Порядок предоставления субсидии на оплату ЖКУ, как и раньше, регулируется Положением № 8481. Последние изменения в этот документ были внесены постановлением № 8412 и применяются они начиная с 01.10.2018 г. Именно на нововведениях в механизме оформления и предоставления субсидии мы и сосредоточимся дальше.
1 Положение о порядке назначения и предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива, утвержденное постановлением КМУ от 21.10.95 г. № 848, в редакции постановления КМУ от 27.04.2018 г. № 329.
Перечень услуг, на которые предоставляется субсидия. С 1 октября перечень услуг, на которые предоставляется субсидия, дополнен двумя позициями: взносы за установление, обслуживание и замену узлов коммерческого учета; взносы за абонентское обслуживание для потребителей коммунальных услуг, предоставляемых в многоквартирных домах по индивидуальным договорам.
Срок назначения субсидии. В вопросе сроков назначения жилищных субсидий Правительство вернулось к нормам, действовавшим до 01.05.2018 г. По общему правилу, субсидия на оплату ЖКУ назначается с месяца обращения до даты окончания отопительного сезона (30 апреля). В случае подачи заявления в течение двух месяцев с начала отопительного (неотопительного) сезона жилищная субсидия назначается с начала такого сезона.
Для арендаторов во внимание принимается еще и срок действия договора аренды жилья (п. 15 Положения № 848).
Рассчитывается жилищная субсидия на неотопительный сезон — с 1 мая по 30 сентября. На отопительный сезон — с 1 октября по 30 апреля. Для домохозяйств, которые используют природный газ или электрическую энергию для индивидуального отопления, жилищная субсидия на отопительный сезон рассчитывается с 16 октября по 15 апреля включительно.
После окончания срока получения жилищной субсидии органы соцзащиты самостоятельно осуществляют расчет субсидии на следующий сезон для домохозяйств, получавших субсидию в предыдущем сезоне. Это не касается: арендаторов; внутренне перемещенных лиц; лиц, которые обращаются за назначением субсидии на твердое топливо; домохозяйств, у которых количество фактически проживающих зарегистрированных лиц меньше, чем количество зарегистрированных лиц; лиц, члены семьи которых не зарегистрированы по адресу домохозяйства; а также лиц, у которых вообще отсутствуют доходы или среднемесячный доход меньше, чем размер минимальной заработной платы, или за них не уплачен единый социальный взнос (в размере не меньше минимального) суммарно в течение трех месяцев в периоде, за который учитываются доходы для назначения субсидии (кроме случаев, когда взнос не уплачен по вине работодателя). Таким лицам на следующий срок субсидия назначается только после подачи новых Заявления и Декларации.
Домохозяйствам, которым жилищная субсидия была назначена на неотопительный сезон 2018 года (в том числе и в размере 0 грн.), субсидия на оплату ЖКУ будет назначена до конца отопительного сезона без дополнительного обращения. Доходы таких лиц будут учтены за I и ІІ кварталы 2018 года.
Субсидия на сверхнормативную площадь жилья. Обычно жилищная субсидия назначается исходя из единой для всех категорий социальной нормы жилья — 13,65 м2 отапливаемой площади на одного человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство (постановление № 4093). Нетрудоспособным неработающим лицам, которые проживают сами, в отдельных случаях по решению Комиссии субсидия может назначаться на норму, превышающую установленную социальную норму жилья, но не более чем на 30 процентов (п. 5 Положения № 848).
Пример. В доме общей площадью 82 м2 зарегистрировано и проживает одно неработающее лицо с инвалидностью. Социальная норма жилья для одного человека составляет 48,87 м2 (13,65 м2 отапливаемой площади на одного человека + дополнительно 35,22 м2 на домохозяйство). Комиссией принято решение назначить субсидию на максимально возможную сверхнормативную площадь 14,66 м2 (48,87 м2 социальная норма жилья для одного человека х 30 %). В таком случае субсидия будет предоставлена на 63,53 м2 (48,87 + 14,66).
Такое решение пересматривается в случае изменения состава лиц, зарегистрированных в помещении, состава семьи члена домохозяйства, трудоустройства таких лиц или возникновения у них других источников доходов.
Субсидия для слишком больших квартир/домов. Постановлением № 841 изменен подход к назначению субсидии на жилые помещения, которые имеют большую площадь. Теперь принимается во внимание не общая, а именно отапливаемая площадь жилого помещения.
Важно! Субсидия не назначается (п.п. 1 п. 6 Положения № 848) на жилые помещения, отапливаемая площадь которых превышает: 120 м2 для квартиры; 200 м2 для индивидуального дома4.
4 Это правило не распространяется на жилые помещения детских домов семейного типа, приемных семей, многодетных семей, семей, в которых на начало месяца, с которого назначается субсидия, проживают трое и более детей, с учетом тех, над которыми установлена опека или попечительство.
Также право на получение жилищной субсидии имеют домохозяйства, если в жилом помещении (доме) оформлено два и более отдельных лицевых счета, при условии, что лицевой счет был разделен до 1 мая 2018 года и отапливаемая площадь части жилого помещения каждого домохозяйства, на которую назначается субсидия, не превышает 120 м2 для квартиры и 200 м2 для индивидуального дома. Если лицевые счета были разделены таким образом после 01.05.2018 г., жилищная субсидия может назначаться по решению Комиссии.
Субсидия не назначается, если среди зарегистрированных в домохозяйстве лиц или членов их семей есть лица, которые, по данным Единого реестра должников, имеют задолженность по исполнительному производству о взыскании алиментов свыше трех месяцев (п.п. 7 п. 6 Положения № 848).
Это не касается лиц, являющихся алко- или наркозависимыми, что подтверждается справкой от врача.
Исчисление дохода для назначения субсидий. При назначении субсидии учитываются доходы лиц, которые зарегистрированы в домохозяйстве, и членов их семей, даже если последние зарегистрированы по другому адресу. Исключение составляют такие случаи (п. 9 Положения № 848): в случае назначения субсидии студентам, зарегистрированным в общежитии по месту обучения, — доходы родителей не учитываются; в случае назначения субсидии одному из родителей, проживающему с ребенком, — не учитываются доходы второму из родителей (в случае если родители разведены).
Постановлением № 841 уточнено, что учитываются начисленные (а не полученные, как было раньше) доходы (п. 10 Положения № 848).
Для расчета жилищной субсидии среднемесячный совокупный доход учитывается (п. 11 Положения № 848): за III — IV кварталы предыдущего календарного года — в случае если жилищная субсидия назначается с начала неотопительного сезона; за I — II кварталы текущего календарного года — в случае если жилищная субсидия назначается с начала отопительного сезона; за два квартала, предшествующих месяцу, который предшествует месяцу обращения за назначением жилищной субсидии, — в случае если жилищная субсидия назначается не с начала отопительного (неотопительного) сезона.
Постановлением № 841 дополнены перечни доходов, включаемых и не включаемых в совокупный доход во время назначения субсидии. Так, не учитываются: уплаченные алименты (при условии документального подтверждения фактической уплаты); специальная бюджетная дотация за выращивание молодняка крупного рогатого скота, родившегося в хозяйствах физических лиц.
Внесены изменения в правила исчисления доходов некоторых категорий граждан (пп. 11 и 12 Положения № 848). Приведем их в таблице.
Правила исчисления доходов отдельных категорий лиц
Категория лиц (или ситуация, имеющая отношение к лицу) | Доход, принимаемый в расчет |
1. Члены домохозяйства, члены семьи лица из состава домохозяйства, достигшие 14-летнего возраста по состоянию на начало периода, за который учитываются доходы | Заработная плата после уплаты налога на доходы физических лиц; пенсия; стипендия; социальные выплаты; пособие по безработице, другие страховые выплаты; денежные переводы, полученные из‑за границы (новая норма); другие доходы |
2. Лица, состоявшие в течение периода, за который учитываются доходы, на срочной военной службе | Половина прожиточного минимума |
3. Лица, обучавшиеся на дневной форме обучения в заведениях среднего образования, профессионально-технических учебных заведениях, заведениях высшего образования | Один прожиточный минимум |
4. Лица, которые зарегистрированы в службе занятости как безработные и в этот период обучались в центрах профессионально-технического образования Государственной службы занятости и не получали пособие по безработице (измененная норма) | Один прожиточный минимум |
5. Лица, получавшие пособие по безработице в размере меньше прожиточного минимума (измененная норма) | Один прожиточный минимум |
6. Лица, получавшие пособие по безработице в размере больше прожиточного минимума (измененная норма) | Фактически полученные доходы |
7. Лица, которые зарегистрированы в службе занятости, но у которых отсутствуют доходы (измененная норма) | Три размера прожиточного минимума за каждый месяц, в котором отсутствуют доходы |
8. Лица, находящиеся в сложных жизненных обстоятельствах (только по решению Комиссии) | Один прожиточный минимум |
9. Лица, которые получали хотя бы один из таких видов дохода, как: стипендия; помощь при рождении (усыновлении) ребенка; помощь лицам с инвалидностью с детства и детям с инвалидностью; помощь по уходу за лицами с инвалидностью I и II групп в результате психического расстройства; помощь лицам, не имеющим права на пенсию, и лицам с инвалидностью; временная государственная социальная помощь неработающему лицу, которое достигло общего пенсионного возраста, но не получило права на пенсионную выплату (измененная норма) | Фактически полученный доход(1) |
10. Лица, которые имели доход (даже меньше минимальной заработной платы) и которые по состоянию на конец периода, за который учитываются доходы, не достигли 18-летнего возраста | Фактически полученные такими лицами доходы |
11. Лица, которые по решению Комиссии отнесены к другим категориям граждан, в частности таким, которые предоставляют социальные услуги | Фактически полученные такими лицами доходы |
12. Лица (у которых отсутствуют доходы или доходы меньше минималки и/или которые не уплачивают соцвзнос), которым назначается субсидия на твердое топливо | Два размера прожиточного минимума |
13. Во всех иных случаях | Три размера прожиточного минимума |
14. Для физических лиц — предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога группы 1 | Одна минимальная заработная плата |
15. Для физических лиц — предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога группы 2 | Две минимальных заработных платы |
16. Для физических лиц — предпринимателей, выбравших упрощенную систему налогообложения и являющихся плательщиками единого налога группы 3 | Три минимальных заработных платы |
17. Пенсионеры (учет дохода в виде пенсии) (измененная норма) | Размер начисленной пенсии за месяц, предшествующий месяцу, с которого назначается жилищная субсидия |
(1) Расчет среднемесячной величины дохода осуществляется путем деления общей суммы совокупного дохода (за период, за который учитываются доходы для назначения субсидии) на количество месяцев, в которых он получен. |
Предоставление субсидий по решению Комиссии. Положением № 848 определены случаи, когда субсидия может назначаться, как исключение, исходя из обстоятельств, сложившихся в семье, по решению Комиссии. Такие Комиссии образуются местными органами государственной исполнительной власти (местного самоуправления). Решение Комиссией принимается на основании акта обследования материально-бытовых условий домохозяйства, составляемого социальным инспектором органа социальной защиты населения.
Обратите внимание: для того чтобы Комиссия рассмотрела вашу исключительную ситуацию, необходимо свое желание отразить в Заявлении о назначении жилищной субсидии.
Заявление и Декларация для назначения субсидии. Напомним, что для назначения субсидии гражданин, личность которого удостоверяется паспортом или другим документом, подает в орган социальной защиты населения по зарегистрированному месту проживания (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту проживания) такие документы (п. 13 Положения № 848):
1. Заявление (по форме, утвержденной приказом № 6045).
2. Декларацию (по форме, утвержденной приказом № 604).
3. Справки о доходах — в случае если информация о доходах, указанная в Декларации, отсутствует в соответствующих органах (ГФС, Пенсионном фонде Украины, фондах соцстрахования и т. п.) и не может быть получена по запросу органа соцзащиты населения. Напоминаем, что в случае невозможности подтвердить такие доходы справкой — эти доходы отражаются в Декларации и подается письменное разъяснение с указанием их размера.
4. Договор найма (аренды) жилья (при наличии).
Кроме того, для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Комиссии, гражданину может быть предложено подать дополнительные документы, которые не предусмотрены Положением № 848. Или гражданин по собственной инициативе может подать дополнительные документы.
Постановлением № 841 четко определены случаи, когда Заявление и Декларация считаются не поданными, а именно:
— не внесены в полном объеме сведения о членах домохозяйства и членах их семьи (т. е. лицах, доходы которых учитываются во время назначения субсидии). Речь идет о таких сведениях, как: фамилия, имя и отчество, семейное положение, число, месяц и год рождения, серия и/или номер паспорта, регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (или серия и номер паспорта для лиц, имеющих отметку в паспорте о праве осуществлять платежи по его серии и номеру);
— не указаны сведения об адресе домохозяйства и номерах лицевых счетов;
— отсутствует согласие на обработку персональных данных и данных о доходах и имуществе членов домохозяйства и членов их семьи (т. е. лиц, доходы которых учитываются во время назначения субсидии).
В случае выявления ошибки в указанных выше данных орган социальной защиты населения уведомляет гражданина о необходимости исправления ошибки в течение 30 календарных дней. Если в течение определенного срока гражданин не исправил ошибку в Заявлении и/или Декларации, в назначении субсидии отказывается.
Указанный срок может быть продлен на время болезни заявителя, что подтверждается документально.
Напомним, что, как и раньше, предусмотрены такие способы предоставления документов для назначения субсидии:
1) лично (при условии предъявления документа, удостоверяющего личность) в орган социальной защиты населения по месту регистрации (арендаторы, внутренне перемещенные лица — по фактическому месту проживания);
2) по почте;
3) через уполномоченное лицо исполнительного органа сельского (поселкового, городского) совета (для жителей сельской местности и территориальных громад);
4) в электронной форме с использованием средств телекоммуникационных систем.
Внимание! Подача Заявления и Декларации в электронной форме должна сопровождаться наложением электронной цифровой или электронной подписи. Полученные Заявление и Декларация, в которых отсутствует электронная цифровая подпись гражданина, обрабатываются органом соцзащиты только после их подписи в течение месяца. В противном случае подаются новые Заявление и Декларация.
Уточнение информации. Обычно орган соцзащиты самостоятельно получает сведения и данные, необходимые для назначения субсидии. Если информацию, необходимую для назначения субсидии, получить невозможно в результате ошибки, обнаруженной во время обмена информацией, орган соцзащиты уведомляет гражданина о необходимости исправления ошибки и проводит расчет жилищной субсидии в течение 10 дней после предоставления им обновленных данных и получения необходимой информации. Если в течение 30 календарных дней после получения такого уведомления гражданин не совершит действий по ее исправлению, ему в субсидии отказывают. Этот срок может быть продлен на время болезни заявителя (при документальном подтверждении).
Обязательный платеж можно вносить не полностью. Граждане, которым назначена субсидия, как и раньше, обязаны ежемесячно уплачивать обязательную часть платежа. Но в случае если стоимость фактически использованной услуги меньше, чем обязательная часть расходов на оплату этой услуги, граждане уплачивают ее фактическую стоимость.