Темы статей
Выбрать темы

Итоговая налоговая накладная: проблемные вопросы

Сумцова Ольга, налоговый эксперт, o.sumcova@buhgalter911.com
В 2017 году итоговая налоговая накладная доставляет «розничникам» немало хлопот. Ведь теперь налоговики требуют кодировать товары/услуги и в ней. Кроме того, есть прямая угроза применения к таким налоговым накладным штрафа за несвоевременную их регистрацию. А значит, нужно внимательнее отнестись к моменту выписки итоговых налоговых накладных и их количеству. В сегодняшней статье и разберем эти вопросы.
розничная торговля, налоговая накладная img 1Можно ли составлять итоговую налоговую накладную (с типом причины «11») не каждый день, а реже (например, раз в неделю или раз в месяц)?

В принципе, налоговики не против составления сводной итоговой налоговой накладной один раз в месяц (категория 101.17 ЗІР). Но! Разрешается это только в случае, если выполняются оба таких условия:

1) операции по поставке товаров/услуг осуществляются за наличные одному и тому же покупателю — неплательщику НДС два и более раза в месяц;

2) с таким покупателем заключен соответствующий договор, который предусматривает периодичность поставки товаров/услуг и порядок оплаты их стоимости.

В рознице доказать соблюдение этих условий будет весьма проблематично. Если не сказать, что вообще нереально. Поэтому на практике применить эту консультацию невозможно.

Да и сама суть итоговой налоговой накладной, ее название «по ежедневным итогам операций» заключается в том, чтобы составлять одну налоговую накладную на несколько операций именно по итогам дня, а не, скажем, месяца ( п. 14 Порядка № 1307*).

* Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

Но что грозит плательщику, если он отойдет от этого требования?

Раньше (до 01.01.2017 г.), если обязательства по НДС были задекларированы в полном объеме, за это ничего не было. Даже возможность применения админштрафа по ст. 1631 КоАП была весьма призрачна.

Но вот теперь с этим шутки плохи img 2. Ведь «обновленная» с 01.01.2017 г. норма п. 1201.1 НКУ «намекает» на то, что штрафы за нерегистрацию / несвоевременную регистрацию применяются ко всем налоговым накладным, в т. ч. и к тем, которые не выдаются покупателю.

Поэтому составление итоговых накладных не каждый день может обернуться неприятными последствиями в виде штрафов за нерегистрацию / несвоевременную регистрацию налоговых накладных.

img 3Сколько итоговых налоговых накладных составлять, если есть несколько РРО?

Сразу отметим, что ни НКУ, ни Порядок № 1307 не содержат и намека на то, что на каждый РРО должна составляться отдельная итоговая налоговая накладная. Налоговики сейчас в этом вопросе довольно либеральны. Так, в консультации в ЗІР (категория 101.17) они говорят о том, что предприятие вправе самостоятельно решить:

— составлять отдельные налоговые накладные по ежедневным итогам операций по показателям каждого РРО или платежного устройства;

— составлять одну налоговую накладную по ежедневным итогам операций по показателям всех РРО или платежных устройств.

Правда, если РРО «раскиданы» по вашим филиалам, которым не делегировано право составления налоговых накладных, налоговики уже в другой своей консультации той же категории 101.17 ЗІР не столь либеральны. В ней сказано, что под каждый РРО должна составляться отдельная итоговая налоговая накладная (выписывается от имени головного предприятия). Хотя, по нашему мнению, здесь у предприятия также должно быть право выбора: составлять одну итоговую налоговую накладную, или отдельно под каждый РРО.

Также стоит помнить о том, что если вы осуществляете облагаемые и НДС-льготируемые поставки, объединить их в одной итоговой налоговой накладной не получится ( п. 17 Порядка № 1307).

img 4Как заполнить итоговую налоговую накладную?

Итоговые налоговые накладные не выдаются покупателю, о чем в ее верхнем углу делаем отметку и указываем тип причины «11». В поле «Отримувач (покупець)» указываем «Неплатник», а в поле для ИНН покупателя ставим «100000000000» ( п. 12 Порядка № 1307).

Как заполнить табличную часть? В Порядке № 1307 в отношения особенностей заполнения итоговой налоговой накладной нет ни слова.

Но есть разъяснение налоговиков. И оно не радостное img 5. Исходя из нынешней консультации в категории 101.17 ЗІР, налоговики выступают против записи «Товари в асортименті» в итоговой налоговой накладной. А советуют группировать поставки всех товаров/услуг по группам, отвечающим определенным кодам УКТ ВЭД / кодам услуг.

Конечно же, учитывая ассортимент товаров в рознице, такое «кодирование» может быть весьма хлопотным. Поэтому многие плательщики начали выдумывать способы, как обойти такое требование налоговиков. Например, указывать код УКТ ВЭД лишь какого-то одного товара либо привязываться к услужному коду «47.00 — Роздрібна торгівля».

img 6В итоговой налоговой накладной не заполняются графы 4 — 7 (категория 101.17 ЗІР).

Сразу скажем: все это пока приемлемо. Ведь налоговая накладная покупателю не нужна. И ошибка в коде в итоговой накладной ничем не грозит. Главное, зарегистрировать итоговую налоговую накладную.

После 1 апреля 2017 года налоговики уже могут «задавать плательщику вопросы». С этой даты, напомним, вводится тестовый режим приостановки регистрации налоговой накладной. Но опять же, фактическая блокировка начнется только с 01.07.2017 г.

Тогда вариант с «любым» кодом просто может не пройти. Отметим, что предприятиям ресторанного хозяйства, судя по всему, такая блокировка грозить не будет (планируется, что под возможную блокировку будут попадать налоговые накладные на продажу товаров, а производителей трогать не будут). Также обещают не трогать налоговые накладные с суммой меньше 100 тыс. грн.

Пример итоговой налоговой накладной

img 7
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше