Темы статей
Выбрать темы

Как единоналожнику учесть товары в мастерской

Мирошниченко Виталина, налоговый эксперт, v.miroshnichenko@buhgalter911.com
Ситуация: предприниматель на едином налоге (плательщик НДС) покупает товары. Часть из них — продает, а часть — использует в мастерской для выполнения работ. Нужно ли вести учет материалов в мастерской? Если не вести, то не начислят ли налоговики при проверке НДС на материалы, использованные в ходе выполнения работ, посчитав их не использованными в хоздеятельности?
предприниматель, единый налог, НДС, учет запасов

Начнем с базовых вещей.

1. Предприниматель не обязан вести бухгалтерский учет. Ведь на предпринимателей не распространяется Закон о бухучете. В то же время ч. 8 ст. 19 ХКУ требует от всех предпринимателей вести первичный (оперативный) учет.

2. Пункт 12 ст. 3 Закона об РРО требует от единоналожников-НДСников вести учет товарных запасов на складах или по месту их реализации «в порядке, установленном законодательством». Правда, ирония в том, что никакого порядка учета товарных запасов для предпринимателей нет и никогда не было! img 1 То есть норма эта «бесштрафная».

3. Книга учета доходов и расходов единоналожника группы 3 формально является учетным регистром для ведения именно учета доходов и расходов, но никак не учета движения товаров.

4. Для целей налогообложения налогоплательщики должны вести учет доходов, расходов, других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухучета, финотчетности, других документов, связанных с исчислением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств (ст. 44 НКУ).

Что в итоге? Чтобы не было вопросов от налоговиков, в идеале предпринимателю нужно обложиться первичными документами, в том числе на внутреннее перемещение товаров.

img 2Позаимствовать можно формы для предприятий из приказа Минстата от 21.06.1996 г. № 193 «Об утверждении типовых форм первичных учетных документов по учету сырья и материалов».

Но… опять же, строго формально, для выкашивания налогового кредита (путем начисления налоговых обязательств) решающее значение имеют либо изначальное намерение использовать товары в не облагаемых НДС операциях / в нехоздеятельности, либо факт такого использования, подтвержденный первичным документом (п. 198.5 НКУ).

Поэтому главная задача предпринимателя — все-таки обзавестись документами, подтверждающими использование купленных товаров в ходе выполняемых работ. Это могут быть калькуляции, расчеты использованных материалов (первичными документами они не являются). И если нехозиспользования товаров по факту нет — стало быть, нет и соответствующей первички (на нехозиспользование) — претензий от налоговиков быть не должно.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше