Как задокументировать?
Чтобы отбиться от возможных претензий налоговиков в отношении маркетинговых услуг, нужно должным образом документально подтвердить тот факт, что услуги: (1) были фактически получены и (2) связаны с хозяйственной деятельностью.
Что это должен быть за пакет документов? Суды считают, что в «идеале» список документов на маркетинговые услуги должен быть такой (см., к примеру, постановление окружного админсуда г. Киева от 19.04.2017 г. № 826/1094/16 и постановление Харьковского апелляционного админсуда от 09.03.2017 г. по делу № 816/2815/14):
1) приказ по предприятию с обоснованием необходимости маркетинговых исследований, указанием времени их проведения, территории и т. п.;
2) договор на маркетинговые услуги;
3) отчет о маркетинговых услугах;
4) акт выполненных работ, в котором детально описывается, какие маркетинговые исследования или другие действия проводились, в каких местах, сколько респондентов было опрошено и др.
Подробнее остановимся на требованиях к основным трем документам: договору, акту выполненных услуг и отчету. Ведь многие субъекты в них указывают обезличенные, общие формулировки, которые не позволяют четко установить факт выполнения услуги.
Договор на маркетинговые услуги. Если это договор на маркетинговые исследования и анализ потребительского спроса (самый распространенный вариант), в нем нужно оговорить цели и объект исследований, вид исследований, территорию и методы выполнения исследований. Также суды считают, что в договоре нужно определить качественные и количественные требования к исследованию.
Предмет договора нужно максимально конкретизировать.Отчет о маркетинговых услугах. Без его составления отстоять факт осуществления маркетинговых услуг будет достаточно сложно. Особое внимание налоговики и суды обращают на то, есть ли в отчете выводы и рекомендации для предприятия-заказчика. С недоверием даже суды, не говоря уже о налоговиках, отнесутся к отчетам, которые содержат обобщенную статистическую информацию и не содержат никаких рекомендаций, разработанных конкретно для предприятия-заказчика.
Смотрите, к примеру, постановление Харьковского апелляционного админсуда от 11.10.2016 г. № 816/670/16, постановление ВАСУ от 08.07.2015 г. № К/800/7181/14.Поэтому отчет с общей информацией о «тенденциях» на рынке явно вызовет подозрения. Кроме того, налоговики, да и суды, обращают внимание на то, связаны ли вообще такие исследования с деятельностью плательщика и была ли в них экономическая целесообразность.
Если говорить об отчете по маркетинговым исследованиям, то, по мнению судов, он должен содержать следующую информацию:
— анализ конкуренции между самыми крупными производителями на оптовом и розничном рынках продажи и оценку уровня конкуренции;
— основные тенденции развития рынка, динамику изменения цен, ассортимент продукции (товара);
— политику ценообразования, анализ импорта и экспорта продукции (товаров) и их влияние на рынок;
— круг потенциальных потребителей и количественные показатели (емкость рынка) планируемой продажи;
— прогнозный план продажи;
— оценку рисков, финансовый план, анализ эффективности проекта;
— прогнозный уровень рентабельности, срок окупаемости проекта;
— выводы и рекомендации по результатам проведенного исследования.
Акт выполненных работ. Здесь важно обратить внимание на подробное описание предоставленных услуг.
Простое указание на то, что заказчик получил услуги, с указанием суммы не пройдет.Акт должен содержать конкретный перечень предоставленных услуг, а также информацию о том, в чем выражен их результат. Причем перечень не должен быть «безликим». Например, если проводился опрос среди покупателей, то акт должен содержать информацию о количестве опрошенных лиц, их возрастной категории, название продукции, которая принимала участие в исследованиях, количественные показатели, объемы продажи товаров в торговых точках и т. п. (см., к примеру, постановление Харьковского апелляционного админсуда от 11.10.2016 г. по делу № 816/670/16).
Но это еще не все. Помимо анализа документов налоговики могут обращать внимание и на следующие моменты:
1. Есть ли в штате предприятия-заказчика работники-маркетологи. Если они есть, то к маркетинговым услугам, заказанным «на стороне», они могут отнестись с подозрением, считая, что у предприятия нет в этом объективной необходимости. Хотя от этих претензий можно отбиваться «спецификой» выполняемой исполнителем работы и загруженностью штатных маркетологов другой работой (см., к примеру, определение ВАСУ от 25.01.2017 г. № К/800/15514/16).
Также налоговики могут заинтересоваться и тем, были ли у самого предприятия-исполнителя физические возможности выполнить исследования (к примеру, достаточно ли у них штатных работников).
Впрочем, это стандартный пункт налоговиков при отработке реальности/нереальности операции .2. Является ли маркетинг одним из видов деятельности исполнителя (есть ли у него такой вид деятельности по КВЭД, как 73.20).
3. Есть ли эффект от проведенных работ — увеличился ли доход заказчика . Впрочем, суды считают, что прирост дохода не имеет принципиального значения при определении реальности получения маркетинговых услуг. Так, например, в определении Харьковского апелляционного админсуда от 10.05.2017 г. по делу № 816/140/17 указано: «нельзя считать доказанной причинно-следственную связь между маркетинговыми услугами и приростом объемов реализации продукции, поскольку на такие показатели могут иметь влияние и другие факторы».
Мотивационные бонусы
Производители/дистрибьюторы нередко с целью увеличения объемов продаж выплачивают оптовым и розничным продавцам мотивационные выплаты (премии, бонусы, другие поощрения) за достижение ими определенного объема продаж.
Правда, с налогообложением таких выплат пока не все так гладко. Мы уже этот момент разбирали*, но все равно напомним, в чем суть проблемы. Дело в том, что налоговики расценивают выплату этих бонусов как плату за маркетинговые услуги и требуют начисления на них НДС.
* Подробнее см. в статьях «Мотивационные выплаты/бонусы и НДС — медвежья услуга от ГФС» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 13), «Бонусы от производителя/дистрибьютора за высокие достижения — палка о двух концах НДС-учета» (журнал «Бухгалтер 911», 2016, № 26).
Поясняют они это тем, что эти бонусы непосредственно связаны со стимулированием сбыта продукции, а значит вписываются в определение маркетинговых услуг из п. 14.1.108 НКУ.Правда, по-хорошему, для того, чтобы такие бонусы считались платой за маркетинговые услуги, и в договоре должно быть прописано условие о том, что продавец взял на себя обязательства по продвижению товара. И налоговики иногда этим манипулируют.
Так, когда речь идет о получателе бонусов, они, невзирая на условия договоров, требуют в любом случае начисления НДС на такие бонусы, признавая поставку маркетинговых услуг. Когда же речь идет о налоговом кредите поставщика в связи с выплатой таких бонусов, здесь они сразу вспоминают об условиях договора. И если в условиях договора ничего не сказано о действиях оптового/розничного продавца по стимулированию продаж, то считают, что это не маркетинговые услуги, и снимают налоговый кредит .
Поэтому если вы начисляете НДС на бонусы, как того требуют налоговики, то для сохранения налогового кредита у второй стороны включайте в договор/допсоглашение формулировку о предоставлении услуг по стимулированию сбыта товара. Например, она может звучать так:
«стороны согласовали, что с целью стимулирования и увеличения объема заказов товаров Покупателем, Поставщик осуществляет выплату Покупателю мотивационной выплаты — Бонуса за предоставление услуг по стимулированию сбыта продукции, достижение результата относительно объема и/или ассортимента закупок Покупателем товаров у Поставщика».
А вот если в договоре не будет оговорки о «стимулировании сбыта», налоговики могут посчитать, что это просто договор купли-продажи, целью которого является достижение плановых показателей по приобретению товаров продавца без дополнительных услуг по продвижению товаров. Соответственно, снимут налоговый кредит.
И суды могут с ними согласиться (см., к примеру, определение Одесского апелляционного админсуда от 01.02.2017 г. по делу № 815/4469/16).Кроме того, для того, чтобы налоговики не засомневались в реальности маркетинговых услуг, в этом случае следует позаботиться и о надлежащем оформлении первички:
— подписывайте отчеты о фактической реализации товаров/услуг (на их основе будет рассчитываться сумма бонусов);
— составляйте акты выполненных работ. Причем они должны содержать, по возможности, детальный перечень действий по стимулированию сбыта / продвижению товаров, совершенных оптовым/розничным продавцом.