Темы статей
Выбрать темы

Новое авто: формируем первоначальную стоимость

Шевчук Михаил, налоговый эксперт
Ситуация. Собираюсь вводить в эксплуатацию автомобиль. Дополнительно приобрели летнюю резину и оплатили за установку. Включать эти суммы в первоначальную стоимость? Можно ли отнести в первоначальную стоимость установку ГБО? Ответам на эти вопросы и посвящена статья, которую советуем вам сейчас прочесть.

Вопрос формирования первоначальной стоимости автомобиля на самом деле не так прост, как кажется на первый взгляд.

«Путеводной звездой» img 1 по определению первоначальной стоимости основных средств, в том числе и автомобилей, является П(С)БУ 7. При этом конечный результат — конкретная сумма первоначальной стоимости объекта — интересен в целях как бухгалтерского, так и налогового учета. Но начнем с бухправил.

Бухгалтерский учет. Автомобиль — это объект основных средств (согласно п. 4 П(С)БУ 7). Учитывают его на субсчете 105 «Транспортные средства». Вернее, там учитывают его первоначальную стоимость, которая попадает туда с субсчета 152 «Приобретение (изготовление) основных средств».

Состав первоначальной стоимости основных средств прямо указан в п. 8 П(С)БУ 7. Давайте рассмотрим на конкретных примерах, включаются те или иные расходы в первоначальную стоимость транспортных средств или нет.

Расходы, которые входят/не входят в первоначальную стоимость автомобиля

Вид расходов

Вид расходов

Формируют первоначальную стоимость

НЕ формируют первоначальную стоимость

Пенсионный сбор (подробнее о нем поговорим в отдельном подразделе статьи)

Расходы на страхование гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств

Платные услуги сервисных центров МВД

Расходы на добровольное страхование автомобиля (КАСКО и т. п.)

Стоимость услуг таможенного брокера

Финансовые расходы, связанные с покупкой автомобиля. Те же проценты по кредиту1

Плата за таможенное оформление, если оно происходит вне места расположения таможенных органов или в нерабочее время

Платные услуги банков (комиссионные и прочие подобные платежи, которые банки взимают за свои услуги)

Суммы непрямых налогов в связи с приобретением (созданием) авто (если они не возмещаются предприятию/учреждению), в том числе акцизный налог

Вознаграждение посредникам (комиссионерам, агентам и т. п.) за услуги при покупке автомобиля по договорам поручения (комиссии и т. п.)

Транспортный налог

1 Подробности найдете в статье «Авто в кредит: учет процентов по кредиту» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 9).

Теперь отдельно поговорим о расходах, интересовавших пользователя портала.

Летняя резина и ее установка. Автомобильные шины по своей сути являются запасными частями. Их учет ведут на одноименном субсчете 207. Но касается это шин, приобретенных отдельно от автомобиля.

Автомобильные шины, находящиеся на колесах и в запасе при автомобиле, которые учтены в цене автомобиля и включены в его инвентарную стоимость, учитываются в составе основных средств. Речь идет о «родных» шинах, которые были на колесах автомобиля при его покупке, и «запаске», находящейся при нем img 2.

Об этом прямо говорит Инструкция № 2912, а именно последний абзац характеристики субсчета 207.

2 Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденная приказом Минфина от 30.11.99 г. № 291.

То есть если автомобильные шины вы приобретаете отдельно (и тут же их устанавливаете), то учитывать их нужно как запасные части. Первоначальную стоимость автомобиля стоимость их приобретения и установки не изменяет.

Существуют разные методы их учета. В зависимости от вашего выбора в состав расходов стоимость шин может быть включена:

1) при установке шин на транспортное средство;

2) при списании шин — когда они выработают средний ресурс пневматической шины или при установлении эксплуатационных или производственных дефектов шин.

Установка газобаллонного оборудования (ГБО). А вот она первоначальную стоимость автомобиля, безусловно, увеличит, ведь приводит к увеличению будущих экономических выгод, первоначально ожидаемых от использования автомобиля.

НДС. Этот налог (как и другие непрямые) может включаться в первоначальную стоимость автомобиля, но только если он не возмещается налогоплательщику.

Когда можно говорить о таком «возмещении»? Если суммы НДС, уплаченные при покупке авто, попадают в налоговый кредит (НК).

У неплательщика НДС этого не произойдет. Значит, НДС не возмещается. Следовательно, дорога этому «входящему» НДС в первоначальную стоимость автомобиля.

Если речь идет о плательщике НДС, то НДС может стать невозмещаемым, если НК будет «выкошен» с помощью начисления «компенсирующих» налоговых обязательств (НО). То же самое, если НК плательщик не отразит, например, из-за того, что контрагент в 1095-дневный срок так и не зарегистрирует в ЕРНН налоговую накладную.

Рассмотрим два возможных варианта.

Простой img 3 вариант. О том, что автомобиль будут использовать в необлагаемой (необъектной/льготной) или нехозяйственной деятельности, известно изначально. В таком случае начислить «компенсирующие» налоговые обязательства нужно при зачислении объекта на баланс. Сумма НДС при этом увеличивает первоначальную стоимость объекта. Не даст усомниться в этом и п. 1.4 Инструкции № 1413, который в данном случае велит отражать в корреспонденции с кредитом субсчета 641 дебет счетов учета необоротных активов или капитальных инвестиций в такие активы.

3 Инструкция по бухгалтерскому учету налога на добавленную стоимость, утвержденная приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141.

«Загадочный» img 4 вариант. Если объект изначально приобретали для использования в облагаемой/хозяйственной деятельности, но позднее приняли решение использовать его в необлагаемой/льготной или нехоздеятельности.

От начисления «компенсирующих» налоговых обязательств в этом случае также никуда не деться.

Или если ждали, пока контрагент зарегистрирует НН, но так и не дождались.

Добавлять ли теперь НДС, ставший невозмещаемым, к сформированной в прошлом первоначальной стоимости объекта? Казалось бы, первоначальная стоимость — вещь неприкасаемая. Менять ее можно лишь в исключительных случаях, строго прописанных в П(С)БУ 7. И рассматриваемого случая там нет! А раз так, то начисленному НДС — путь в расходы отчетного периода.

Но последние изменения в Инструкцию № 1414 намекают на то, что и в таком случае НДС следует относить на увеличение первоначальной стоимости необоротного актива. Причем Минфин тяготел к этой идее еще давно.

4 Имеем в виду Изменения в некоторые нормативно-правовые акты Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету, утвержденные приказом Минфина от 17.02.2017 г. № 241.

См. письмо от 19.05.2011 г. № 31-08410-07-25/12852.

Соответственно, осторожный вариант — и в этом случае НДС включать в первоначальную стоимость автомобиля.

Налог на прибыль. Отдельный учет по налогу на прибыль ведут только высокодоходные (свыше 20 млн грн. в год) плательщики и низкодоходные «добровольцы», не отказавшиеся от применения разниц.

Остальные низкодоходные плательщики определяют объект обложения налогом на прибыль согласно правилам бухучета.

В налоговом учете транспортные средства относятся к группе 5 основных средств (согласно классификации, приведенной в п.п. 138.3.3 НКУ). Для них установлен минимально допустимый срок полезного использования 5 лет.

Первоначальная стоимость основных средств в налоговом учете формируется в полном соответствии с бухгалтерскими правилами.

Расчет налоговой амортизации транспортных средств также проводится согласно этим правилам, но с учетом особенностей, предусмотренных пп. 14.1.138, 138.3.2 — 138.3.3 НКУ (ср. ).

Налоговые разницы по транспортным средствам в учете высокодоходных плательщиков или низкодоходных «добровольцев» могут возникнуть в следующих случаях.

1. Если объект не используется в хозяйственной деятельности предприятия. В таком случае налоговому определению «основных средств» (п.п. 14.1.138 НКУ) такой объект не соответствует. Поэтому расходы на его приобретение в налоговом учете не подлежат амортизации (согласно п.п. 138.3.2 НКУ) img 5.

2. Если в бухгалтерском учете используют производственный метод начисления амортизации. В налоговом учете он недопустим (п.п. 138.3.1 НКУ), вследствие чего приходится применять другой метод начисления амортизации, что непременно приведет к возникновению налоговых разниц.

3. Если в бухгалтерском и налоговом учете установлены разные сроки полезного использования транспортных средств. Вернее, если в бухучете установлен менее продолжительный срок полезного использования, чем 5 лет (зафиксированный в п.п. 138.3.3 НКУ).

Если в бухучете установлен более продолжительный срок полезного использования, то его применяют и в налоговом учете (последний абзац п.п. 138.3.3 НКУ).

4. Если в бухгалтерском учете проводят уценки/дооценки транспортных средств. В налоговом учете их влияние на финрезультат до налогообложения нивелируется из-за разниц, предусмотренных пп. 138.3.1 и 138.3.2 НКУ.

Обратите внимание: увеличение первоначальной стоимости автомобиля в связи с установкой ГБО не нужно путать с дооценкой авто. В расчете амортизации объекта в налоговом учете будет участвовать именно увеличенная первоначальная стоимость, причем никаких ограничений при таком увеличении НКУ не предусмотрено.

Пенсионный сбор. Первым из названных нами расходов, которые включаются в первоначальную стоимость транспортного средства (см. таблицу в начале статьи), был пенсионный сбор. Необходимость его уплаты установлена Законом № 4005 (а именно п. 7 ст. 1). Этот пункт причисляет к «счастливым» плательщикам этого сбора предприятия, учреждения и организации независимо от формы собственности, а также физлиц при условии, что:

5 Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

1) они приобретают право собственности на легковые автомобили;

2) такие авто подлежат первой госрегистрации в Украине органами МВД.

Под первой регистрацией п.п. 14.1.163 НКУ подразумевает регистрацию транспортного средства, которая осуществляется уполномоченными государственными органами Украины относительно этого транспортного средства в Украине впервые.

Поэтому если авто уже регистрировали на территории Украины, в том числе временно, или оно находилось на ведомственном учете, то его дальнейшая регистрация не считается первой (согласно п. 1.3 Инструкции № 3796). Соответственно, сбор не уплачивается.

6 Инструкция о порядке осуществления подразделениями Госавтоинспекции МВД государственной регистрации, перерегистрации и учета транспортных средств, оформления и выдачи регистрационных документов, номерных знаков на них, утвержденная приказом МВД Украины от 11.08.2010 г. № 379.

Ставки обложения сбором установлены п. 8 ст. 4 Закона № 400 (от 3 до 5 %)и зависят от стоимости авто.

Транспортный налог. Уплачивать этот налог придется собственникам легковых авто в возрасте до 5 лет и среднерыночной стоимостью свыше 375 размеров МЗП, установленной на 1 января отчетного года. В 2019 году это равно 1564875 грн7.

7 Детали найдете в статье «Скороговорка о транспортном налоге» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 5).

По автомобилям, которые соответствуют этим критериям, приобретенным в течение года, придется:

1) подавать декларацию (касается лишь юрлиц-плательщиков) в течение месяца со дня возникновения права собственности на такой объект;

2) уплачивать налог начиная с месяца, в котором возникло право собственности.

Этот налог в первоначальную стоимость автомобиля не включается.

Причина проста: этот налог не относится к непрямым.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше