Темы статей
Выбрать темы

На дороги вернутся видеокамеры: чего ждать?

Смердов Виталий, шеф-редактор, v.smerdov@buhgalter911.com
Бывалый автолюбитель сразу скажет: все это не так уж и ново! И будет прав — автоматическая фиксация нарушений ПДД когда-­то уже вводилась и… была признана неконституционной*. Так что, друзья, снова на те же грабли? Увы, это только время покажет. А сейчас перед нами действующий закон, и с ним придется считаться каждому водителю. Поэтому пристегивайтесь — прокатимся по новым нормам с ветерком.
водителю на заметку

* См. решение КСУ от 22.12.2010 г. № 23-рп/2010.

Для начала устроим общий обзор, а уже затем остановимся на самых интересных местах. Первый и самый важный момент: возобновляется фото- и видеофиксация нарушений Правил дорожного движения (далее — ПДД). Сведения, которые будут зафиксированы подобным образом, являются достаточным основанием для привлечения к админответственности, причем делают это без участия нарушителя. Но заметьте: данный порядок касается далеко не всех нарушений ПДД.

Второй момент: появление штрафных баллов. В двух словах: они дают вам возможность совершать нарушения ПДД (зафиксированных в автоматическом режиме — см. выше) без наложения штрафа. Но такая возможность ограничена суммой упомянутых баллов. Теперь обо всем этом подробнее.

Улыбнитесь, вас снимают!

За нарушения ПДД привлечь к админответственности смогут на основании одних лишь данных фото-, видеосъемки. Правда, касается это только нескольких нарушений:

ч. 1 — 3 ст. 122 КУоАП — превышения ограничений скорости движения транспортных средств, проезда на запрещающий сигнал регулирования дорожного движения, нарушения правил остановки и стоянки, а также установленного для транспортных средств запрета двигаться по полосе для маршрутных транспортных средств, по тротуарам или пешеходным дорожкам, въезда на полосу встречного движения;

ч. 1 ст. 123 КУоАП — нарушения правил движения через ж/д переезд (кроме нарушений, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 123 КУоАП).

Предположим, что камера «засекла» такое нарушение. Что дальше? Непосредственно после нарушения — ничего. Водитель продолжит поездку как ни в чем не бывало. Вот только несколько дней спустя от органов МВД поступит постановление о наложении штрафа (заказным письмом с уведомлением). Но как вы думаете: кому? Внимание — его получит физлицо/юрлицо:

img 1

Заметьте: протокол в таком случае не составляется ( ст. 258 КУоАП).

— на которое автомобиль зарегистрирован. При этом днем получения постановления считается день, указанный в почтовом уведомлении о вручении (а при отказе в получении такого постановления — в день проставления в почтовом уведомлении отметки об этом);

— которое ввезло автомобиль на территорию Украины (если такой автомобиль зарегистрирован за пределами территории Украины и согласно законодательству не подлежит регистрации в Украине). Этот вариант мы опустим, тем более что с ним могут возникнуть проблемы. Дело в том, что данного субъекта ответственности прописали в общих нормах КУоАП, но в конкретных статьях, которые касаются ответственности, этого не сделали (в  ст. 122 и  123).

Хорошо, если за рулем находился собственник авто. Но ведь это могло быть и другое лицо (тем более что для передачи права пользования автомобилем достаточно передать регистрационные документы на него). Как же будут действовать в таком случае?

Запомните: постановление все равно будет адресовано собственнику авто. После того как он его получит, вариантов останется немного: или платить, или снимать с себя ответственность. Последнее можно обеспечить одним из двух способов:

1) собственник автомобиля предоставит данные, что автомобиль выбыл из его владения в результате противоправных действий других лиц (например, если его украли), или же сведения о противоправном использовании номерных знаков его автомобиля другими лицами. Причем заметьте: для собственников авто — юрлиц доступен лишь этот способ;

2) в течение 14 дней (видимо, календарных) с момента получения постановления лицо, которое по факту нарушило ПДД, обратится в подразделение Национальной полиции с заявлением об этом и согласием на привлечение к админответственности. Если нарушитель ПДД сделал это, то первое постановление отменят и вместо него вынесут новое. В противном случае штраф придется платить собственнику.

img 2

Он это может сделать лично или при помощи средств телекоммуникационной связи. При этом порядок такого обращения еще должен утвердить Кабмин.

Понимаем, что больше всего вопросов у вас возникло по второму пункту. И первый из них: правомерно ли привлекать к админответственности невиновное лицо? Такая проблема действительно есть, но, увы, пока ее не разрешит КСУ, эти требования придется выполнять. Поэтому лучше разберем несколько прикладных вопросов:

— лицо, которое по факту нарушило ПДД, отказывается заявлять об этом Национальной полиции. Как быть? Начнем с того, что вынудить его сделать это нельзя — для этого нет правовых инструментов. Поэтому штраф в таком случае должен заплатить собственник авто (к слову, это создает проблему для лиц, которые «продавали» свои авто, так сказать, по доверенности). Поправить положение дел он сможет, разве что если затребует с нарушителя возмещения убытков в порядке регресса ( ст. 531 Закона Украины «О дорожном движении» от 30.06.93 г. № 3353-XII);

— оформить упомянутые нарушения ПДД могут только в автоматическом режиме? Не обязательно. То есть такое нарушение ПДД может зафиксировать и должностное лицо Национальной полиции. И в этом случае к админответственности будут привлекать уже фактического нарушителя ПДД (а не собственника авто) — причем в общем порядке;

— могут ли в автоматическом режиме привлечь за какие-либо еще нарушения, кроме упомянутых? Не исключаем, что в поле зрения камер могут попасть и другие нарушения ПДД. Но судя по всему, это мало на что повлияет — привлечь нарушителя в автоматическом порядке (как бы по аналогии) не могут;

— можно ли обжаловать постановление о нарушении ПДД, которое было зафиксировано в автоматическом режиме? Да, это можно сделать в течение 10 дней с даты его вручения ( ст. 289 КУоАП). Причем заметьте: обжаловать его должно лицо, в отношении которого его вынесли, — т. е. собственник авто или нарушитель ПДД.

 

img 3

Привлечение к админответственности за нарушения ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме

 

Срок уплаты штрафов за нарушения, зафиксированные камерой

Для уплаты штрафов за нарушения, зафиксированные в автоматическом режиме, прописали специальные правила ( ст. 3001 КУоАП):

img 4

Учтите: данные сроки действуют только в части уплаты штрафов за нарушения ПДД, зафиксированные в автоматическом режиме. Штрафы за нарушения ПДД в остальных случаях придется платить в общие сроки.

— если в течение 5 банковских дней с даты вручения постановления оплатить 50 % штрафа, остальные 50 % спишут;

— если штраф не уплачивается в течение 30 дней (видимо, банковских, но время покажет) со дня вручения постановления, взыскивается пеня в двойном размере штрафа;

— если штраф и пеня не уплачиваются в течение 30 дней с момента возникновения оснований для их взыскания, постановление подлежит принудительному исполнению.

Штрафные баллы

Это новый вид админвзысканий ( п. 21 ч. 1 ст. 24 КУоАП). Причем такие штрафные баллы будут налагать лишь за нарушения ПДД, которые зафиксированы в автоматическом режиме (см. выше). Но учтите: их введение — не закручивание гаек, а, скорее, наоборот.

Они действуют так: каждый водитель ежегодно с начала года (или с даты получения права управления авто) получает 150 баллов. Затем, если он нарушает ПДД, что фиксируется в автоматическом режиме, с него списывается число штрафных баллов, предусмотренное санкцией статьи. При этом реальный штраф на водителя не наложат до тех пор, пока с него не спишут все баллы, выделенные ему на год.

img 5

Число баллов на год начисляется лишь в этом количестве — не больше, не меньше. Причем независимо от статуса водителя, числа зарегистрированных на него машин и т. п. Такие баллы не уходят в минус и не переносятся на следующий год.

Все это хорошо, но действует такой порядок только в части нарушений, приведенных в  ч. 1 и 2 ст. 122 КУоАП (превышение скорости больше чем на 20 км/ч, проезд на запрещенный сигнал светофора и т. п.). Причем за каждое такое нарушение полагается 50 штрафных баллов. Так что, грубо говоря, в год на камеру можно попасться 3 раза.

И еще один момент, касающийся таких штрафных баллов: налагать их будут в порядке, предусмотренном для нарушений, которые зафиксированы в автоматическом режиме. То есть, в первую очередь, проблемы возникнут у собственника авто.

Когда все это заработает?

Закон № 596**, которым вносятся данные изменения, заработал с 8 августа (дата его официального опубликования — «Голос України», 2015, № 145). При этом отдельные положения данного Закона вступят в силу лишь 7 ноября 2015 года. Но это лишь формальная сторона. Чтобы эти изменения полноценно заработали, потребуется принять подзаконную нормативку и решить ворох технических вопросов. Так что, вероятно, по факту данные новшества заработают еще нескоро.

** Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования регулирования отношений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» от 14.07.2015 г. № 596-VIII.

img 6

К сожалению, при формулировке норм, определяющих дату вступления в силу Закона № 596, законодатель допустил ряд неточностей.

v.smerdov@buhgalter911.com

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше