Темы статей
Выбрать темы

Как для целей налоговой накладной определить, поставляется товар или услуга?

Казанова Марина, налоговый эксперт, m.kazanova@buhgalter911.com
Часто плательщики НДС задаются вопросом: что является результатом той или иной деятельности — товар или услуга? Ставить в налоговой накладной код товара или код услуги? Попробуем разобраться в этом вопросе.
налоговая накладная, коды товаров/услуг

На первый взгляд кажется все просто — достаточно заглянуть в договор и посмотреть, как сформулирован предмет договора: он предусматривает выполнение работ/услуг или же все-таки поставку товаров. Но на деле картина немного другая img 1.

Как, к примеру, классифицировать результат «изготовления» чего-либо. По ГКУ договор на изготовление признается разновидностью договора подряда ( ст. 837). А договор подряда предполагает результат в виде выполнения работ. Но ведь «на выходе» заказчик получает материальный объект, т. е. «товарный» результат. Так что же в конечном итоге получаем: товар или услугу?

Весьма полезными в поисках ответа на этот вопрос могут оказаться Классификатор услуг ДК 016:2010* и Методрекомендации № 396**.

* Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010.

** Методологические основы и пояснения к позициям Классификации видов экономической деятельности, утвержденные приказом Госкомстата от 23.12.2011 г. № 396.

Прежде всего, считаем, нужно определить, предполагает ли вообще осуществляемая операция / вид деятельности наличие «товарной» составляющей «на выходе».

Рассмотрим несколько примеров.

Пример 1. Предприятие заказывает у типографии печать рекламных каталогов (по предоставленному оригинал-макету). Что получаем «на выходе»?

По логике — услугу. Ведь фактически рекламные каталоги не являются продуктом типографии. Это же подтверждают и Методрекомендации № 396 (ср. ). Деятельность по печатанию рекламных каталогов относится к классу «18.12» КВЭД (см. пояснения к этому классу). А Классификатор услуг ДК 016:2010 не предусматривает наличия «товарных» кодов (кодов УКТ ВЭД) напротив этого класса КВЭД. Этот класс предусматривает только предоставление услуг.

Поэтому в данном случае налоговая накладная должна быть составлена на услуги.

При этом, поскольку «на выходе» получаем матценности (рекламные каталоги), в налоговой накладной можно использовать «количественную» единицу измерения (шт., тыс. шт.).

Например, типография выполнила печать рекламных каталогов тиражом 5000 экземпляров. В этом случае раздел «Б» табличной части налоговой накладной будет заполнен так:

img 2На практике, поскольку «на выходе» получаем матценности, помимо акта выполненных работ, составляется еще и расходная налоговая накладная, по которой эти каталоги приходуются у заказчика.

1

2

3.1

3.2

3.3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

Поліграфічні послуги з друку рекламного каталогу

18.12

шт

2009

5000

4,00

20

20000,00

Пример 2. Предприятие заключает с рекламным агентством договор на изготовление рекламного стенда для выставки. Изготовленный стенд — это товар или услуга?

Если мы заглянем в Методрекомендации № 396, то увидим, что деятельность по изготовлению рекламных стендов относится к классу 73.11 «Рекламные агентства» КВЭД (см. пояснения к разделам 73.11 и 74.90). Этот класс (73.11) включает обеспечение полного набора рекламных услуг, в том числе изготовление рекламных материалов, их покупку.

Согласно Классификатору услуг ДК 016:2010 код 73.11 классифицируется именно как услуги рекламных агентств. Напротив него мы не увидим еще и коды УКТ ВЭД (которые можно увидеть напротив кодов производственных видов деятельности). Соответственно, этот вид деятельности не предусматривает «товарного» результата. Это чистой воды услуги.

img 3Значит, налоговая накладная в этом случае должна содержать код услуг.

Пример 3. Предприятие заключило с заказчиком договор подряда на изготовление офисной мебели. Налоговая накладная должна составляться на товар или услугу?

Опять же обращаемся к Методрекомендациям № 396. Изготовление мебели (предположим, она изготавливается из дерева) классифицируется по классу 31.01 КВЭД. При этом, если мы заглянем в Классификатор услуг ДК 016:2010, то напротив кода услуги 31.01 увидим еще и указание кода УКТ ВЭД. Соответственно, это тот вид деятельности, который предполагает, если не брать во внимание прочие условия, поставку продукции, т. е. «товарный» результат.

И в п. 81 Методрекомендаций № 396 указано, что подрядчики, т. е. единицы, осуществляющие деятельность за вознаграждение, обычно классифицируются как производители такой продукции.

Правда, производителями они будут считаться только в том случае, если изготавливают эту продукцию за свой счет (т. е. используя свои материалы). Если же в основном используются материалы заказчика, то деятельность по изготовлению будет расцениваться как результат работ (п. 86 Методрекомендаций № 396).

Отсюда можно сделать вывод. Если предприятие по договору подряда изготавливает мебель на заказ из своих материалов, то «на выходе» у него товар. Иначе говоря, в налоговой накладной должно быть указано «меблі офісні» с кодом УКТ ВЭД.

А вот если мебель изготовляется из материалов заказчика, «на выходе» будем иметь услугу — с кодом услуг «31.01».

Пример 4. Ресторан продает готовые блюда своим клиентам. Готовые блюда — товар или услуга?

Это будет услуга.

В Методрекомендациях № 396 указано, что приготовление еды для непосредственного употребления на месте, например в ресторанах, не относится к деятельности по производству пищевых продуктов. Это деятельность, которая относится к классу 56 «Діяльність із забезпечення стравами та напоями».

По классификатору услуг код 56 КВЭД предусматривает только предоставление услуг.

img 4Соответственно в налоговой накладной должен фигурировать код услуг.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше