Темы статей
Выбрать темы

Главбух/директор сменил фамилию: что делать?

Амброзяк Наталья, юрист
Смена фамилии (либо имени-отчества) — дело житейское. Но для главного бухгалтера и директора этот процесс может превратиться в очередную головную боль. Ведь они крепко связаны с предприятием. Куда и что нужно подать, чтобы юрлицо спокойно продолжало функционировать? Как актуализировать данные о предприятии в многочисленных госреестрах? Расскажем обо всем по порядку.

Главный бухгалтер — наемный работник предприятия. Порядок смены данных о нем немного сложнее, чем для обычных сотрудников. Ведь главбух подписывает отчетность, первичку и т. д. Также сведения о нем фигурируют в Едином банке данных о юрлицах у налоговиков.

Директор — тоже работник особенный. Он подписывает договоры, отчетность и прочую первичку. Его данные светятся не только у налоговиков (в Едином банке данных о юрлицах), но и в ЕГР*. Внимание: мы не рассматриваем здесь ситуацию, когда директор является еще и учредителем.

* Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Теперь по поводу процедуры. Всего, что связано с трудовыми отношениями, мы в этой статье обсуждать не будем**. Сосредоточимся на отношениях с контролирующими органами и банками. Обратите внимание: многие из этапов операции «смена Ф. И. О.» в отношении директора и бухгалтера схожи. Но, безусловно, есть и отличия.

** Здесь будут действовать правила как для обычных работников. Подробнее об этом — в статье «Кадровая азбука»: если работник поменял Ф. И. О.» (журнал «Бухгалтер 911», 2017, № 32).

Этап 1. Вносим изменения в ЕГР

Главный бухгалтер. Для него этот этап не актуален. Поэтому если на вашем предприятии меняются Ф. И. О. у главбуха, то можете эту часть статьи пропустить img 1.

Директор. Как мы сказали выше, директор фигурирует в информации о юрлице, содержащейся в ЕГР. Для того чтобы внести изменения в этот реестр, нужно обратиться к госрегистратору или нотариусу. Вам понадобятся такие документы:

— заявление (форма 3***);

*** Форма заявления утверждена приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5.

— решение общего собрания участников (акционеров) о внесении изменений в информацию о юрлице (нотариально заверенная копия или оригинал);

Подписи на этом решении удостоверяются нотариально (п. 6 ч. 1 ст. 15 «госрегистрационного» Закона Украины от 15.05.2003 г. № 755-IV).

— квитанция об уплате админсбора: 580 грн. (ст. 36 того же Закона).

Этап 2. Уведомляем налоговиков

Директор. Данные о новом Ф. И. О. директора автоматически попадают в Единый банк данных о юрлице. Поэтому уведомлять налоговиков по поводу смены фамилии юридическому лицу нет необходимости.

Главный бухгалтер. Данных о главном бухгалтере в ЕГР, как известно, нет. Поэтому к фискалам может попасть информация о нем только от юридического лица.

Для этого нужно подать заявление по форме № 1-ОПП с отметками «Зміни», «Відомості про особу, відповідальну за ведення бухгалтерського та/або податкового обліку».

Срок для подачи: 10 календарных дней с момента смены фамилии. Как мы сказали выше, главбух такой же наемный работник. А значит, в случае смены Ф. И. О. он обязан сообщить об этом своему работодателю. Поэтому, по нашему мнению, 10 дней должны отсчитываться с момента, когда на предприятие поступило заявление о смене фамилии с копиями подтверждающих этот факт документов.

К заявлению в налоговую по форме № 1-ОПП также прилагаются подтверждающие документы (п.п. 66.1.3 НКУ, 119.06 ЗІР). Конкретный их перечень нигде не значится. В этом случае, как правило, подают:

— копию паспорта и идентификационного кода главного бухгалтера;

— копию приказа по предприятию о внесении изменений в информацию о главном бухгалтере.

Особенности заполнения ф. № 1-ОПП. Заполняются только такие разделы:

— 1 — «Податковий номер»;

— 2 — «Повне найменування українською мовою»;

— 4 — «Найменування контролюючого органу, до якого подається заява»;

— 10 — «Головний бухгалтер (бухгалтер чи інша особа, на яку покладено обов’язки з ведення бухгалтерського обліку платника податків)».

К слову, форму № 1-ОПП может заменить заявление по форме № 1-ПДВ (п. 9.3 Порядка учета плательщиков налогов и сборов, утвержденного приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588). Так, если после смены фамилии главбуха предприятие регистрируется плательщиком НДС, то заявление по форме № 1-ОПП подавать уже не нужно.

Но это только в том случае, если налоговики все-таки зарегистрируют вас плательщиком НДС.

Обратите внимание: если предприятие на момент смены фамилии главным бухгалтером является плательщиком НДС, то подавать заявление по форме № 1-ПДВ не нужно. Дело в том, что плательщик обязан подать заявление по форме № 1-ПДВ для перерегистрации в случае, если есть расхождения или ошибки в записях Реестра плательщиков НДС (п. 183.15 НКУ). Но данные о главном бухгалтере в Реестр плательщиков НДС не вносятся (см. п. 2.2 Положения о регистрации плательщиком НДС, утвержденного приказом Минфина от 14.11.2014 г. № 1130).

Последствия неподачи заявления по ф. № 1-ОПП. За неподачу заявления по форме № 1-ОПП грозит штраф в размере 510 грн., а за повторное нарушение — 1020 грн. (п. 117.1 НКУ).

Кроме того, могут возникнуть проблемы с подачей отчетности. А если после увольнения предыдущий главбух подписывал НН, то они будут признаны недействительными со всеми вытекающими последствиями img 2.

Этап 3. Получаем новую электронную подпись

На этом этапе нужно аннулировать ключи, выданные на старую фамилию главного бухгалтера/директора и получить новые.

Для этого необходимо обратиться в один из аккредитованных центров сертификации ключей (АЦСК).

Главный бухгалтер. Договор о признании электронных документов с налоговиками продолжает действовать. То есть после формирования ключей для нового главного бухгалтера направлять новое заявление о присоединении к этому договору не нужно.

Директор. После внесения изменений в ЕГР по поводу директора договор о признании электронных документов с налоговиками прекращает свое действие. То есть при замене директорских ключей вам нужно будет направить новое заявление о присоединении к этому договору.

Директор & главный бухгалтер. Что касается Госстата, ПФУ и Фонда социального страхования Украины, то в эти органы необходимо направить заявление о регистрации ЭЦП.

Единственная проблема на этом этапе — защищенный носитель (токен). Формально для электронного общения, как минимум с налоговиками, нужно, чтобы ключи хранились на защищенном носителе. Хотя здесь не все так однозначно. Тем не менее АЦСК продолжают генерировать ключи на обычных носителях (флешках, дисках и т. д.). Даже АЦСК при ГФСУ пока так поступает. Связано это с тем, что производители не справляются со спросом. Поэтому и выходит, что токен обязателен и не обязателен одновременно.

Этап 4. Уведомляем банк

На этом этапе правила одинаковы как для директора, так и для главного бухгалтера. Обратите внимание: требование о подаче нотариально заверенной карточки с образцами подписей отменено. Также теперь не существует понятий первой и второй подписи.

Но в банк обратиться все-таки придется. Согласно п. 9 разд. І Инструкции № 492**** в банк подается/направляется обновленный перечень распорядителей счетом.

**** Утверждена постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Подавать такой перечень можно как в бумажном, так и в электронном виде. Порядок подачи/направления перечня распорядителей счетом устанавливается внутренними документами банка.

Также банки могут закреплять определенную форму этого документа. Если банк этого не сделал, то перечень может предоставляться в свободной форме (письмо НБУ от 07.02.2019 г. № 57-0007/7109).

На то, какая информация должна содержаться в перечне, указал НБУ в своем письме от 06.05.2019 г. № 57-0007/24014 (ср. ). Этот документ должен содержать: Ф. И. О. распорядителя(ей) счетом, его (их) собственноручную(ые) подпись(и).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше