Темы статей
Выбрать темы

Бонусы от производителя / дистрибьютора за высокие достижения — палка о двух концах НДС‑учета

Смердов Виталий, шеф-редактор, buhgalter911@mail.ua
Обеспечить продажи товара, как правило, даже важнее, чем произвести его… Звучит странно, однако практика это зачастую подтверждает. Например, производители / официальные дистрибьюторы с этой целью нередко привлекают оптовиков / розничных продавцов — дабы те разными способами добивались увеличения объемов продаж конкретных товаров. Взамен, с целью стимулирования соответствующей активности, они предоставляют бонусы. Причем, увы, к НДС-учету таких сумм налоговики, как и прежде, подходят максимально фискально (правда, нередко плательщики сами в этом виноваты). Как раз это мы сейчас и обсудим.
маркетинг, продажи, НДС

Если вы сталкивались/сталкиваетесь с указанным в аннотации способом продвижения товаров, то, скорее всего, знаете, что фискальный подход налоговиков относительно НДС-учета бонусов за достижение определенных объемов продаж или за прочие достижения, зафиксированные в договоре, возник не вчера (см., в частности, письмо ГНСУ от 21.12.2012 г. № 7540/0/61-12/15-3115) и стал для них уже традиционным. Одно из последних разъяснений на этот счет — письмо ГФСУ от 15.03.2016 г. № 5590/6/99-99-19-03-02-15 (далее — письмо № 5590).

img 1В двух словах: «мысль» ГФСУ состоит в том, что действия оптовика / розничного торговца по достижению определенных объемов продаж и т. п. считаются маркетинговыми услугами, а бонусы, которые он получает взамен от производителя / официального дистрибьютора (в частности, на основании кредит-нот), — оплатой таких услуг.

Является ли подобный подход правильным? Ответ напрямую зависит от условий договора и, в целом, документального оформления отношений между производителями / официальными дистрибьюторами и оптовиками / розничными торговцами. Далее поясним наш вывод, но сделаем это в разрезе обеих сторон.

Оптовик / розничный торговец (НДС-обязательства)

Как мы уже говорили, налоговики считают, что действия оптовиков / розничных продавцов по стимулированию сбыта продукции (в частности, по достижению ими определенных объемов продаж и т. п.) являются маркетинговыми услугами. Как результат, у таких лиц при их предоставлении подобных услуг возникает объект обложения НДС (поставка услуг согласно п.п. 14.1.185 и п.п. «б» п. 185.1 НКУ). При этом добавим, что:

— место поставки подобных услуг будет определяться по месту регистрации поставщика — оптовика / розничного торговца ( п. 186.4 НКУ). Таким образом, если заказчиком таких услуг — производителем / официальным дистрибьютором соответствующих товаров выступит нерезидент (это, как показывает практика, распространенная ситуация), обязательства по НДС все равно возникнут;

img 2Учтите: маркетинг и продвижение товаров нельзя отождествлять с рекламными услугами, названными в п.п. «б» п. 186.3 НКУ. В отношении последних место поставки привязывается к месту регистрации получателя услуг.

— датой возникновения НДС-обязательств оптовика / розничного торговца будет или дата поступления оговоренных бонусов, или дата подписания акта — в зависимости от того, какое событие наступит первым. Но вместо акта данную роль может сыграть и другой первичный документ (в зависимости от особенностей документального оформления отношений). В частности, налоговики с этой целью называли дату подписания протокола о достижении определенных объемов закупки, на основании которого будет осуществляться выплата бонусов (см. упомянутое выше письмо № 5590);

— оптовик / розничный торговец по дате возникновения НДС-обязательств должен составить налоговую накладную (НН) и зарегистрировать ее в течение 15 календарных дней. Причем заметьте: это критично для заказчика таких услуг (если он зарегистрирован плательщиком НДС) — ведь только на основании такой НН он сможет отразить налоговый кредит. По этому вопросу также см. следующий раздел данной статьи.

Теперь предлагаем вернуться к исследованию правомерности позиции налоговиков, которая основывается на нескольких нормах НКУ:

Термин/определение

Примечание

14.1.108. маркетинговые услуги (маркетинг) — услуги, которые обеспечивают <…> стимулирование сбыта продукции (работ, услуг) <…> К маркетинговым услугам принадлежат, в том числе: услуги по размещению продукции налогоплательщика в местах продажи <…>

Данное определение показывает, что действия оптовиков / розничных торговцев по стимулированию сбыта продукции с точки зрения НКУ могут расцениваться как маркетинговые услуги

14.1.185. поставка услуг — любая операция, которая не является поставкой товаров <…>

Широкое определение поставки услуг позволяет включить в себя, в том числе, и маркетинговые услуги согласно п.п. 14.1.185 НКУ

188.1 <…>

В состав договорной (контрактной) стоимости включаются любые суммы средств, стоимость материальных и нематериальных активов <…>

Бонусы за такие услуги могут поступать, в частности, в форме денежных средств или скидок на следующие партии товара. При этом независимо от формы они будут объектом обложения НДС

Как видите, у фискального подхода ГФСУ есть аргументы. И мы с ним не спорим… но лишь при условии, что по договору оптовик / розничный торговец обязался совершать активные действия по стимулированию продаж товара. В частности, при помощи:

— оптимального размещения товаров на стендах;

— своевременного обновления ассортимента товаров;

— закупки товаров подходящей для данного региона и сезона ценовой категории и т. п.

В таком случае оптовик / розничный торговец действительно поставляет маркетинговые услуги, а потому они должны облагаться НДС (с правилами их налогообложения вы могли ознакомиться выше).

img 3Это подтверждают и суды (см., в частности, постановление Ивано-Франковского окружного административного суда от 15.01.2016 г. по делу № 809/4411/15).

Другое дело, если договор подобных обязанностей для оптовика / розничного торговца не содержит. Например, договор может предусматривать выплату бонусов за достижение определенных объемов продаж и т. п., но без установления для оптовика / розничного торговца обязанностей по совершению каких-то действий для достижения данной цели. К сожалению, в подобных случаях позиция контролеров неизменна: если при проверке они выявляют получение подобных бонусов, то, как правило, признают поставку маркетинговых услуг с соответствующими доначислениями.

И вот в таком случае мы с подходом проверяющих уже не согласны. Ведь, несмотря на широкое определение поставки услуг в п.п. 14.1.185 НКУ (см. выше), без активных действий такой поставки быть не может. Важно, что с этим согласны и суды (см., в частности, постановление Волынского окружного административного суда от 30.03.2015 г. по делу № 803/336/15-a).

Что касается собственно бонусов от производителей / официальных дистрибьюторов, то в данном контексте — это:

— или безвозвратная финансовая помощь (в «докодексное» время налоговики и сами подтверждали это — в частности, в категории 501.02 ЗІР, действовавшей до 01.01.2011 г.),

— или снижение цены товаров (если бонус предоставляется в форме скидки на следующую партию товара).

Ни то, ни другое не создает объекта обложения НДС для покупателя товаров (в данном случае для оптовика / розничного торговца), а потому подход налоговиков явно противоправен. Но вы можете возразить, что это все теория. А как же поступить на практике?

Предупреждаем: если проверяющие выявят факт получения упомянутых бонусов, то, скорее всего, не будут вдаваться в указанные выше рассуждения и разбираться, оказывались по факту маркетинговые услуги или нет (тем более, что контролеры могут обосновать свои действия ссылкой на многочисленные письма ГФСУ). Поэтому безопаснее всего в таком случае самостоятельно начислить НДС.

Если же вы готовы к спорам с налоговиками, то можете не начислять НДС. Но тогда примите следующие советы:

— позаботьтесь, чтобы договор с производителем / официальным дистрибьютором не указывал на совершение вами действий по продвижению его товара;

— в кредит-нотах или других документах, на основании которых предоставляются бонусы, не должно быть ссылок на оплату услуг;

img 4Кроме того, в таких документах лучше фиксировать, что это не выплата бонусов, а, например, предоставление скидки.

— позаботьтесь, чтобы ваш бухгалтерский учет подтверждал данный подход. В частности, факт получения бонуса можно отражать на субсчете, предназначенном для учета безвозвратной финансовой помощи;

— как мы уже говорили, вам в таком случае нужно готовиться к отстаиванию своей позиции — в первую очередь, в административном суде. А раз так, будьте готовы к уплате судебного сбора в сумме, пропорциональной цене иска*;

* 1,5 % цены иска, но не меньше 1 размера минзарплаты — если подается юрлицом; 1 % цены иска, но не меньше 0,4 размера минзарплаты и не больше 5 размеров минзарплаты — если физлицом (в том числе физлицом-предпринимателем). О приверженности ВАСУ «имущественной» позиции свидетельствует, в частности, постановление Пленума ВАСУ от 05.02.2016 г. № 2.

— в данной ситуации есть и альтернативная стратегия защиты (она неплохо зарекомендовала себя на практике и стала распространенной) — предварительно запросить индивидуальную налоговую консультацию** и после получения фискального ответа обжаловать его в суде.

** Вам будет интересна статья «Индивидуальная налоговая консультация: «слали и будут слать»?» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 37).

img 5Что важно, иск в таком случае неимущественный, а потому размер судебного сбора будет на порядок ниже***.

*** 1 размер минзарплаты — если подается юрлицом; 0,4 размера минзарплаты — если физлицом (в том числе физлицом-предпринимателем).

Производитель / официальный дистрибьютор (налоговый кредит)

Учитывая упомянутые в предыдущем разделе статьи риски, многие, скорее всего, согласятся с подходом налоговиков и начислят НДС-обязательства. При этом то, что для одной стороны является НДС-обязательствами, для второй (в данном случае, для производителя / официального дистрибьютора, зарегистрированного плательщиком НДС) — как правило, налоговый кредит. Поэтому было бы логично разрешить такой второй стороне беспрепятственно отразить его (при соблюдении общих условий для этого).

Но, к сожалению, упорство, с которым налоговики настаивают на квалификации бонусов как компенсации маркетинговых услуг, в данной ситуации сразу улетучивается. Они начинают настаивать на нереальности/бестоварности подобных операций и/или на том, что получение таких услуг не связано с хозяйственной деятельностью. Помочь здесь может только:

— оформление таких услуг как можно большим числом подтверждающих документов (кроме акта о предоставлении услуг). В частности, это могут быть и протоколы с результатами маркетинговых мероприятий, фото-, видеоматериалы и т. п.;

— как можно большая детализация акта о предоставлении услуг — в нем лучше всего зафиксировать каждое действие, совершавшееся для продвижения того или иного товара.

Предупреждаем, что даже такие действия могут не защитить от претензий налоговиков. В то же время они точно помогут вам в споре с ними — особенно в суде (если дело до него, конечно, дойдет).

Как показывает практика, суды в таких случаях готовы занимать сторону налогоплательщика (см., в частности, определение Киевского апелляционного административного суда от 25.02.2014 г. по делу № 826/13295/13-а).

Теги бонусы НДС
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше