Темы статей
Выбрать темы

РК к НН: «Зменшення обсягу при нульовій кількості» или «Зменшення кількості при нульовому обсягу»

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
Сегодня, как и обещали, проанализируем две самые «загадочные» новые причины корректировки «Зменшення обсягу при нульовій кількості» и «Зменшення кількості при нульовому обсягу».

Итак, в категории 101.15 ЗІР появилась консультация, в которой фискалы пояснили, в каких случаях составляются расчеты корректировки (РК) с причинами корректировки «Зменшення обсягу при нульовій кількості» или «Зменшення кількості при нульовому обсягу» и как заполнять РК с этими причинами корректировки.

Сразу отметим: полной картины, когда используются эти причины корректировки, консультация в ЗІР, к сожалению, не дает.

Фискалы пояснили, что причины корректировки «Зменшення обсягу при нульовій кількості» или «Зменшення кількості при нульовому обсягу» используются, если плательщиком некорректно заполнялся предыдущий РК, а именно: корректировку цены отражали в гр. 8 РК (вместо гр. 9) или корректировку количества отражали в гр. 10 (вместо гр. 7). И в результате таких «ошибочных» корректировок количество или объем «обнулились» (стали нулевыми).

Заметьте: РК с этими причинами составляют, если количество/объемы некорректно обнулили полностью!

А вот при их частичном некорректном уменьшении (если не обнулились до конца) составляют РК с причиной «Усунення неоднозначностей»*.

* Подробности найдете в статье «Усунення неоднозначностей»: разъяснения налоговиков» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 20).

Если вместо цены (гр. 9, 10) откорректировали количество (гр. 7, 8), в результате чего обнулилось количество — используем причину корректировки «Зменшення обсягу при нульовій кількості».

Если вместо количества (гр. 7, 8) откорректировали цену (гр. 9, 10), т. е. когда ошибочно обнулили объемы, но осталось количество, то используем причину корректировки «Зменшення кількості при нульовому обсягу».

В заполнении РК с этими двумя причинами корректировки есть свои особенности.

Во-первых, в отличие от того же РК на «Усунення неоднозначностей», РК с этими двумя причинами корректировки заполняется только в одну строку. Добавление новых строк налоговой накладной (НН) в таком РК не осуществляется.

Во-вторых, есть особенности в заполнении количественных и ценовых граф такого РК.

«Зменшення обсягу при нульовій кількості»

«Зменшення кількості при нульовому обсягу»

В гр. 1 указывается № по порядку строки НН, которая корректируется

В гр. 2 указывается причина корректировки (без кавычек):

«Зменшення обсягу при нульовій кількості»

«Зменшення кількості при нульовому обсягу»

Значение гр. 3 — 6 соответствует значению гр. 2 — 5 НН

Графы 7 — 12 не заполняются (! оставляем пустыми, нули, прочерки в них не ставим)

В гр. 7 со знаком «-» указывается количество, которое осталось в результате предыдущих корректировок

В гр. 13 с «-» указывается объем, который остался в результате предыдущих корректировок

Графы 8 — 13 не заполняются (! оставляем пустыми, нули, прочерки в них не ставим)

«Зменшення обсягу при нульовій кількості». Давайте на примере разберем, когда может возникнуть описанная в ЗІР ситуация — корректировку цены провели не в тех графах РК, в результате чего обнулилось количество.

Например, НН была составлена так:

1

2

<…>

6

7

8

9

10

1

Товар А

10

50,00

20

500,00

Потом мы покупателю сделали скидку на товар — «-5 грн.» без учета НДС на каждую единицу товара. Но по ошибке изменение цены показали не в гр. 9 и 10, а в количественных графах.

1

2

3

4-6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Зміна ціни

Товар А

<…>

-10

5

20

-50,00

В итоге после такого РК сейчас программа считает, что у нас нет количества (гр. 6 НН - гр. 7 РК = 0). Хотя корректировка по «сумме» у нас правильная.

На наш взгляд, в этом случае РК на «Зменшення обсягу при нульовій кількості» следует заполнять, только если нам нужно еще раз что-то откорректировать в НН. Ведь такой РК является «минусовым» и заполняется в одну строку.

Едва ли налоговики «прицепятся» к правомерности уменьшения налоговых обязательств по такому некорректно составленному РК.

Если нам не надо ничего корректировать в НН, то нужно, чтобы наши объемы сохранились. Поэтому считаем, что в таком случае РК составлять не нужно. Ведь, повторим, этот РК предполагает только одну строку (на уменьшение объема) и добавления новой строки (с правильным количеством) не предусматривает.

А вот если нужно, например, к НН составить РК на возврат (вернуть товар), то поскольку у нас нет количества, корректировку с причиной «Зміна кількості» или «Повернення товару або авансових платежів» система не пропустит на регистрацию. Не пройдет в этом случае и РК с причиной корректировки «Усунення неоднозначностей». Ведь в РК с этой причиной корректировки требуется заполнение «количественной» гр. 7 (значение которой, кстати, программа сверяет со значением НН и РК). И с «нулем» в гр. 7 с этой причиной РК не пройдет регистрацию. В таком случае по логике и нужно использовать причину корректировки «Зменшення обсягу при нульовій кількості».

Допустим, покупатель возвращает все 10 единиц товара, но уже по «скорректированной» цене 45 грн. за единицу (без учета НДС). В этом случае наш РК будет выглядеть так:

1

2

3

4-6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Зменшення обсягу при нульовій кількості

Товар А

<…>

Не заполняем

-450,00

А если это будет только частичный возврат? Например, покупатель будет возвращать не все 10 единиц товара, а только 5? По логике, в таком случае нам нужно уменьшить в гр. 13 только объем, соответствующий этим пяти единицам (т. е. в гр. 13 показать «-225»). Только вот смущает, что в консультации из ЗІР сказано, что в гр. 13 указывается объем, который остался в результате предыдущих корректировок (т. е. вроде как должен списаться весь объем). В общем, пока с этим не все ясно.

Еще одна из возможных ситуаций, когда теоретически может составляться РК с причиной корректировки «Зменшення обсягу при нульовій кількості» — это РК «на уменьшение» к итоговым и «самосводным» НН.

Особенность таких НН в том, что в них не заполняются ни «количественная» гр. 6, ни «ценовая» гр. 7. Не заполняются эти графы, соответственно, и в РК к таким НН.

А значит, такие причины, как «Зміна ціни» или «Зміна кількості», для таких РК не совсем подходят.

Отметим, что на момент подготовки данной статьи РК к итоговым НН с причиной «Зміна кількості» не проходили регистрацию.

Как видится, для этого случая логично использовать такую причину корректировки, как «Зменшення обсягу при нульовій кількості».

Вопрос только в том: а как быть, если нам, наоборот, нужно увеличить объем по таким НН? Пока не понятно img 1.

Хотя не исключено, что для РК к таким НН разрешат использовать причину корректировки «Зміна номенклатури».

Отметим: пока с регистрацией РК к итоговым и «самосводным» НН есть проблемы.

«Зменшення кількості при нульовому обсягу». Эта причина еще более не понятна, чем предыдущая. Судя из консультации в ЗІР, это может быть такая ситуация.

Например, НН была составлена так.

1

2

<…>

6

7

8

9

10

1

Товар А

10

50,00

20

500,00

Далее был РК на возврат. Но по ошибке этот возврат отразили в графах РК, предназначенных для корректировки цены.

1

2

3

4-6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

Зміна ціни

Товар А

<…>

-50,00

10

20

-500,00

В итоге программное обеспечение налоговиков воспринимает это так, будто бы у нас осталось все количество (ведь уменьшения количества по гр. 7 не было).

Для того чтобы убрать это количество, и составляется РК с причиной «Зменшення кількості при нульовому обсягу».

Только остается вопрос: какой смысл в этом РК? Просто — заполнить его «по-правильному», чтобы избежать претензий налоговиков? Возможно. Но в отношении этой причины корректировки, как впрочем и предыдущей, — еще много невыясненного.

Жаль только, что фискалы не спешат с разъяснениями.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше