Темы статей
Выбрать темы

Списание ГСМ на погрузчик

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
Ситуация. Приобрели погрузчик для работы на складе. По каким нормам списывать топливо? В каком первичном документе вести учет наработанных им моточасов? Давайте разберемся.

При списании горюче-смазочных материалов (ГСМ) субъекты хозяйствования обычно ориентируются на Нормы расходов топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 (см. консультацию «Расход ГСМ: нормируем и учитываем правильно» // «БН», 2016, № 48). Но они устанавливают нормы расходы топлива для автомобильного транспорта. Является ли таковым погрузчик?

Если заглянуть в Закон о Таможенном тарифе, то погрузчики попадают в разд. XVI «Машины, оборудование и механизмы…» и транспортными средствами не считаются.

С другой стороны, Правила охраны труда во время погрузочно-разгрузочных работ, утвержденные Министерством энергетики и угольной промышленности Украины от 19.01.15 г. № 21, и Правила проведения техосмотра технологических транспортных средств, которые не подлежат эксплуатации в улично-дорожной сети общего пользования, утвержденные приказом Госкомитета по охране труда от 10.09.04 г. № 200, относят погрузчики к технологическим транспортным средствам.

В Нормах № 43 в таблице Б1 «Норми витрат палива для спеціальних і спеціалізованих автомобілів» приведены нормы расходов топлива на некоторые модели погрузчиков (в том числе из расчета на 1 час их работы). Но нормы расхода топлива на обычные складские погрузчики вряд ли там можно найти. Стоит отметить, что на некоторые модели погрузчиков (используемых в строительстве) нормы расхода топлива установлены в других нормативных документах.

Если вы используете модель погрузчика, не названную в Нормах № 43, то можете определить нормы расхода топлива (как правило, из расчета на 1 моточас работы) самостоятельно, используя технологические нормы, приведенные в техдокументации завода-производителя, или рассчитав их с использованием технических данных, указанных в техдокументации.

Важно: возможность внедрить свои нормы устанавливает специально созданная комиссия предприятия (п.п. 2.2.1 Норм № 43 говорит о том, что комиссия должна состоять не менее чем из трех специалистов предприятия). Поэтому приказом руководителя предприятия должна быть создана специальная комиссия по предприятию. Результаты работы комиссии оформляются Актом об установлении норм расхода топлива на работу погрузчика, который утверждается руководителем предприятия. При желании установленные комиссией нормы можно утвердить в ГП ГосавтотрансНИИ, подав им на рассмотрение один экземпляр составленного комиссией акта (такие услуги предоставляются на платной основе). Если вы планируете передавать нормы на утверждение в ГП ГосавтотрансНИИ, то используйте «шаблонную» форму акта об установлении норм расхода топлива, приведенную в Приложении Е Норм № 43.

Если в техдокументации завода — производителя погрузчика отсутствуют нормы расхода ГСМ или технические данные, необходимые для их расчета, то установить нормы расхода топлива предприятие может, опять же, с помощью специально созданной на предприятии комиссии, проведя контрольные замеры расхода топлива (исходя из п.п. 2.2.2 Норм № 43 таких замеров должно быть не менее трех).

Результаты замеров усредняются, оформляются Актом контрольных замеров расходов топлива и утверждаются руководителем предприятия. Если будете передавать нормы на утверждение в ГП ГосавтотрансНИИ, то используйте «шаблонную» форму акта, приведенную в Приложении Ж.

На случай недопонимания со стороны налоговиков отметим, что в целом суды склонны считать, что расход ГСМ не обязательно должен соответствовать Нормам № 43, но внимание: списание ГСМ обязательно должно быть урегулировано внутренними приказами предприятия и подтверждено соответствующими расчетами.

С нормами определились. Далее, естественно, нужен первичный документ, подтверждающий фактическое расходование топлива погрузчиком. Поскольку расход топлива в нашем случае будет привязан не к пробегу, а к отработанным моточасам погрузчика, то такой документ должен фиксировать количество отработанных часов погрузчиком. Для нестроительной спецтехники утвержденной формы такого документа нет — ее утверждает предприятие самостоятельно. При этом такой документ должен содержать все обязательные реквизиты первичного документа, предусмотренные ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете:

• название документа (формы);

• дату составления;

• название предприятия, от имени которого составлен документ;

• содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции;

• должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

• личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, участвовавшее в осуществлении хозяйственной операции.

За основу можно взять, к примеру, типовые формы, которые используются для учета работы строительной спецтехники, — например, «Рапорт о работе строительной машины (механизма)» типовой формы № ЕБМ-3 (утверждена приказом Минстата от 13.06.97 г. № 149). В любом случае в таком первичном документе должно фиксироваться:

• количество отработанных погрузчиком часов за смену;

• расход топлива за смену (остаток топлива на начало смены, расход, остаток на конец смены).

Такой документ может составляться как каждый день, так и раз в неделю или раз в месяц.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше