Темы статей
Выбрать темы

Покупаем товары (услуги) у ФЛП: какой первичный документ нужен?

Александрова Олеся, налоговый эксперт, o.alexandrova@buhgalter911.com
Покупая товары, услуги у ФЛП, многие предприятия задумываются о том, какую бумагу от него потребовать, чтобы впоследствии не было вопросов от проверяющих. Ведь именно в случае с ФЛП очень легко попасть впросак с подтверждающими документами: мало ли какую «бумажку» он выдаст. А вдруг это будет «не совсем то, что нужно»? Подробнее с этой проблемой разберемся далее.
первичные документы, работа с ФЛП

Без бумажки ты…

Любые хозяйственные операции предприятие должно подтверждать документально ( ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете, пп. 1.2 и 2.1 Положения № 88*). Этого требует и налоговый учет ( п. 44.1 НКУ). Поэтому, совершая покупки у ФЛП, забота о надлежащем документальном подтверждении операций очень даже уместна.

* Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Министерства финансов Украины от 24.05.95 г. № 88.

Если вы осуществляете расчеты с ФЛП за товары (услуги) в безналичной форме, то документами, подтверждающими оплату, будут платежное поручение, выписка банка, банковская квитанция (при внесении оплаты через кассу банка). Документами, подтверждающими поставку, — накладная, акт выполненных работ / предоставленных услуг. Тут все, как и с другими СПД.

А если мы рассчитываемся с ФЛП наличными из кассы предприятия? Тогда оплату подтвердит расходный кассовый ордер с подписью ФЛП о получении денег. Поставку, опять же, подтвердит накладная, акт выполненных работ / предоставленных услуг. А что если к нам в кассу заглянул ФЛП, который при наличных расчетах обязан применять РРО (например ФЛП на общей системе), но при расчетах его не применил. Считаем, что проблемы здесь нет. Все то же самое: расходник подтвердит оплату, накладная или акт — поставку.

А какие документы должно требовать у ФЛП подотчетное лицо предприятия, если расчеты осуществляются через него?

Подтверждать одновременно и покупку, и оплату будет расчетный документ, выданный ФЛП в качестве продавца ( п. 2 ст. 3 Закона об РРО). При этом если предприниматель:

— использует РРО (КУРО с РК), таким документом будет фискальный чек РРО (или расчетная квитанция установленной формы из РК);

img 1

От «РРО-освобожденцев» можно получить и нефискальный чек РРО. Такой документ не является ни расчетным, ни первичным. Соответственно, для расходных целей он бесполезен. В то же время можно попросить продавца поставить на нем свою личную подпись. При ее наличии нефискальный чек станет полноценным первичным документом (при наличии всех обязательных реквизитов из ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете).

— не использует РРО, то расчетный документ может оформляться им в произвольной форме.

Таким документом может быть составленный предпринимателем товарный чек или квитанция об оплате. Правда, налоговики, соглашаясь с оформлением товарного чека в произвольной форме, в то же время говорят, что он должен содержать надпись «Товарный чек» и по наполнению соответствовать чеку РРО, за исключением указания фискального номера РРО и надписи «Фіскальний чек» (консультация из категории 109.10 ЗІР ГФСУ).

img 2

Какие реквизиты являются обязательными для чека РРО, устанавливает Положение № 614**.

** Положение о форме и содержании расчетных документов, утвержденное приказом Государственной налоговой администрации Украины от 01.12.2000 г. № 614.

Еще один момент связан с возможностью выписки предпринимателями, не применяющими РРО при наличных расчетах, приходных кассовых ордеров (ПКО).

Здесь важно напомнить, что ФЛП кассовую книгу не ведут и выписывать кассовые ордера не обязаны ( п. 4.2 Положения № 637***). На это обращалось внимание и в консультации из категории 109.15 ЗІР ГФСУ.

*** Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637.

На наш взгляд, взяв на вооружение утвержденную форму ПКО, по большому счету, ничто не запрещает предпринимателям применять ее по собственному желанию для документального подтверждения принятия наличной оплаты.

img 3

Тем не менее вынуждены предупредить об опасности. НБУ неоднократно (в письмах от 09.03.2011 г. № 11-117/982-3354 и от 05.12.2007 г. № 11-113/4587-12584) говорил о невозможности выписки ПКО предпринимателями. Налоговики часто не признают расходы по таким документам. Причем встречаются судебные решения не в пользу плательщиков.

Предприятию же в таком случае лучше подстраховаться и потребовать от предпринимателя составления либо товарного чека, как того требуют налоговики (см. выше), либо иного документа с обязательными реквизитами первичного. Напомним, что такими обязательными реквизитами являются:

— наименование субъекта хозяйствования, от имени которого составлен документ;

— название документа (формы);

— дата и место составления;

— содержание и объем хозяйственной операции;

— единица измерения хозяйственной операции (в натуральном ­и/­или стоимостном выражении);

— должности и фамилии лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личная или электронная подпись либо другие данные, позволяющие идентифицировать лицо, которое участвовало в осуществлении хозяйственной операции.

Какими первичными документами предприятие будет подтверждать свои расходы, покупая товар на рынке у ФЛП? Опять же это может быть товарный чек. Подойдет и другой документ, содержащий обязательные для первичного документа реквизиты (см. выше).

«Статусные» документы

В заключение заметим: помимо подтверждающих расходы документов, от ФЛП также понадобятся документы, подтверждающие его предпринимательский статус. Подробнее об этом мы писали в журнале «Бухгалтер 911», 2015, № 20.

o.alexandrova@buhgalter911.com

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше