Темы статей
Выбрать темы

Злосчастные формы № 1-РА и № 1-РТ: покой нам только снится?

Шевчук Михаил, налоговый эксперт, m.shevchuk@buhgalter911.com
Вот уже и сентябрь позади. А испытывающие терпение и нервную систему бухгалтеров формы алко- и табачной отчетности для розницы все еще не отменены. Хотя все к тому вроде как идет. Если не повезет, то формы № 1-РА и № 1-РТ1 отпразднуют полугодовой мини-­юбилей. То есть вот уже полгода, как бухгалтеры вынуждены их заполнять и подавать. И что же, изменения опять проходят эту сферу стороной?
розничная торговля алкоголем и табачными изделиями, отчетность

1 Формы утверждены приказом Минфина «Об утверждении форм отчетов по производству и обращению спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и порядков их заполнения» от 11.02.2016 г. № 49 (далее — приказ № 49).

О перспективах отмены

История, собственно говоря, началась сразу после появления форм отчетов. Необходимость их заполнения и подачи ввела в ужас субъектов микро- и малого предпринимательства. Их суммарная доля среди субъектов, получивших лицензии на право розничной торговли алкоголем и табачными изделиями, составляет около 99,92 %.

Возмущение общественности очень редко проходит зря img 1. «Первой ласточкой», восставшей против отчетов, был проект № 2498а2. Но его ВРУ, к сожалению, не приняла.

2 О котором вы могли узнать в том числе из статьи «Алкогольно-табачная отчетность: «живее всех живых» и не только» в журнале «Бухгалтер 911», 2016, № 22.

Результатом многочисленных дальнейших жалоб и обращений в различные органы стало появление решения № 83. Не вдаваясь в подробности, отметим лишь, что в нем Государственная регуляторная служба Украины предложила Минфину внести изменения в приказ № 49. Причем рекомендовала при этом упразднить необходимость подачи розничных отчетов.

3 Решение Государственной регуляторной службы Украины «О необходимости устранения Министерством финансов Украины нарушений принципов государственной регуляторной политики согласно требованиям Закона Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 04.07.2016 г. № 8.

На выполнение этих требований Минфину было дано два месяца (отсчет которых стартовал 04.07.2016 г.). Причем Министерство обязали подготовить соответствующий проект и подать его на согласование службе не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания указанного срока. В противном случае действие приказа № 49 было бы остановлено.

Но проект4 появился-таки. Он был опубликован 02.09.2016 г. И судя по тому, что приказ № 49 на момент отправки этого номера в печать пока что был действующим, Государственную регуляторную службу Украины он, похоже, удовлетворил img 2.

4 Проект приказа Минфина «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Украины от 11 февраля 2016 года № 49». Найдете здесь: http://www.minfin.gov.ua/news/view/proekty-rehuliatornykh-aktiv-dlia-obhovorennia?category=aspekti-roboti.

Но, в чем «собака зарыта», в проекте Минфина об отмене отчетных форм для розничных торговцев речь не идет! В нем заложена идея лишь несколько упростить формы. Кроме того, Минфин обещал решить проблему с подачей уточненных деклараций. Но! Подача уточненок будет возможна… лишь до 10-го числа месяца, следующего за отчетным. То есть по факту это равносильно подаче отчетных новых отчетов img 3.

img 4Подробно останавливаться на предлагаемых изменениях не будем, ведь до 01.10.2016 г. проект приказа находился на стадии общественного обсуждения img 5.

Но неужели этим все и закончится? Надеемся, что нет. Есть и другие инициативы, предполагающие подойти к решению вопроса «с другой стороны». А именно путем изменения ч. 3 ст. 16 Закона № 4815.

5 Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-BP.

Так, законопроект № 49586 уже на полпути к цели. То есть он уже прошел первое чтение (еще 08.09.2016 г.). Вот только сокращение термина подготовки проекта ко второму чтению народные избранники не поддержали. А раз так, то на быстрое принятие рассчитывать не приходится img 6.

6 Проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения лицензионных процедур в сфере внешнеэкономической деятельности» от 12.07.2016 г. № 4958.

img 7С учетом этого за сентябрь нужно отчитаться по «старой схеме».

Есть еще законопроект ГФСУ7. Но в том виде, в котором он был на момент отправки номера в печать, такой законопроект не только не упрощает жизнь розничным торговцам, но и усложняет ее производителям алкоголя и табачных изделий и оптовикам. И это вопреки задекларированным (в том числе в объяснительной записке) благим намерениям img 8!

7 Проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий». Размещен здесь: http://sta-sumy.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2016-rik/69530.html.

То есть, как видите, пока надежда на отмену необходимости подачи отчетов туманна.

Раз уж подавать, что в отчетах указать?

С основными нюансами подачи алкогольно-табачных отчетов вы давно знакомы8.

8 В этом аспекте вам могли быть полезными статьи «Алкогольно-табачная отчетность для розницы: заполняем «новоприбывшие» формы» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 13) и «Актуальные вопросы алкогольно-табачной отчетности» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 21).

Предлагаем обратить внимание на некоторые аспекты, которых в своих разъяснениях коснулись налоговики.

Так, в письме от 17.05.2016 г. № 10689/6/99-99-12-02-02-15 они подтвердили, что в отчет № 1-РА следует включать в том числе и алкогольные напитки, реализуемые субъектом в розничной сети, если те были получены им на комиссию от производителей.

Кроме того, налоговики указали, что в этот отчет включают алкогольные напитки, реализуемые производителем в собственном розничном магазине. Они таким образом должны «засветиться» в колонках 4 и 5 отчета.

В письме от 05.05.2016 г. № 4626/К/99-99-12-01-01-14 ГФСУ рекомендовала отражать объемы испорченных, уничтоженных, утраченных товаров в колонке 7 «Примітки» отчетов № 1-РА и № 1-РТ. Причем с соответствующими объяснениями.

img 9Подтверждает это ГФСУ и в письме от 29.04.2016 г. № 15535/7/99-99-12-01-01-17, в котором она попыталась предоставить короткие рекомендации по заполнению отчетов.

Напоследок пожелаем вам беспроблемного заполнения отчетов и скорейшей отмены их подачи!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше