Темы статей
Выбрать темы

Финсанкции за нарушение трудового законодательства: изучаем Порядок наложения

Коновалова Елена, заместитель директора Департамента — начальник отдела по вопросам трудовых отношений Государственной службы Украины по вопросам труда
Норма ст. 265 КЗоТ о повышенных размерах штрафов за нарушение законодательства* о труде действует с 01.01.2015 г. До недавнего времени такие штрафы оставались всего лишь задекларированными в трудовом законодательстве. Почему и что изменилось теперь — об этом расскажем в сегодняшней публикации.
трудовые нарушения, штрафы

* Речь идет о штрафе в 30-кратном размере минимальной зарплаты за допуск к работе без оформления трудового договора/контракта, оформление работника на неполное рабочее время в случае выполнения работы полное рабочее время, выплату зарплаты/вознаграждения без уплаты ЕСВ и налогов и т. п. Об этих штрафах мы рассказывали в статьях «Трудо-зарплатное и не только: изменения и новинки» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 3), «Штрафы за «трудовые» нарушения: тонкости, которые заинтересуют каждого» (журнал «Бухгалтер 911», 2015, № 11). — Примеч. ред.

Нет Порядка — нет санкций

Неприменение санкций было связано главным образом с предписанием ч. 4 ст. 265 КЗоТ: штрафы, указанные в  ч. 2 этой статьи, налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями, начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями в порядке, установленном КМУ. Именно этого порядка и не хватало для применения к работодателям штрафов за нарушение ими трудового законодательства.

Порядок появился. Штрафные нюансы

Ситуация изменилась с 10.02.2016 г. С этой даты вступило в силу постановление № 55**, которым и определен механизм наложения штрафов, прописанных в  ч. 2 ст. 265 КЗоТ.

img 1Отметим: отдельного порядка для этого нет. Дело в том, что постановлением № 55 внесены уточнения по поводу наложения штрафов за нарушение трудового законодательства в уже существующий правительственный порядок о наложении штрафов за нарушение законодательства о занятости.

** Постановление КМУ «О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Украины от 17 июля 2013 г. № 509» от 03.02.2016 г. № 55.

То есть с 10.02.2016 г. для наложения штрафов, предусмотренных ч. 2 ст. 265 КЗоТ и ч. 2 — 7 ст. 53 Закона о занятости***, обращаются к единому нормативному документу — Порядку № 509****. Теперь сосредоточимся на «трудовых» штрафах.

*** Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

**** Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509.

Внимание! В общем случае работодателя могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства по результатам проверки Гоструда на основании акта проверки, в котором и зафиксированы выявленные правонарушения.

Итак, есть акт, в котором отражены нарушения трудового законодательства. Что дальше? Рассмотрим последующую цепочку событий на схеме ниже.

img 2

Важно! Без проведения проверки Гоструда штрафы согласно ст. 265 КЗоТ могут налагаться на работодателя на основании решения суда. При этом такое решение должно касаться оформления трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, установления периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы на условиях полного рабочего времени, установленного на предприятии, в учреждении или организации.

Об этом идет речь в  ч. 5 ст. 265 КЗоТ и в дополненном п. 2 Порядка № 509.

На практике такое возможно, если работник самостоятельно обратился в суд за защитой своих трудовых прав, а судебная инстанция приняла решение об оформлении трудовых отношений и установила период работы, чем подтвердила факт правонарушения. В таком случае штраф может быть наложен без проведения проверки на основании решения суда.

img 3Кстати, в таком случае суд примет еще и решение о начислении и выплате такому работнику заработной платы в размере не ниже средней зарплаты по соответствующему виду экономической деятельности в регионе в соответствующем периоде без учета фактически выплаченной зарплаты, а также о начислении и уплате НДФЛ и суммы ЕСВ за установленный период работы ( ст. 235 КЗоТ).

Орган государственной исполнительной службы обеспечивает выполнение постановления Гоструда в отношении уплаты штрафа работодателем ( ч. 6 ст. 265 КЗоТ).

Впрочем, орган государственной исполнительной службы подключится в процесс взыскания штрафов по  ст. 265 КЗоТ только в том случае, если работодатель добровольно не уплатит такой штраф согласно постановлению Гоструда ( п. 11 Порядка № 509).

Обратите внимание! Штрафы, предусмотренные ч. 2 ст. 265 КЗоТ, являются финансовыми санкциями и не относятся к административно-хозяйственным санкциям ( ч. 3 ст. 265 КЗоТ).

Значит, на штрафы по  ст. 265 КЗоТ не распространяется правило по взиманию административно-хозяйственных санкций, установленное ст. 250 ХКУ.

img 4Напомним: согласно ст. 250 ХКУ такие штрафы могут быть применены к субъекту хозяйствования в течение 6 месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через год со дня нарушения.

То есть специалисты Гоструда при выявлении правонарушения могут принять решение о наложении штрафов, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, на работодателя, и «преградой» для этого не может быть истекший срок с даты совершения правонарушения и/или даты его выявления.

Нюансы определения размера штрафа

Если речь идет о нарушении трудового законодательства после 01.01.2015 г. (после появления штрафов, прописанных в  ст. 265 КЗоТ), то размер штрафа во всех случаях привязан к размеру минимальной зарплаты, установленной на момент выявления правонарушения.

Исключение составляет лишь абз. 6 ч. 2 ст. 265 КЗоТ — размер штрафа за нарушение прочих требований законодательства о труде просто привязан к минимальной зарплате без привязки к размеру минзарплаты на дату выявления нарушения. Однако органы Гоструда и в этом случае будут связывать их с размером минимальной зарплаты, установленным законодательством на дату выявления нарушения.

«Старые» нарушения

А если нарушение по факту произошло до 01.01.2015 г.?

В этом случае финансовые санкции к работодателю не применяются, ведь до указанной даты их вовсе не существовало. Однако такое утверждение касается лишь разовых (не длящихся) нарушений.

Если же речь идет о длящихся нарушениях (начавшихся до 01.01.2015 г., но длящихся и выявленных после этой даты), то в этом случае работодатель будет нести ответственность согласно законодательству, действующему на момент выявления нарушения.

img 5То есть в этом случае работодателя могут оштрафовать согласно ст. 265 КЗоТ, а размер штрафа будет зависеть от размера минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения.

Помните! Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде ( ч. 7 ст. 265 КЗоТ). Например, работодатель не подал Уведомление о приеме работника на работу***** и в связи с этим на него наложили штраф. Так вот, несмотря на уплаченный штраф, работодатель обязан подать такое Уведомление.

***** По форме, утвержденной постановлением КМУ от 17.06.2015 г. № 413.

Напоследок отметим: правонарушения, указанные в  ст. 265 КЗоТ, приведены и в ст. 41 КУоАП. Грозят штрафы, предусмотренные ст. 41 КУоАП, должностным лицам предприятий, организаций и учреждений, а также физлицам — предпринимателям. При этом дела о привлечении к ответственности согласно ч. 1 — 4 и 7 ст. 41 КУоАП рассматривает суд ( ст. 221 этого Кодекса).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше