Темы статей
Выбрать темы

Бытовые и «люминесцентные» отходы: проблемы, связанные с уплатой эконалога и получением соответствующих разрешения и лимитов, в динамике

Редакция БР
Ответы на вопросы

Налоги до лампочки

добрались тоже.

Бытовые и «люминесцентные» отходы:
проблемы, связанные с уплатой эконалога
и получением соответствующих разрешения
и лимитов, в динамике

Наше предприятие занимается оптовой торговлей, а также осуществляет монтаж автомобильных и железнодорожных весов на территории заказчиков. На территории нашего предприятия находятся контейнеры для временного хранения бытовых отходов и специальные закрытые контейнеры для временного хранения отработанных люминесцентных ламп. Такие лампы с целью экономии электроэнергии установлены в офисе. Вывоз и утилизацию указанных отходов на основании договора осуществляет специализированное предприятие.

В конце 2012 года экологической инспекцией была проведена проверка, в результате которой предприятию вменяется в обязанность получить разрешение на размещение и лимиты на образование и размещение люминесцентных ламп.

Просим разъяснить:

Обязано ли наше предприятие получать указанные разрешение и лимиты?

Являлось ли предприятие в 2011–2012 годах плательщиком экологического налога за бытовые и «люминисцентные» отходы?

Нужно ли уплачивать эконалог в 2013 году?

Если предприятие не должно платить эконалог, подавать ли соответствующее заявление и в какие сроки?

Следует отметить, что 1-й и 2-й вопросы взаимосвязаны. Начнем с ответа на 2-й вопрос.

Эконалог 2011–2012: это было недавно...

Проблема с уплатой экологического налога за временное размещение отходов до момента передачи их специализированному предприятию стоит на повестке дня два последних года.* В свое время — уже при действии НКУ — мы разбирались с этим вопросом в «Бухгалтере» № 24’2011 на с. 48–50. При этом обращали внимание на то, что основные противоречия в вопросе взимания эконалога связаны с неправильным толкованием таких терминов, как «размещение отходов» и «специально отведенные места или объекты»: согласно НКУ объект налогообложения увязан с размещением отходов, а размещение — с хранением в специально отведенных местах или объектах.

* По правде говоря, и до вступления в силу НКУ дискуссионным был вопрос, связанный с уплатой «грязного» сбора (предшественника экологического налога) предприятиями, передающими отходы по договору с другим — специализированным — предприятием (см. «Бухгалтер» № 20’2006, с. 46–47).

Основываясь на определении термина «размещение отходов» из п/п. 14.1.223 НКУ в 2011 году**, ГНАУ заняла в этом вопросе исключительно фискальную позицию, о чем свидетельствовали ее разъяснения в ЕБНЗ, а также, например, в ее письмах от 06.05.2011 г. № 12789/7/15-0817, от 26.08.2011 г. № 23116/7/15-2117 (см. извлечение из него в «Бухгалтере» № 42’2011 на с. 24–25).

** «Размещение отходов — хранение (временное размещение до утилизации или удаления) и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами».

Таким образом, по мнению ГНАУ, эконалог должны были уплачивать все предприятия, у которых образуются и хранятся отходы (в том числе бытовые) до момента передачи их специализированному предприятию, кроме спецвторсырьевых, имеющих соответствующую лицензию. А почему они являются плательщиками эконалога? Да потому что все они, с точки зрения ГНАУ, размещают отходы, в том числе и временно. При этом ГНАУ ссылалась на термин «размещение отходов» из п/п. 14.1.223 НКУ.

Между тем ничего эксклюзивного в этом определении термина мы не увидели. Да, оно несколько отличается от более скромного «размещения отходов», приведенного в ст. 1 Закона «Об отходах», под которым понимают только хранение и захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах. Однако при внимательном изучении этого определения из НКУ становится понятным, что никаких принципиальных новшеств по сравнению с Законом «Об отходах» оно не содержит.

Проанализировав в «Бухгалтере» № 24’2011 на с. 49–50 определение этого термина из Закона «Об отходах» и из НКУ, мы пришли к выводу, что уплата эконалога за размещение отходов задумывалась не для всех предприятий, в процессе деятельности которых неизбежно образуются отходы, а только для тех, кто специально занимается их размещением (хранением плюс захоронением). Однако из-за нечеткости определений и жажды наживы некоторых органов практика пошла другим путем. Но даже несмотря на это, мы всегда считали, что с налоговиками по этому поводу можно и нужно спорить.*

* Кстати, Минэкоресурсов в письме от 05.09.2011 г. № 16687/07/10-11 (см. извлечение из него в «Бухгалтере» № 41’2011 на с. 30–31) также обращало внимание на различие между размещенными отходами и временно хранящимися отходами, поскольку дальнейшая судьба таких отходов существенно различается. Исходя из этого Минэкоресурсов пришло к выводу, что места временного хранения отходов, а именно контейнеры для временного хранения отходов, не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным для этого местам или объектам. Аналогичный вывод был сделан Минэкоресурсов и в письме от 04.08.2011 г. № 14364/07/10-11 (см. «Бухгалтер» № 37’2011, с. 15).

К счастью, в конце 2011 года часть вопросов, связанных с размещением отходов, нашла свое разумное решение. ГНСУ издала на эту тему Обобщающую налоговую консультацию относительно уплаты экологического налога, взимаемого за размещение бытовых отходов (утверждена приказом ГНСУ от 16.12.2011 г. № 258, далее — ОНК № 258, см. ее в «Бухгалтере» № 48’2011 на с. 22–23). В ней налоговики признали, что контейнеры или урны для бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам или объектам для хранения отходов. А потому плательщиками эконалога за размещение бытовых отходов являются только те субъекты хозяйствования, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено соответствующее разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам охраны окружающей природной среды или его органов на местах. К ним относятся территориальные органы Министерства экологии и природных ресурсов Украины (Минэкоресурсов).

При этом изданием одной ОНК № 258 налоговики не ограничились: они продолжили отшлифовывать уплату эконалога по разным направлениям. Так, в письме от 12.03.2012 г. № 7005/7/15-2117 (см. «Бухгалтер» № 14’2012, с. 22) было сообщено, что ОНК № 258 применяется с момента вступления в силу нормы, относительно практического применения которой она предоставлена, то есть с 01.01.2011 г. А в письме от 15.05.2012 г. № 13743/7/15-2117 (см. «Бухгалтер» № 21’2012, с. 22–24) ГНСУ пояснила, что ОНК № 258 касается исключительно бытовых отходов; причем сумму излишне или ошибочно уплаченного эконалога за прошлые налоговые периоды 2011 года можно вернуть.

Подведем первые итоги: в 2011–2012 годах предприятие не являлось плательщиком эконалога за временное размещение бытовых отходов.

«Люминесцентные» отходы:
разрешение, лимиты, эконалог

Теперь попробуем разобраться с «люминесцентными» отходами.

Согласно Государственному классификатору Украины «Классификатор отходов ДК 005-96», утвержденному приказом Госстандарта от 29.02.96 г. № 89, лампы люминесцентные отнесены к коду 7710.3.1.26**. А в соответствии с п. 17 раздела А Желтого*** перечня отходов, утвержденного Постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120, отходы ртути и соединений ртути относятся к опасным отходам.

** Лампы люминесцентные и отходы, содержащие ртуть, другие испорченные или отработанные.

*** Это слово означает именно опасные отходы.

В связи с этим действующим законодательством предусмотрены специальные правила для хранения, размещения и утилизации таких отходов, согласно которым хранение и утилизация люминесцентных ламп должны соответствовать определенным требованиям экологической безопасности (так, они предполагают хранение ламп в герметичной таре, которую при необходимости заваривают стальной крышкой и передают по договору спецпредприятию, имеющему лицензию на их утилизацию).

О том, на основании каких документов следует вести учет отходов, ГНАУ разъяснила в письме от 01.07.2011 г. № 17870/7/15-0817 (см. его в «Бухгалтере» № 29’2011 на с. 19–21).

Обращаем внимание также на то, что согласно ст. 32 Закона «Об отходах» запрещается проведение какой-либо хозяйственной деятельности, связанной с образованием отходов, без получения от специально уполномоченных органов исполнительной власти в сфере обращения с отходами лимитов на объемы образования и размещение отходов.

Однако требование относительно необходимости получения лимитов на образование и размещение отходов касается не всех предприятий. Так, в соответствии с п. 8 Порядка разработки, утверждения и пересмотра лимитов на образование и размещение отходов, утвержденного Постановлением КМУ от 03.08.98 г. № 1218, с изменениями (далее — Порядок № 1218), от этой обязанности освобождены:

собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 грн в год;

собственники только бытовых отходов, заключившие договоры на размещение отходов с предприятиями коммунального хозяйства*;

собственники отходов в качестве вторичного сырья, осуществляющие уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов.

* На практике договоры на вывоз бытовых отходов заключаются не только с коммунальными, но и с различными специализированными предприятиями.

 

При смелом подходе отработанные люминесцентные лампы, используемые в офисных помещениях, вполне могут быть отнесены к бытовым отходам. В пользу этого косвенно свидетельствуют Правила предоставления услуг по вывозу бытовых отходов, утвержденные Постановлением КМУ от 10.12.2008 г. № 1070, с изменениями (далее — Правила № 1070).

 

Так, из п. 2 Правил № 1070 вытекает, что опасные отходы могут быть в составе бытовых отходов и при этом они определяются, как

«отходы, образующиеся в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах и имеющие такие физические, химические, биологические и другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды или здоровья человека и которые требуют специальных методов и способов обращения с ними».

В свою очередь, бытовые отходы, как следует из п. 2 Правил № 1070,— это

«отходы, образующиеся в процессе жизни и деятельности человека в жилых и нежилых домах (кроме отходов, связанных с производственной деятельностью предприятий) и не используемые по месту их накопления».

Итак, одно из условий отнесения ламп к опасным бытовым отходам, рассуждают на смелом предприятии,— это неиспользование их в производственной деятельности.** При этом обращают внимание на то, что стоимость люминесцентных ламп, использованных в офисных помещениях, включается в состав административных расходов (п/п. 138.10.2«ж» НКУ).

** Их стоимость, как правило, не включается в себестоимость товаров, работ, услуг. В практике калькулирования себестоимости к продуктам, которые образуются в результате производственного процесса, применяются термины «возвратные отходы» и «попутная продукция». Что касается просто отходов, то в этом случае предприятие на основании внутренних документов может самостоятельно принять решение, в состав каких затрат включить стоимость люминесцентных ламп (в зависимости от функционального назначения помещений, в которых используются эти лампы).

 

Что касается использования их в производственных помещениях***, то это достаточно спорный вопрос и отстоять «бытовую» направленность таких ламп в прениях с налоговиками будет, на наш взгляд, очень сложно.

*** Если лампы эксплуатируются, например, в помещениях, используемых в общепроизводственных целях, то их стоимость может быть включена в состав общепроизводственных расходов в качестве расходов на освещение (п/п. 138.8.5«д» НКУ).

 

В результате вышеизложенного можно согласиться с тем, что производственными являются те отходы, которые образуются именно в процессе производства, а не освещения административных помещений.

Еще раз вернемся к нашим лимитам.

Интересующие нас термины и процедура выдачи «отходных» лимитов установлены Порядком № 1218.

Лимит на образование отходов — это максимальный объем отходов, на который у их собственника есть документально подтвержденное разрешение на передачу их другому собственнику (на размещение, утилизацию, уничтожение и т. п.) или на утилизацию либо размещение на своей территории (п. 2 Порядка № 1218).

Лимит на размещение отходов — объем отходов (отдельно для каждого класса опасности), на который у собственника отходов имеется разрешение на их размещение, выданное органами Минэкоресурсов на местах (п. 2 Порядка № 1218).

Лимит на образование отходов рассчитывается на основании нормативов образования для каждого вида отходов по классам их опасности и должен равняться суммарному объему отходов, размещенных на своей территории и переданных другому собственнику (п. 4 Порядка № 1218).

Если предприятие сумеет доказать, что отработанные люминесцентные лампы относятся к опасным бытовым отходам и у него будет заключен договор со специализированным предприятием, то оно может быть освобождено от необходимости получения лимитов на образование и размещение отходов согласно п. 8 Порядка № 1218, а также от уплаты эконалога. В противном случае предприятию необходимо получить разрешение на размещение отходов и согласовать лимит на образование и размещение.

2013 год: многие уже не размещают...

Ситуация к лучшему в налоговом плане изменилась в 2013 году. Напомним, что Законом от 24.05.2012 г. № 4834-VI в НКУ были внесены долгожданные изменения для плательщиков эконалога, которые вступили в силу с 01.01.2013 г. Прежде всего, следует отметить уточнение, осуществленное в п/п. 14.1.223 НКУ, в соответствии с которым размещением отходов считается

«постоянное (окончательное) нахождение или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получены разрешения уполномоченных органов».

После внесения таких изменений в п/п. 14.1.223 НКУ можно уверенно говорить, что временное размещение любых отходов на территории предприятия до момента передачи специализированному предприятию не будет считаться размещением отходов.

Поэтому предприятие, имеющее отработанные люминесцентные лампы, до передачи их специализированному предприятию не размещает отходы. Это означает, что с 01.01.2013 г. такое предприятие не является плательщиком эконалога. Это — во-первых. А во-вторых, данное предприятие уже не должно получать лимиты. Почему?

Выше мы уже обращали внимание на то, что собственники отходов, для которых платежи за размещение отходов всех классов опасности не превышают 10 грн в год, освобождаются от получения лимитов на образование и размещение отходов (п. 8 Порядка № 1218).

Если же трактовать отработанные люминисцентные лампы как опасные бытовые отходы, то лимиты их собственникам согласно тому же п. 8 Порядка № 1218 получать тоже не нужно при условии заключения соответствующих договоров с предприятиями коммунального хозяйства.

Что касается вопроса, связанного с получением разрешения на размещение отходов, то он отпадает сам собой, поскольку разрешение на размещение отходов вступает в силу после утверждения лимитов на образование и размещение отходов (п. 15 Порядка № 1218). Если нет лимитов, то и вступать в силу нечему.

Кстати, ГНСУ уже высказалась по эконалогу-2013 в письме от 27.12.2012 г. № 12699/0/71-12/15-2117 (см. «Бухгалтер» № 3’2013, с. 31).

Что интересного содержится в этом письме?

Для возможности неуплаты эконалога за временное хранение отходов (независимо от того, бытовые они или производственные) налоговики выдвинули два условия:

наличие у субъекта хозяйствования договора на удаление и утилизацию отходов с субъектами хозяйствования (коммунальными или специализированными предприятиями);

передача отходов в установленные этим договором сроки.

Следует отметить, что ни п/п. 14.1.223 НКУ, ни нормы его раздела VIII «Экологический налог» указанных условий не содержат, хотя эксклюзивными их назвать нельзя: они встречались в консультациях и письмах ГНАУ еще в докодексное время.

Что касается периодичности передачи отходов, то в этой связи напомним, что в соответствии с разъяснением Минприроды (письмо от 02.04.2003 г. № 2798/26-8) допускается временное хранение опасных отходов субъектами хозяйственной деятельности, которые образуют отходы, если эти опасные отходы, образующиеся в течение 6 месяцев текущего года, передаются в тот же срок на договорных условиях другим субъектам хозяйствования (имеющим соответствующие лицензии на право осуществления операций в сфере обращения с опасными отходами) на хранение, обработку, утилизацию, удаление.

Однако, даже если сроки передачи опасных отходов, установленные в договоре, будут нарушены, объекты для взимания эконалога у предприятия, на наш взгляд, все равно не возникнут, поскольку хранение отходов до момента передачи их спецпредприятию никак не будет считаться — согласно п/п. 14.1.223 НКУ — размещением отходов. Место временного хранения отходов не станет и специально отведенным для этого местом и не потребует отдельного разрешения.

В то же время злоупотреблять нарушением сроков хранения опасных отходов не стоит: за это на должностных лиц предприятия в соответствии со ст. 827КоАП налагается административный штраф в размере от 3 до 5 нмдг (от 51 до 85 грн). Налагать его имеют право госинспекторы по охране окружающей природной среды (ст. 2421 КоАП).

Экс-плательщики эконалога:
с приветом (налоговикам) или без

Пунктом 250.9 НКУ установлено следующее:

«Если плательщик налога с начала отчетного года не планирует осуществление выбросов, сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов, образование радиоактивных отходов в течение отчетного года, то такой плательщик налога должен уведомить об этом соответствующий орган государственной налоговой службы по месту расположения источников загрязнения и составить заявление об отсутствии у него в отчетном году объекта исчисления экологического налога. В противном случае плательщик налога обязан представлять налоговые декларации в соответствии с настоящей статьей Кодекса».

Таким образом, чтобы не представлять отчетность по эконалогу в 2013 году, бывшему экоплательщику, который в соответствии с ньютермином из п/п. 14.1.223 НКУ не размещает отходы, следует подать заявление об отсутствии объекта для исчисления эконалога.

ГНАУ в письме от 06.05.2011 г. № 8565/6/15-0816 разъяснила, что типовой формы такого заявления не предусмотрено, поэтому его следует подавать до 1 января соответствующего года в произвольной форме.

Обращаем внимание на то, что не все субъекты хозяйствования должны подавать такое заявление. ГНАУ в вышеупомянутом письме от 15.05.2012 г. № 13743/7/15-2117 сообщила, что если субъект хозяйствования не являлся плательщиком эконалога и в 2011 году, то ему не следует подавать заявление об отсутствии у него в 2012 году объекта исчисления эконалога. Аналогичные разъяснения ГНСУ представила и в ЕБНЗ.

И действительно: если субъект хозяйствования не являлся плательщиком эконалога и вредить окружающей среде не планирует, то на него действие п. 250.9 НКУ не распространяется.

Что касается сроков подачи заявления, то в бухгалтерской периодике высказывается мнение о том, что подавать заявление можно не позднее срока представления налоговой декларации по эконалогу за I квартал отчетного года, то есть не позднее 10.05.2013 г. Объясняется это тем, что ответственность за нарушения правил взимания эконалога в текущем году наступит только после истечения предельного срока представления налоговой декларации по эконалогу. Правда, при этом (на всякий случай!) дается совет не медлить с сообщением налоговикам об отсутствии объекта налогообложения, например, подать такое заявление вместе с декларацией за IV квартал 2012 года, то есть не позднее 11.02.2013 г.

Да, с «лампочкой Ильича» все было проще...

Алла Погребняк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше