По общему правилу подрядчик обязан выполнять работы с использованием своих материалов (ч. 1 ст. 839 ГКУ). То есть в данном случае материалы, закупленные для проекта, который впоследствии был изменен, — собственность подрядчика. Соответственно, если заказчик готов их забрать, то такая операция является не чем иным, как продажей.
Если изменение проекта происходит после заключения договора и на такое изменение вы заключали допсоглашение к договору, то можно прямо в допсоглашении прописать, что приобретенные и неиспользованные для первоначального проекта материалы будут компенсированы заказчиком с передачей их ему в собственность. Тогда заключать отдельный договор на продажу материалов не нужно. Таким договором будет выступать непосредственно само допсоглашение.
Возможен и другой вариант — заключить с заказчиком отдельный договор на продажу материалов. Но в любом случае для целей бухгалтерского и налогового учета эта операция будет расцениваться как продажа.
Передачу стройматериалов подрядчику следует оформить либо расходной накладной, либо актом приемки-передачи материалов.
Поскольку в данном случае будет переход собственности на материалы от подрядчика к заказчику, то такая операция будет являться операцией поставки, соответственно — потребует начисления НДС. База обложения — договорная цена, но не ниже цены приобретения материалов (п. 188.1 НКУ).
В бухучете — отражаем продажу запасов. На субсчете 205 «Строительные материалы» предприятия-застройщики отражают движение строительных материалов, приобретенных для выполнения строительно-монтажных работ.
Учитывая, что приобретенные материалы не были использованы по назначению и предназначены для продажи, их целесообразно перевести на счет 28 «Товары».
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, грн. | Бухгалтерский учет | |
дебет | кредит | |||
1 | ТМЦ переведены в состав товаров | 10000,00 | 28 | 205 |
2 | Получена предоплата | 12000,00 | 311 | 681 |
3 | Начислены налоговые обязательства по НДС | 2000,00 | 643 | 641/НДС |
4 | Отгружены материалы | 12000,00 | 377 | 712 |
5 | Списана учетная стоимость материалов | 10000,00 | 943 | 28 |
6 | Списана сумма НДС | 2000,00 | 712 | 643 |
7 | Произведен зачет задолженности | 12000,00 | 681 | 377 |