Темы статей
Выбрать темы

СЭАРТ: налоговики «проснулись» и начали разъяснять

Шевчук Михаил, налоговый эксперт, m.shevchuk@buhgalter911.com
«Нет повести печальнее на свете, чем…» о топливо-акцизной проблематике. Казалось бы, после внедрения СЭА НДС налоговики должны были учесть горький опыт и со второй СЭА (топливной) сделать все на порядок лучше. Но по факту получилось даже хуже. О некоторых проб­лемах и путях их решения (в том числе благодаря разъяснениям ГФСУ) поговорим в этой статье.
СЭАРТ, заявление о регистрации, акт инвентаризации, талоны, смарт-карты, передача подрядчику

Заявление о регистрации: если нужно — уточняем!

Такая возможность/обязанность прямо предусмотрена Порядком № 113* (п. 12 разд. ІІ). При этом внесение изменений предусмотрено для случаев (1) ввода в эксплуатацию новых пунктов, (2) вывода из эксплуатации или (3) изменения местонахождения пунктов реализации топлива. Кроме того, здесь же упомянуто «выявление расхождений или ошибок в записях реестра плательщиков относительно таких пунктов».

* Порядок электронного администрирования реализации горючего, утвержденный постановлением КМУ от 24.02.2016 г. № 113.

Более детальную картину случаев уточнения дает сноска 6 к графе 10 заявления о регистрации (ф. № 1-АКП)**.

** Утверждена приказом Минфина от 25.02.2016 г. № 218.

Признак предоставления информации

Код

признака

Первичное предоставление информации о пункте

1

Изменение наименования пункта

2

Изменение признака делегирования права выписки акцизных накладных

3

Изменение местонахождения пункта

4

Изменение типа объекта налогообложения

5

Прекращение реализации горючего через пункт

6

Но и это еще не все. При изменении кода пункта реализации (из графы 3 заявления) тоже нужно уточняться.

Для внесения нужных изменений плательщику достаточно подать регистрационное заявление с уточняемой информацией. В таком заявлении ставится отметка в ячейке «Зміни у даних про пункти реалізації пального». Правильно его заполнить поможет информация в сносках 2 и 4.

img 1При подаче заявления с отметкой «Зміни…» предоставляется информация о новых пунктах и пунктах, относительно которых происходило хотя бы одно из указанных изменений. В случае изменения кода пункта информация предоставляется двумя строками: с предидущим кодом — о прекращении реализации горючего, с новым кодом — первичное предоставление.
В случае изменения местонахождение пункта указывается новое местонахождение такого пункта.

Как одну из возможных причин уточнения данных заявления налоговики называют, в частности, изменения в Справочнике типов объектов налогообложения***, на который они рекомендовали опираться плательщикам при заполнении заявления. Получается, в таком случае плательщик, изначально заполнивший заявление верно, все равно обязан подавать заявление с пометкой «Зміни» по не зависящим от него причинам ☹.

*** http://data.gov.ua/passport/6fe3159e-f121-4aaa-a030-b5887873fbb6/version/3380.

img 2Так, в  письме ГФСУ от 29.03.2016 г. № 6845/6/99-99-21-05-15 налоговики рапортуют о появлении в Справочнике нового объекта «Топливно-заправочный комплекс» с кодом 694.

Акт инвентаризации: операция «уточненка»

«Путеводителем» по вопросам, касающимся акта инвентаризации объемов остатка топлива, является приказ № 219****. Только вот проблемными моментами в этом документе является не только то, что он вступил в силу уже после истечения предельного срока для подачи акта, но еще и то, что об уточнении его данных в нем нет совсем ничего. По крайней мере, если такая необходимость случилась после истечения предельного срока.

**** Приказ Минфина «Об утверждении формы Акта инвентаризации объемов остатка топлива и Порядка его заполнения и представления» от 25.02.2016 г. № 219.

Не сильно «выручили» в этом аспекте и налоговики, ведь в своем разъяснении в категории 116.13 ЗІР они уточнили некоторые моменты, касающиеся такой подачи, только для случаев своевременной подачи акта.

В частности, они указали, что если налогоплательщик направил в контролирующий орган несколько экземпляров акта инвентаризации, то оригиналом считается тот, что был прислан последним до окончания установленного предельного срока представления. Обязательным при этом является условие, что такой акт был принят в базу данных контролирующего органа, о чем плательщику поступила вторая квитанция.

Получается, что на современном этапе внесение изменений в «исходные данные» (указанные в последнем принятом акте) возможно лишь в случае проведения проверки налоговиками.

«Новоприбывшие» плательщики: без входящих остатков

Новые плательщики, которые регистрируются плательщиками акцизного налога согласно п.п. 212.1.15 НКУ, могут задаться вопросом: а имеют ли они право на входящие остатки топлива в «суперформуле»? К сожалению, ответ для них будет неутешительным.

Во-первых, инвентаризацию, о которой шла речь в предыдущем разделе, делали по состоянию на 01.03.2016 г. на протяжении 20 календарных дней с этой даты ( п. 9 подразд. 5 разд. ХХ НКУ) лишь лица, зарегистрированные плательщиками топливного акциза ( п. 2 разд. І Порядка № 219). То есть для сегодняшних новичков эта опция недоступна.

Во-вторых, если топливо «новички» получали от других плательщиков топливного акциза, сами не будучи таковыми, то ни о каких входящих остатках также говорить не приходится. Причина банально проста: учет топлива в СЭАРТ ведется в разрезе плательщиков налога ( п. 27 Порядка № 113), а лиц, не являющихся таковыми, он никоим образом не касается.

img 3По той же причине «новичкам» недоступно увеличение «входящего сальдо» в «суперформуле» по топливу, ввезенному на таможенную территорию Украины. И уж тем более им недоступен овердрафт.

Потому есть смысл сначала пройти процедуру регистрации и лишь после этого приобретать (или импортировать) топливо.

Топливо «под микроскопом»: устанавливаем границы для СЭАРТ

Многие субъекты, имеющие дело с товарами, подпадающими под налоговый термин «топливо» ( п.п. 14.1.1411 НКУ), с ужасом встретили старт СЭАРТ. Дело в том, что множество товаров, приведенных в  п.п. 215.3.4 НКУ, формально также подпадают под ее действие. Налоговики не спешили высказывать свою позицию в этом аспекте, хотя и представлялось, что задумывались изменения явно не с целью отслеживания движения уайт-спирита и ему подобных.

И вот понемногу ГФСУ все же стала «вносить ясность», взяв фискальный вектор. В частности, заслуживает внимания письмо от 17.03.2016 г. № 5880/6/99-99-21-05-15 (ср. ). В нем под «прицел» налоговиков попали присадки к топливу (код УКТ ВЭД 2710 12 90 00) и очистители тормозной системы (код УКТ ВЭД 3811 90 00 00). Так вот, налоговики пришли к выводу, что регистрироваться плательщиком топливного акциза в случае реализации таких товаров нужно ☹.

img 4Предостерегаем от неправильного толкования п. 2 разд. І Порядка № 219, согласно которому не подлежали занесению в акт инвентаризации объемы смесей ароматических углеводородов, толуола, ксилола, углеводородов ациклических, других эфиров простых, антидетонаторов, антиоксидантов, других веществ, отнесенных с 01.01.2016 г. к подакцизным товарам. Речь в данном случае идет лишь о тех товарах из указанного ряда, с которых не был уплачен акциз.

В  письме от 14.04.2016 г. № 8917/10/26-15-40-03-16 ГФСУ делает, по сути, идентичные выводы относительно товара «Реформат» (код УКТ ВЭД 2707 50 90 00).

Получается, в решении вопроса о необходимости регистрации плательщиком топливного акциза (со всеми отягощающими) фискалы исходят из следующего: (1) осуществляется ли реализация топлива в понимании п.п. 14.1.212 НКУ; (2) является ли продаваемый товар топливом в понимании п.п. 14.1.1411 НКУ. При этом для ответа на второй вопрос нужно выяснить, присутствует ли подакцизный товар в  п.п. 215.3.4 НКУ. В общем, топливно-акцизный кошмар продолжается…

Вопросы посредников

Но есть и некоторые «просветы» в «топливном мраке».

Смарт-карты. Реализация смарт-карт — не реализация топлива, подчеркивают налоговики ( письмо от 12.03.2016 г. № 5311/6/99-95-42-01-16-01). Значит, сам факт их продажи к необходимости регистрации в СЭАРТ не ведет. Если продавец смарт-карт не осуществляет операции с физическим получением и отпуском топлива, не имеет при этом собственных АЗС, мест хранения топлива и других объектов, регистрироваться плательщиком акцизного налога ему не нужно (это уже письма от 08.04.2016 г. № 7905/6/99-99-21-05-15 и  от 04.05.2016 г. № 10018/6/99-99-12-03-03-15). При этом налоговики делают акцент на том, что должно также быть соблюдено условие неосуществления других операций, которые являются объектами обложения акцизным налогом в соответствии с  п. 213.1 НКУ.

img 5Смарт-карта (топливная карта) — это платежная карта с вмонтированным микроконтроллером как носителем и обработчиком информации, необходимой для инициирования перевода средств и/или выполнения служебных операций (согласно п. 2.1 Правил Национальной системы массовых электронных платежей, утвержденных постановлением НБУ от 10.12.2004 г. № 620).

Но отпуск топлива по смарт-картам все равно не должен «ускользнуть» от «всевидящего ока» СЭАРТ. Только вот регистрироваться и составлять акцизные накладные при этом обязаны субъекты, с АЗС которых производится отпуск топлива (а не продавцы карт).

Топливные талоны. В их отношении столь однозначных выводов сделать не получится, ведь часто переход права собственности на топливо к посреднику, который покупает топливные талоны для перепродажи, происходит одновременно с переходом права собственности на сами талоны. То есть, по идее, продавцы топливных талонов должны регистрироваться плательщиками топливного акциза, поскольку де-юре топливо в их собственность переходит.

img 6Топливный талон — это специальный талон, приобретенный по условиям и отпускной цене обусловленного номинала, подтверждающий право его владельца на получение на АЗС фиксированного количества нефтепродукта определенных наименования и марки, которые обозначены на нем.

Но ГФСУ достаточно неожиданно заняла либеральную позицию в этом вопросе. Поскольку нет физического получения и отпуска топлива, то нет и необходимости регистрироваться ( письмо от 12.03.2016 г. № 5311/6/99-95-42-01-16-01). В то же время, дабы полностью себя обезопасить, считаем, перепродавцам талонов имеет смысл исключить из договоров об их продаже условия о переходе права собственности на топливо.

Топливо от заказчика — подрядчику

До внедрения топливной СЭА в отношениях заказчика и подрядчика передача топлива от первого второму с целью удешевления стоимости работ была довольно распространенной. Но после появления в НКУ пугающих норм, согласно которым практически любая передача топлива считается его реализацией с вытекающей отсюда необходимостью регистрации плательщиком топливного акциза, на такие операции начали смотреть с боязнью.

И не зря! Налоговики в своих разъяснениях ( письма от 24.03.2016 г. № 6497/6/99-99-19-03-03-15 и  от 08.04.2016 г. № 7874/6/99-99-19-03-03-15) заняли крайне невыгодную для налогоплательщиков позицию, обязуя их в случае подобной передачи топлива регистрироваться плательщиками топливного акциза.

Причем в  письме от 15.04.2016 г. № 8609/6/99-99-19-03-03-15 налоговики уточняют, что при выполнении работы из материала заказчика на условиях договора подряда происходит переход права распоряжения материалом (топливом) от заказчика к подрядчику. А в понимании п.п. 14.1.212 НКУ это также вписывается в понятие «реализация топлива».

img 7Позиция налоговиков не выглядит бесспорной, ведь в  п.п. 14.1.212 НКУ договор подряда прямо не упомянут. Но все же ее придется учесть всем, кто не желает отстаивать в суде свое мнение по этому поводу.

А вот в обратном случае (если подрядчик использует для выполнения работы в пользу заказчика собственное топливо) проблем удастся избежать: ни право собственности, ни право распоряжения топливом к заказчику в таком случае не переходят. Благо понимает это и ГФСУ ( письмо от 15.04.2016 г. № 8610/6/99-99-15-03-03-15).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше