантский» час для торговли алкоголем» // «БН», 2018, № 19.

В этой связи возникает вопрос: если орган местного самоуправления установит запрет на продажу алкогольных напитков в определенное время (скорее всего ночное), будет ли оно распространяться на летние площадки?

На наш взгляд, такой запрет на продажу алкоголя на летних площадках не распространяется. Дело в том, что вышеупомянутый запрет на торговлю алкоголем (если он будет введен в вашей местности) не может распространяться на заведения ресторанного хозяйства. Летние площадки являются продолжением заведения ресторанного хозяйства, т. е. его частью. А следовательно, торговать там алкоголем даже в «запрещенное время» можно.

Расчеты с клиентами

Производят такие расчеты, как и в обычном кафе, через официанта (п. 3.3 Правил № 219). То есть официант предоставляет покупателю счет для оплаты, выписанный на бланке установленной формы, принимает наличные денежные средства, а также выдает расчетный документ (кассовый чек, отрывную часть расчетной квитанции) и сдачу.

При этом организовывать отдельную кассу для расчетов на летней площадке не обязательно. Дело в том, что все расчеты производятся через кассу, которая находится в самом заведении ресторанного хозяйства, а потому произвести расчеты с клиентами и предоставить расчетный документ не сложно.

Следует ли при расчетах использовать РРО, зависит от самого заведения ресторанного хозяйства, около которого открыта летняя площадка. Дело в том, что все расчеты будут производиться в нем.

Так, если оно не имеет РРО-иммунитета (не освобождено от использования РРО) и производит расчеты с клиентами на летних площадках в наличной и безналичной формах (с применением платежных карточек), то согласно ст. 1 Закона об РРО такие расчеты нужно осуществлять через РРО.

В то же время бывают случаи, когда при осуществлении расчетов заведение ресторанного хозяйства может не использовать ни РРО, ни КУРО.

Так, без РРО и РК могут работать предприниматели-единоналожники групп 2 и 3 (п. 296.10 НКУ). Это возможно при условии, что объем дохода в течение календарного года единоналожника не превышает 1 млн грн. и они не торгуют сложными бытовыми приборами, которые подлежат гарантийному ремонту.

Кроме того, без РРО, но с РК могут осуществлять деятельность в сфере торговли и общественного питания субъекты хозяйствования, которые попали в Перечень № 1336 (ст. 10 Закона об РРО), т. е. летние площадки, расположенные:

• на территории сел и поселков городского типа, которым по Закону Украины «О статусе горных населенных пунктов в Украине» от 15.02.95 г. № 56/95-ВР предоставлен статус горных;

• на территории села, при условии, что их открыли субъекты хозяйствования, отнесенные к предприятиям потребительской кооперации или считающиеся сельскохозяйственным товаропроизводителем, который торгует на такой площадке продукцией собственного производства.

Поэтому если летняя площадка создана около заведений общественного питания, которые не используют РРО или РК, то и реализация товара на такой площадке происходит по тем же правилам, что и в заведении ресторанного хозяйства.

Выводы

  • Чтобы открыть летнюю площадку, заведение ресторанного хозяйства должно получить у органа местного самоуправления разрешение на пользование территорией, прилегающей к такому заведению.
  • При расположении летней площадки соблюдайте требования, касающиеся размещения малых архитектурных форм.
  • Режим работы летней площадки должен соответствовать требованиям к работе заведений ресторанного хозяйства в ночное время, установленным в вашем регионе.

Документы статьи

Закон № 481 — Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Правила № 219 — Правила работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства, утвержденные приказом Минэкономики от 24.07.02 г. № 219.

Правила № 198 — Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.94 г. № 198.

Перечень № 1336 — Перечень отдельных форм и условий проведения деятельности в сфере торговли, общественного питания и услуг, которым разрешено проводить расчетные операции без применения регистраторов расчетных операций с использованием расчетных книжек и книг учета расчетных операций, утвержденный постановлением Кабмина от 23.08.2000 г. № 1336.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше