Темы статей
Выбрать темы

Горючее по талонам: акциз и лицензии

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Мы уже писали на «горюче-талонные» темы в связи с изменениями в законодательстве с 1 июля с. г.* Но так как все в нашей жизни нестабильно (а разъяснения фискалов и подавно!), еще раз изложим и наше мнение, и мнения фискалов, как для целей обложения обновленным «горючим» акцизом и целей лицензирования должны рассматриваться операции по продаже (и приобретению) талонов** на горючее.

* См., в частности, статью «Проблемы «горючего» акциза: талоны и Ко» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 26).

** Далее под талонами имеем в виду не только собственно талоны, но и смарт-карты и т. п. «штуковины», дающие право их «держателю» на заправку определенных объемов горючего.

Талоны и акциз. То, что с 1 июля СЭАРГ переориентирована на акцизные склады, вам уже известно. Как и то, что под «это дело» в НКУ «перезаточен» краеугольный подакцизный термин «реализация горючего» (п.п. 14.1.212). Теперь это любые операции по физической(!) передаче/отпуску/отгрузке горючего (с переходом на него права собственности или без, за плату или без) с акцизного склада / акцизного склада передвижного на акцизный склад / акцизный склад передвижной для собственных нужд или любым иным лицам.

Так вот, согласно этому обновленному термину операции по перепродаже «горючих» талонов не могут считаться реализацией горючего, и у фискалов уже нет оснований по причине таких продаж требовать от продавца талонов зарегистрироваться плательщиком «горючего» акциза.

А теперь напомним, что при действии старых акцизных норм фискалы, ориентируясь на прошлое («тривиальное») определение «реализации» (п.п. 14.1.212 НКУ в редакции до 01.07.2019 г.), привязывались к тому, что указывалось в документах. И если при продаже/перепродаже талонов в документах указывалось горючее, а не талоны, то они требовали регистрации продавца талонов плательщиком «горючего» акциза.

А вот, подходя к этой проблеме в свете новых норм НКУ, налоговики в основном делают это взвешенно и говорят об отсутствии необходимости регистрироваться плательщиком горючего акциза при перепродаже талонов, поскольку при этом реализация горючего (отпуск с акцизного склада / акцизного склада передвижного) не производится. Подтверждая при этом, что реализация (согласно новой редакции «14.1.212») происходит только в момент «отоваривания» талонов, т. е. при заправке транспортных средств на АЗС (АГЗС и т. п.)

См. письма ГФСУ от 21.02.2019 г. № 645/6/99-99-12-01-02-15/ІПК, от 15.05.2019 г. № 2181/6/99-99-12-02-02-15/ІПК, от 27.05.2019 г. № 2383/6/99-99-12-02-02-15/ІПК, от 12.06.2019 г. № 2688/6/99-99-12-02-02-15/ІПК, от 18.06.2019 г. № 2781/6/99-99-12-01-04-15/ІПК.

В то же время в некоторых их письмах звучала и уже не стыкующаяся с нормами НКУ «ретропозиция» — с ориентиром на то, что указано в документах (горючее или талоны): см. письма ГФСУ от 03.04.2019 г. № 1424/6/99-99-12-02-02-15/ІПК и от 02.05.2019 г. № 1914/6/99-99-12-02-02-15/ІПК (ср. ). Мы сочли их ошибочными-«ретроспективными». Но вот уже в июле с. г. появляется консультация в категории 116.01 ЗІР, в которой указано: если по данным первичных документов хозсубъект осуществляет операции по получению от поставщиков и реализацию покупателям горючего с помощью талонов и/или смарт-карт, получаемых/передаваемых в дополнение к расходным накладным на горючее, то в этом случае субъект является плательщиком горючего акциза img 1.

Ну что тут сказать? Незаконность выводов очевидна: что бы там в документах ни указывалось (и с какими кодами УКТ ВЭД), при перепродаже талонов «реализации горючего» не будет.

Однако с учетом продавливания налоговиками фискального «ретроподхода», перепродавец талонов, у которого в документах значилось горючее, может нарваться при проверке на штраф по п. 117.3 НКУ.

Поэтому советуем оформлять перепродажу талонов так, чтобы по документам проходили именно талоны. Но здесь отметим, что в вопросе, какой код УКТ ВЭД «рисовать» в НН на талоны (и т. п.), ясности нет.

На практике кто-то берет код на сайте ГФС для прочих товаров «00120». Для смарт-карт, например, используют код «8523 30 00 00» (карточки с магнитной полоской без записи) или «8524 60 00 00» (карточки с магнитной полоской с записью)…

Талоны и лицензии (опт, хранение). Не меньший интерес у перепродавцов талонов вызывает вопрос о получении лицензии на оптовую/розничную торговлю горючим и/или на его хранение. Особенно актуальным этот вопрос становится, когда по документам талоны проходят как горючее, с соответствующими кодами УКТ ВЭД, да еще и в договоре предполагается его ответхранение на АЗС (или т. п.).

Лицензия на хранение обычно не нужна — она должна быть у того, кто фактически хранит на АЗС (т. п.) это горючее. А вот насчет лицензии на «опт» однозначного ответа нет. Определение термина «оптовая торговля горючим» в Законе № 481*** говорит о деятельности «по приобретению и дальнейшей реализации горючего», куда с натяжкой можно втиснуть и перепродажу талонов, когда по документам проходит горючее — с переходом на него права собственности к приобретателю талонов.

*** Закон Украины «О государственном регулировании производства и обращения спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

А на опт есть лицензия и «без места».

Именно так эти операции в упомянутых фискальных письмах от 03.04.2019 г. и от 02.05.2019 г. и ЗІР трактуют их авторы. Так что риск отхватить полумиллионный штраф за безлицензионную торговлю талонами-горючим, пожалуй, имеется.

В то же время в некоторых письмах, касающихся и необходимости получения лицензии для операций по перепродаже талонов, налоговики дают либеральный ответ. Так, в письмах ГФСУ от 08.04.2019 г. № 1502/6/99-99-12-01-01-15/ІПК и от 27.05.2019 г. № 2383/6/99-99-12-02-02-15/ІПК налоговики, ссылаясь на определение термина «реализация горючего» из НКУ (того же п.п. 14.1.212 НКУ — что важно: в новой его редакции!), говорят, что в случае реализации горючего именно в понимании НКУ(!) хозсубъекту необходимо получить лицензии на оптовую или розничную торговлю горючим. Поэтому сами операции по реализации топливных карточек и талонов на горючее не требуют получения соответствующей лицензии.

Впрочем, притягивание фискалами к лицензионным вопросам определения из НКУ, которое не очень стыкуется с терминологией Закона № 481, выглядит сомнительно.

Однако пока они «дуют в такую дуду», постарайтесь получить от фискалов ИНК подобного содержания непосредственно для себя, чтобы спокойно работать с талонами без лицензий…

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше