Темы статей
Выбрать темы

Налоговая реформа все ближе: новые детали

Юрий Товстопят • налоговый эксперт, y.tovstopyat@buhgalter911.com
«Я волна, новая волна. Подо мной будет вся страна…» Налоговая реформа начинает приобретать более конкретные очертания. Сегодня предлагаем вашему вниманию недавно появившуюся ее самую свежую вариацию*.­
налоговая реформа, проект

1 С предыдущими вариантами реформ от Минфина мы знакомили вас в материалах «Очередная налоговая реформа-2017: прощупываем почву» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 34) и «С пылу с жару» о налоговой реформе для предпринимателей» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 41).

Начнем с того, что говорим о проекте2, поданном КМУ и зарегистрированном в ВРУ (ранее говорили о более «сырых» разработках). Что принес законопроект?

2 Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно улучшения инвестиционного климата в Украине)» от 07.11.2016 г. № 5368. Найдете здесь: http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=60443.

Администрирование налогов. От перераспределения ролей Минфина и ГФСУ в обновленном проекте не отказались. То есть к Минфину должно перейти право администрирования всех баз данных, предоставления обобщающих налоговых консультаций, а также ряд других функций.

В то же время предоставление индивидуальных налоговых консультаций предположительно останется за налоговиками.

img 1Письменных — за контролирующими органами в г. Киеве, областях, межрегиональными территориальными органами, ГФСУ, а устных — за «периферией».

Кроме того, на веб-сайте ГФСУ должна быть внедрена единая база индивидуальных налоговых консультаций (все письменные консультации будут регистрировать). Планируют установить «верховенство» обобщающих налоговых консультаций над индивидуальными.

Что касается перераспределения ролей в самой ГФСУ, то заниматься проверками налогоплательщиков должны будут лишь ГНИ областного уровня. План-график документальных проверок должен стать общедоступным благодаря его предварительному размещению на сайте ГФСУ.

Электронный кабинет плательщика должен выйти на качественно новый уровень. Для этого в НКУ будут созданы необходимые законодательные предпосылки.

img 2Налоговую полицию заменит финансовая. Насколько от этого изменится суть ее деятельности, узнаете только после появления отдельного закона по этому поводу.

Начисление пени в случае самостоятельного исправления изменений будет проводиться из расчета 100 % учетной ставки НБУ. Понятное дело, лишь в случае возникновения недоплаты и если истекут 90 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты налогового обязательства.

Но в «бочке меда» не обошлось и без «ложки дегтя». Всех плательщиков хотят обязать подать в ГНИ по месту налогового учета уведомление о месте расположения (регистрации) их подразделений, движимого и недвижимого имущества, объектов налогообложения3, которые зарегистрированы, созданы или открыты до 31.12.2017 г.

3 Или объектов, связанных с налогообложением либо через которые осуществляется деятельность.

img 3Сделать это необходимо будет в порядке, установленном п. 63.3 НКУ. Других подробностей нет.

Налог на прибыль. Очертания изменений узнаваемы, если сравнивать с предыдущей их версией. Но не обошлось и без «перекройки» img 4.

Неприбыльщиков должны порадовать установлением не только четких норм в части подачи отчета раз в год, но и правил подачи отчетности в случае допущения ими нарушений правил, прописанных в п. 133.4 НКУ.

Начисление налоговой амортизации основных средств и нематериальных активов без учета стоимости уценки или дооценки, проведенной в бухучете, таки планируют узаконить.

Корректировка в части непроизводственных основных средств или нематериальных активов будет предусматривать:

(1) увеличение финрезультата на сумму:

— остаточной стоимости отдельного объекта, определенной в соответствии с НП(С)БУ или МСФО, в случае его ликвидации или продажи;

— расходов на ремонт4, отнесенных в расходы согласно НП(С)БУ или МСФО;

4 Реконструкцию, модернизацию или другие улучшения.

(2) уменьшение финрезультата на сумму первоначальной стоимости приобретения или изготовления отдельного объекта и расходов на его ремонт*, в том числе отнесенных в расходы согласно НП(С)БУ или МСФО, в случае продажи такого объекта. Но не выше суммы дохода (выручки), полученной от такой продажи.

img 5Вопрос со списанием безнадежной задолженности за счет резерва сомнительных долгов должен решиться путем внесения уточняющих изменений в п. 139.2 НКУ.

Внедрят и другие корректировки, в частности увеличивающую разницу на суммы расходов от признанной неустойки5. Благо теперь круг лиц, в пользу которых ее уплачивают, хотят ограничить лицами, не являющимися плательщиками налога (кроме «физиков»), а также плательщиками на налоговых каникулах 2017 — 2021 img 6.

5 Новые разницы найдете в пп. 140.5.10 — 140.5.12 НКУ.

Как понимаете, от идеи введения последних не отказались. Осчастливить же ими планируют предприятия, у которых годовой доход не превышает 3 млн грн. и размер начисленной за каждый месяц заработной платы (дохода) работников — не меньше двух размеров минзарплаты.

От идеи отмены двойного уменьшения финрезультата до налогообложения на сумму недвижимого налога за объекты нежилой недвижимости также не отказались. Только реализовать ее решили по-другому: убрав из п. 137.6 НКУ возможность уменьшения на такие суммы налога на прибыль к уплате в принципе.

Ускоренная амортизация также осталась в задумке, только теперь она будет ограничиваться лишь машинами и оборудованием (группа 4). Если такие активы будут введены в эксплуатацию с 01.01.2017 г. по 31.12.2018 г., срок их амортизации может равняться двум годам. Но лишь при соблюдении условий п. 42 подразд. 4 разд. ХХ НКУ.

НДС. «Кричащим» нововведением этой версии проекта является появление возможности приостановления налоговиками регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в ЕРНН.

img 7Возможно, это будет в случае, если один из указанных документов подпадет под критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации6.

6 Установить такие критерии будет обязан Минфин. Следует полагать, отдельным приказом.

Перечень данных, указываемых в квитанции о приостановлении регистрации налоговой накладной / расчете корректировки, будет установлен п.п. 201.16.1 НКУ.

Благо при этом штрафа за несвоевременную регистрацию не будет.

Чтобы «разблокировать» регистрацию, плательщику придется обращаться к налоговикам с заявлением и первичкой, подтверждающей фактическое осуществление «подозрительной» операции.

Кроме того, никуда не делась подвергшаяся бурной критике img 8 необходимость указания в налоговой накладной кода товара согласно УКТ ВЭД по всем товарам. Сопутствующее ей дополнение налоговой накладной кодом услуг согласно Государственному классификатору продукции и услуг также никто не отменил. Причем возможность указывать лишь первые 4 цифры кода (если не импорт и не подакциз) может послужить лишь слабым утешением для бухгалтеров, вынужденных (если ничего не изменится) выполнять дополнительный объем работы.

А как же обстоят дела с обещанными позитивными нововведениями? «Свет в конце тоннеля» пока не угас img 9. Так, регистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки можно будет на протяжении 365 дней после их составления.

img 10С такой возможностью неразрывно связано наложение на плательщика штрафа7 за несвоевременную регистрацию в размере 50 % от суммы НДС.

7 Штрафовать за налоговые накладные / расчеты корректировки, которые не выдаются покупателю, а также составленные на поставки для освобожденных и нулевых операций, по-прежнему не будут.

Допущение ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной не хотят оставлять безнаказанным, даже если это не будет мешать идентификации операции.

Сохранилась также возможность регистрировать налоговые накладные, составленные в первой половине месяца, не позднее последнего числа такого месяца, а для составленных во второй половине — не позднее 15-го числа следующего месяца.

Наряду с единым публичным реестром заявлений на бюджетное возмещение НДС, будет введен публичный временный реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения, поданных до 01.02.2016 г. и по которым по состоянию на 01.01.2017 г. суммы НДС не возмещены из бюджета. Главное, чтобы здесь не сыграло правило, что нет ничего более постоянного, нежели временное img 11.

Изменения ждут и сельхозспецрежимщиков. Они сконцентрированы в законопроекте № 51328. Так, с нового года им закроют электронные счета в системе электронного администрирования НДС.

8 Проект Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 15.09.2016 г. № 5132.

НДФЛ. Изменение размера заграничных суточных, не включаемых в общий налогооблагаемый доход, с 0,75 минимальной зарплаты, установленной на 1 января отчетного года, до 40 € остается.

Обратите внимание: на уровне Кодекса планируют прописать возможность получения физлицом консультативной помощи от налоговиков при заполнении годовой налоговой декларации круглый год. То есть без какого-либо ограничения сроков.

Предприниматели на общей системе. По ним снова переиграли img 12. Разбивки на категории (1 — 3) уже нет.

img 13О возможности ведения «микродеятельности», не предполагающей госрегистрации, речь тоже больше не идет.

Но многие позитивные изменения, которые предполагала предыдущая редакция налоговой реформы, сохранились. Вместо включения в расходы предпринимателя суммы «розничного» акциза теперь его хотят просто не включать в доход.

Также дан зеленый свет на включение в расходы сумм налогов, сборов, связанных с хоздеятельностью предпринимателя9; ЕСВ, а также платежей, уплаченных за получение лицензий, разрешений, которые связаны с хоздеятельностью.

9 Исключения: (1) НДС для предпринимателя, зарегистрированного как плательщик НДС, (2) акцизный налог, (3) НДФЛ с дохода от хоздеятельности, (4) налог на имущество.

Учитывать в составе расходов амортизацию основных средств получится (причем у всех предпринимателей на общей системе img 14) в случае ведения своеобразного налогового учета основных средств.

Только в части основных средств «двойного назначения» (легковых и грузовых автомобилей, земельных участков, жилой недвижимости) учесть расходы не получится, как не крути img 15.

Единый налог. Здесь все спокойно img 16. Если не считать «новоминзарплатной» проблемы. Ставки для единоналожников групп 1 и 2 привязаны к размеру минзарплаты. А значит, Новый год в случае двойного повышения последней им придется встретить не в лучшем настроении img 17.

В помощь группе 1 законопроектом № 5132 предлагается сделать привязку ставок единого налога для группы 1 к прожитминимуму на трудоспособное лицо. А его размер «взлетать» не будет. Также единоналожникам группы 1 предлагается разрешить платить ЕСВ от 0,5 минзарплаты10 (а не от 1 минзарплаты, как сейчас). То есть и здесь скачка минзарплаты они не почувствуют.

10 Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 15.09.2016 г. № 5130.

img 18Единоналожникам группы 2 соответственно придется платить единый налог от выросшей в два раза минзарплаты img 19. То же самое и с ЕСВ.

«Левотопливный» акциз. От необходимости регистрации плательщиками «левотопливного» акциза (и участия в системе электронного администрирования реализации топлива) хотят освободить лиц, реализующих топливо в емкостях до 2 л.

Только вот операций по реализации такого топлива его производителями такая поблажка не коснется img 20.

Рентная плата за спецводопользование. Уплачивать этот платеж обязаны будут лишь первичные водопользователи — те, кто использует воду, полученную путем забора воды из водных объектов. Те же, кто использует воду, полученную от первичных либо других водопользователей (магазины, гостиницы, парикмахерские и т. п.), — вторичные водопользователи — от уплаты будут освобождены img 21.

Земельный налог. Предлагают установить, что минимальный размер арендной платы за земли государственной и коммунальной собственности не может быть меньше размера земналога, установленного для соответствующей категории земельных участков на соответствующей территории.

Важное правило предлагают закрепить в части индексации нормативной денежной оценки земель: если индекс потребительских цен по итогам года превысит 115 %, такой индекс в формуле для расчета коэффициента индексации будут применять со значением 115.

Наконец-то на уровне НКУ планируют закрепить особые правила администрирования отдельных налогов (НДФЛ, акцизного налога, единого налога и налога на имущество) на временно оккупированной территории.

img 22Почувствуется это через приостановление начисления штрафов за неуплату и освобождения от уплаты местных налогов.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше