Темы статей
Выбрать темы

Испорченный товар продали как вторсырье: можно ли не компенсировать НДС?

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
Письмо ГФСУ от 15.11.18 г. № 4838/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

В комментируемом письме налоговики приходят к либеральному выводу: по испорченным товарам «компенсирующие» НДС-обязательства (НО) не начисляют, если стоимость таких товаров включается в стоимость товаров/услуг, поставка которых (1) является НДС-объектом и (2) связана с получением доходов.

Но начнем с того, что хотя налоговики об этом и не говорят, но списать за счет норм естественной убыли часть испорченных товаров не получится. Ведь «естественные» нормы предполагают утрату количества, а не качества товара. Всевозможные потери, которые образуются в результате порчи товаров, в нормы естественной убыли не включены. Соответственно к испорченной продукции их не применяют. А раз так, то списание непригодных товаров равноценно их использованию в нехоздеятельности (п.п. 14.1.36 НКУ).

Поэтому, если по товарам/услугам, которые участвовали в производстве испорченной продукции, плательщик имел право на налоговый кредит, ему придется:

1) начислить «компенсирующие» НО по п. 198.5 НКУ в периоде списания товара (категория 101.04 ЗІР ГФСУ). НДС-базу определяют согласно п. 189.1 НКУ в размере стоимости приобретения товаров/услуг, задействованных в производстве испорченной продукции;

2) составить и зарегистрировать «самосводную» налоговую накладную (с типом причины «13»).

Заметьте! Эти требования касаются только приобретений с НДС (см. письмо ГФСУ от 09.08.18 г. № 3483/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Если «входного» НДС не было, то компенсировать нечего.

В письме налоговики называют условия, позволяющие не начислять «компенсирующие» НО. Для этого стоимость испорченных товаров должна включаться в стоимость товаров/услуг, поставка которых облагается НДС и связана с получением дохода.

На наш взгляд, здесь речь должна идти не об отнесении в производственную себестоимость, а о включении в конечную цену изготовленных товаров/услуг. То есть продажная цена товара должна покрывать все расходы предприятия, включая административные, сбытовые и прочие операционные.

Заметим, что аналогичный подход фискалы исповедуют также в отношении спецпитания (категория 101.04 ЗІР ГФСУ), бесплатных передач при проведении маркетинговых/рекламных мероприятий (категория 101.06 ЗІР ГФСУ), продовольственных и санитарно-гигиенических товаров (письма ГФСУ от 05.05.17 г. № 77/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 11.07.17 г. № 1115/6/99-99-15-03-02-15/ІПК). Подобный вывод в части неначисления «компенсирующих» НО они озвучили также по потерям в пределах норм естественной убыли (категория 101.04 ЗІР ГФСУ) и при уценке запасов (письмо ГФСУ от 16.04.18 г. № 1600/6/99-99-15-03-02-15/ІПК).

И вот черед дошел до испорченных товаров, т. е. сверхнормативных потерь. Но без получения «разрешающей» индивидуальной налоговой консультации в свой адрес пользоваться подобной либеральной поблажкой не советуем.

При этом НО на поставку испорченных товаров в качестве вторсырья начисляют по общим правилам. То есть НО при поставке вторсырья, полученного в результате переработки испорченных товаров, определяют по правилу первого события (п. 187.1 НКУ).

НДС-базой будет договорная стоимость, но не ниже минбазы (п. 188.1 НКУ). Минбаза по вторсырью соответствует его балансовой стоимости, т. е. первоначальной стоимости оприходования таких реализуемых отходов (Дт 209). В ситуации, когда вторсырье продали по цене, равной или превышающей его балансовую стоимость, доначислять минбазные НО не придется.

И два слова о налоге на прибыль: никаких корректировок по испорченным товарам и проданным отходам НКУ не предусматривает.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше