Темы статей
Выбрать темы

Ставки местных налогов — 2017: стабильность нам только снится

Крук Александр, налоговый эксперт, buhgalter911@mail.ua
Минзарплата. Как много в этом слове… Например, от нее ведут расчет некоторых местных налогов и сборов. Но ВРУ решила — избирательно, правда (!), — что двойной рост налогов/сборов — это многовато будет. И «приняла меры». А пока «местные» перенастроят свои местные налоговые решения на новый лад, ввела переходные правила. О таких переходных нюансах сейчас и поговорим. Поскольку у плательщиков по ним много вопросов.
местные налоги и сборы

«Пляски» у нас вокруг пп. 3 и 4 разд. ІІ Закона № 17911.

1 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2017 году» от 20.12.2016 г. № 1791-VIII.

Первым из вышеназванных установлено, что с 01.01.2017 г. до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год установленные таким органом ставки единого налога для плательщиков первой группы, налога на недвижимость и сбора за места для парковки транспортных средств следует применять с коэффициентом 0,5.

Поэтому при начислении и уплате этих налогов/сборов ориентироваться нужно на:

старые решения местных органов + указанную норму — при начислении обязательств с 01.01.2017 г. по дату вступления в силу нового решения;

img 1Внимание! Тот же Киев успел «привести в порядок» свое решение досрочно. Соответственно в таком случае коэффициенту 0,5 вообще нет места.

новые решения местных органов — при начислении обязательств с даты вступления в силу таких решений до конца года.

Например, решением местного совета была установлена ставка единого налога для предпринимателей группы 1 в размере 10 % минзарплаты. Законодатель же в п. 293.1 НКУ указал, что ставка для этой группы рассчитывается от прожитминимума2.

2 Точнее, от размера прожитминимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года.

До принятия соответствующих изменений местным советом плательщики группы 1 должны рассчитывать размер месячного платежа так: 3200 грн. х 10 % : 100 % х 0,5 = 160 грн. После принятия — платить согласно обновленному решению.

Подчеркнем, что для предпринимателей-единоналожников группы 2 никаких переходных поблажек (применение коэффициента 0,5) не предусмотрено img 2. Поскольку ВРУ не имела цели защищать их от «двойного скачка».

img 3Но здесь навстречу плательщикам в некоторых регионах пошли органы местного самоуправления, снизившие процентную ставку (об этом позже в статье).

Теперь о том, что касается п. 4 разд. ІІ Закона № 1791 (ср. ). Принятые в 2017 году решения органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов попали под его льготные условия. А именно к ним не применяются требования п.п. 4.1.9 и п. 4.5, пп. 12.3.4, 12.4.3 и п. 12.5 НКУ, а также Закона № 11603.

3 Закон Украины «Об основах государственной регуляторной политики в сфере хозяйственной деятельности» от 11.09.2003 г. № 1160-IV.

Так, тот же п.п. 12.3.4 НКУ требует от местных советов официально обнародовать свои решения до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение устанавливаемых местных налогов и сборов или изменений. В противном же случае нормы соответствующих решений применяют не ранее начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом. Но, получается, это правило «обезвредили». Что, в принципе, логично.

С этим понятно. Идем далее.

Конечно, желательным для плательщика выглядит вариант, когда размер налога с «переходным» коэффициентом 0,5 и размер, рассчитанный по новому «местному» решению, совпадают. Если налог декларируют на год вперед (как налог на недвижимость), то налоговые обязательства, рассчитанные с ориентиром на старые решения, не придется пересчитывать/уточнять.

Например, ставка налога на недвижимость за 1 м2 старым решением была установлена на уровне 3 % минзарплаты.

В 2017 году, таким образом, до принятия нового решения с учетом половинчатого коэффициента размер ставки за 1 м2 равен 48 грн. (3200 грн. х 3 % : 100 % х 0,5).

Новым решением аналогичная ставка установлена в размере 1,5 % минзарплаты. Получается, абсолютный ее размер не изменится и будет составлять те же 48 грн. (3200 грн. х 1,5 % : 100 %). Поэтому ни о каких пересчетах/уточнениях речь не будет идти даже в том случае, если новое решение обнародовали (или обнародуют) позднее 20.02.2017 г.

img 4Именно на этот день приходился предельный срок подачи декларации по налогу на недвижимость на 2017 год согласно правилу «празднично-выходного» переноса ( п. 49.20 НКУ).

Еще лучше, если новые размеры ставок налога (а как следствие, и рассчитанные налоговые обязательства) окажутся меньше, нежели раньше. В идеале, конечно, хотелось бы, чтобы такие гуманные img 5 решения появлялись до истечения предельных сроков декларирования того же налога на недвижимость.

img 6Примером может служить решение Одесского горсовета от 08.02.2017 г. № 1599-VII4

4 Было обнародовано 18.02.2017 г. путем публикации в газете «Одесский вестник», 2017, № 7.

Но получается так далеко не всегда img 7. К примеру, добрый img 8 Харьковский горсовет хоть и пошел путем, протоптанным одесскими коллегами5, но его решение увидело свет уже после истечения предельных сроков декларирования налога на недвижимость на 2017 год. А его ставки этим решением также были изменены. В связи с этим многим плательщикам придется подавать уточняющие декларации этого налога.

5 Решение Харьковского горсовета от 22.02.2017 г. № 542/17, которым, в частности, установлена ставка единого налога для плательщиков группы 2 в размере 10 % минзарплаты. Вступило в силу 01.03.2017 г.

Здесь отметим интересный момент со ставками единого налога для группы 2. Тот же Харьковский горсовет с 01.03.2017 г. установил эту ставку на уровне 10 % минзарплаты. Соответственно уже за март единый налог харьковчане могут платить в сумме 320 грн. в месяц.

Беда только в том, что еще не перенастроены программы, отвечающие за начисление таких авансов img 9. Но стоит ли опасаться начисления штрафов за неполную уплату (или даже пени)?

Конечно, решать, платить по новому или пока по старому «тарифу», в конечном итоге вам, но никаких законных предпосылок для наложения санкций в таких случаях нет.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше