Причина данной проблемы вполне понятна. Срок для подачи жалобы истекает позднее (10 рабочих дней), чем срок для уплаты денежных обязательств по налоговому уведомлению-решению (10 календарных дней). В связи с этим по истечении предельного срока для уплаты денежных обязательств у ГФС появляются формальные причины для начисления плательщику недоимки — даже несмотря на то, что срок для подачи жалобы еще не прошел. И, как показывает практика, налоговики данной возможностью активно пользуются.
Аналогичная проблема в случае подачи иска в суд, когда определение об открытии производства поступает в ГФС позднее предельной даты уплаты по налоговому уведомлению-решению. Способ ее решения такой же (см. ниже).
В свое время мы сообщали, что с учетом упомянутой проблемы, при подаче жалобы безопаснее, как и раньше, ориентироваться на 10 календарных (а не рабочих) дней*.
* См., в частности, статью «Уменьшающий РК на неплательщика: отстаиваем сроки регистрации» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 13).
Но, предположим, жалоба была подана позже, и недоимка была начислена. Есть ли выход?
Да, и он состоит в базовом правиле п. 56.15 НКУ, согласно которому жалоба, поданная с соблюдением сроков, определенных п. 56.3 НКУ (а это 10 рабочих дней), останавливает выполнение денежных обязательств по налоговому уведомлению-решению до окончания административного обжалования. Причем в течение данного срока налоговые требования не направляются, а сумма денежного обязательства считается не согласованной (а значит, и не подлежащей уплате).
Учитывая это, если жалоба была подана в пределах 10 рабочих дней и у вас есть доказательства этого (копия жалобы с отметкой канцелярии ГФСУ о получении или, если жалоба подавалась по почте, опись вложения с чеком почты), нужно уведомить налоговиков о том, что сумма денежных обязательств в налоговом уведомлении-решении является не согласованной, а потому они обязаны снять недоимку.
Для этого нужно направить в ГФС письмо с данным требованием и приложением копии доказательств о подаче жалобы. При этом, исходя из нашей практики, часто было достаточно и звонка в ГФС. После этого недоимка с лицевого счета плательщика должна исчезнуть.
Обращаем внимание, что уведомлять о необходимости снятия недоимки нужно именно местных налоговиков (как правило, это ГУ ГФС области), а не ГФСУ.