Темы статей
Выбрать темы

Режим работы предприятий сферы обслуживания устанавливается ими самостоятельно; разрешение на размещение объектов торговли не предусмотрено законодательством

Редакция БР
Письмо от 18.04.2013 г. № 3414/0/20-13

Как бы оно было бы,

кабы все было бы как положено

Режим работы предприятий сферы обслуживания устанавливается ими самостоятельно;
разрешение на размещение объектов торговли не предусмотрено законодательством

Письмо Государственной службы Украины
по вопросам регуляторной политики
и развития предпринимательства
от 18.04.2013 г. № 3414/0/20-13*

* Приводим запрос, ответом на который является это письмо:

«1. Имеют ли право органы местного самоуправления в настоящее время требовать согласования режима работы заведений ресторанного хозяйства (которые не находятся в коммунальной собственности)?

Является ли такое согласование документом разрешительного характера?

На практике требования такого согласования имеются, при этом осуществляется ссылка на п/п. 4 п. «б» ст. 30 Закона о местном самоуправлении. Однако в действующем законодательстве было отменено требование такого согласования (после изложения в 2011 году п. 13 Порядка № 833 в новой редакции им предусмотрено, что такое согласование осуществляется для заведений, находящихся в коммунальной собственности, а остальные заведения имеют право устанавливать режим работы по своему усмотрению).

С учетом значительной возможной «коррупционной» составляющей данной коллизии указанный вопрос должен быть решен (в итоге все «теневые» расходы в любом случае уплачиваются именно потребителями).

2. Более того, часто органы местного самоуправления не считают необходимым учитывать мнение субъектов хозяйствования и утверждают режимы работы заведений ресторанного хозяйства самостоятельно (в том числе для всех заведений на определенной территории). Является ли правомерным издание таких решений?

Между тем Закон о местном самоуправлении разрешает проводить такое утверждение только для коммунальных заведений.

3. Является ли правомерным требование органов местного самоуправления получать «разрешение на размещение объекта торговли»?

Дело в том, что для требований получать такой документ не было оснований и до вступления в силу НКУ, однако после вступления в силу НКУ, а также внесения изменений в ст. 10 «О благоустройстве населенных пунктов» (которой были дополнительно урезаны полномочия органов местного самоуправления) требования получения таких разрешений встречаются. Такие требования противоречат также ст. 1 Закона о разрешительной системе (такие требования не указаны в Перечне, утвержденном Законом от 19.05.2011 г. № 3392-VI)».— Ред.

Государственной службой Украины по вопросам регуляторной политики и развития предпринимательства рассмотрен Ваш запрос <...> относительно предоставления разъяснения о согласовании режима работы объектов торговли и сферы услуг и необходимости получения разрешения на размещение объекта торговли, направленный письмом <...>, и сообщается следующее.

В соответствии с действующим законодательством торговая деятельность регулируется Хозяйственным и Гражданским кодексами Украины, Законом Украины «О защите прав потребителей», Порядком осуществления торговой деятельности и правилами торгового обслуживания на рынке потребительских товаров (далее — Порядок), утвержденными Постановлением Кабинета Министров Украины от 15.06.2006 № 833, и другими актами законодательства.

Согласно подпункту 4 пункта «б» статьи 30 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» (далее — Закон о местном самоуправлении) к делегированным полномочиям органов сельских, поселковых, городских советов в сфере жилищно-коммунального хозяйства, бытового, торгового обслуживания, общественного питания, транспорта и связи отнесено установление по согласованию с собственниками удобного режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности.

В то же время пунктом 13 Порядка определено, что режим работы торгового объекта и заведения ресторанного хозяйства, принадлежащих к коммунальной собственности, устанавливается органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.

Учитывая то, что Закон о местном самоуправлении имеет более высокую юридическую силу, именно органы сельских, поселковых, городских советов должны согласовывать с собственниками предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания независимо от форм собственности удобный режим работы, а не наоборот. Кроме того, данная норма не предоставляет местной власти никаких разрешительных полномочий.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о разрешительной системе) разрешительная система в сфере хозяйственной деятельности — совокупность урегулированных законодательством отношений, возникающих между разрешительными органами, государственными администраторами и субъектами хозяйствования в связи с выдачей документов разрешительного характера, переоформлением, выдачей дубликатов, аннулированием документов разрешительного характера.

Исходя из определения разрешительной системы в сфере хозяйственной деятельности отношения между органами сельских, поселковых, городских советов относительно согласования режима работы расположенных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания с субъектом хозяйствования (собственником таких объектов) не подпадают под действие Закона о разрешительной системе, поскольку такие отношения не могут быть связаны с получением каких-либо документов разрешительного характера.

Кроме того, следует отметить, что согласование установления режима работы предприятий, учреждений и организаций сферы обслуживания в Перечне документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности, утвержденном Законом Украины от 19.05.2011 № 3392-VI,* отсутствует.

* См. «Бухгалтер» № 43’2012, с. 14т–21т .

Одновременно сообщаем, что процедура такого согласования действующим законодательством не предусмотрена.

В то же время требования некоторых должностных лиц сельских, поселковых, городских советов относительно необходимости получения субъектом хозяйствования от таких органов указанных согласований ограничивают права такого субъекта хозяйствования и противоречат общим принципам хозяйствования, которые определены в статье 6 Хозяйственного кодекса Украины, в части запрета незаконного вмешательства, в частности, органов местного самоуправления, их должностных лиц в хозяйственные отношения.

Согласно части второй статьи 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами Украины.

Согласно статье 31 Хозяйственного кодекса Украины дискриминацией субъектов хозяйствования органами власти признается, в частности, установление запретов или ограничений в отношении отдельных субъектов хозяйствования или групп предпринимателей. Дискриминации субъектов хозяйствования не допускается.

На основании изложенного считаем, что режим работы предприятий, учреждений, организаций сферы обслуживания субъекты хозяйствования (собственники) устанавливают самостоятельно, а в вышеупомянутых случаях, предусмотренных законодательством, орган местного самоуправления обращается к такому субъекту с целью согласования установленного режима работы с обязательным соблюдением последними особенностей продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, осуществления различных видов торговли, работы заведений (предприятий) ресторанного хозяйства.

Относительно необходимости получения разрешения на размещение объектов торговли

Сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг ранее взимался в соответствии с нормами налогового законодательства, в частности Закона Украины «О системе налогообложения» и Декрета Кабинета Министров Украины от 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах», в связи с чем местными органами власти была введена выдача разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг.

Однако со вступлением в силу 05.10.2006 части первой статьи 4 Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон о разрешительной системе) правовых оснований на оформление и выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг (и подобных ему) нет, поскольку необходимость получения такого документа не предусмотрена ни одним законом Украины.

Верховной Радой Украины 02.12.2010 принят Налоговый кодекс Украины, подпунктом 1 пункта 2 раздела «Заключительные положения» которого предусмотрено, что с 01.01.2011 утратили силу, в частности, Закон Украины «О системе налогообложения» и Декрет Кабинета Министров Украины [от] 20.05.93 № 56-93 «О местных налогах и сборах».

Тем самым сбор за выдачу разрешения на размещение объекта торговли и сферы услуг отменен.

Кроме того, Законом Украины от 17.02.2011 № 3038-VI «О регулировании градостроительной деятельности» внесены изменения в Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов», положениями которого отменены полномочия сельских, поселковых и городских советов в сфере благоустройства населенных пунктов в части предоставления разрешения на размещение на территории объектов благоустройства зданий и сооружений социально-культурного, бытового, торгового и другого назначения.

Первый заместитель
 Председателя Государственной службы Украины
 по вопросам регуляторной политики
 и развития предпринимательства
 А. Потимков

От редакции

В отношении первого вопроса выходит, что в принципе режим работы устанавливается предприятиями сферы обслуживания самостоятельно.

В отношении второго вопроса Госпредпринимательство подтвердило свою старую позицию: разрешение на размещение объекта торговли получать не обязательно. Об этом — см. также письмо Госкомпредпринимательства от 30.04.2009 г. № 5022 в «Бухгалтере» № 22’2009 на с. 37, его же разъяснение от 26.10.2010 г. в «Бухгалтере» № 43’2010 на с. 17–19.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше