1 Подробнее об этой обязанности вы могли прочесть в статье «К регистрации акцизных складов будь готов!» в журнале «Бухгалтер 911», 2019, № 17-18.
Лицензия на АЗС
Разрешено хранить топливо без получения лицензии на право хранения в местах производства, оптовой или розничной торговли топливом, на которые получены соответствующие лицензии. А что, АЗС нужна лицензия?
В свое время мы уже отмечали2, что с 01.07.2019 г. Законом № 4813 вводится обязанность получать лицензии на право производства, оптовой, розничной торговли и хранение горючего. Эта дата уже не за горами. Осуществление операций с горючим без лицензии с указанной даты будет чревато огромными штрафами. А на выдачу лицензии отведен продолжительный срок. Соответственно самое время заняться получением лицензии.
2 См., в частности, статью «Акцизно-топливная «революция» со второго полугодия: «прощупываем» почву грядущих изменений» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 52-53).
Напомним, Закон № 481 (см. последний абзац ст. 1) для целей лицензирования использует определение горючего из НКУ. Он «расшифрован» в п.п. 14.1.1411 НКУ: нефтепродукты, сжиженный газ, топливо моторное альтернативное, топливо моторное смесевое, вещества, используемые как компоненты моторных топлив, другие товары, указанные в п.п. 215.3.4 НКУ.
Далее в таблице сгруппируем основные моменты, связанные с получением «горючих» лицензий разных видов.
Вид лицензии | Документы (заверенные копии), представляемые с заявлением для получения лицензии | Размер платы (грн./год) |
производство | 1. Действующие документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком под объектом для производства. 2. Акт ввода или готовности объекта к эксплуатации, или сертификат о приеме в эксплуатацию законченных строительством объектов, или иные документы о приеме объектов в эксплуатацию (по всем объектам в месте производства горючего)*. 3. Документ, подтверждающий аккредитацию лаборатории, проверяющей показатели качества горючего. 4. Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности. 5. Технологическая документация (стандарты, регламенты, технологические инструкции), касающаяся производства и хранения горючего. 6. Технические условия производства горючего заданного качества, отвечающие требованиям техрегламентов и нацстандартам качества горючего | 780 |
опт | 1. Действующие документы, подтверждающие право собственности или пользования земельным участком, на котором расположен объект. 2. Акт ввода или готовности объекта к эксплуатации, или сертификат о приеме в эксплуатацию законченных строительством объектов, или иные документы о приеме объектов в эксплуатацию (по всем объектам)*. 3. Разрешение на начало выполнения работ повышенной опасности и начало эксплуатации (применения) машин, механизмов, оборудования повышенной опасности | 5000 (за каждое место торговли)** 10000 (при отсутствии места торговли) |
розница | 2000 (за каждое место торговли)** | |
хранение *** | 780 (за каждое место хранения)** | |
Примечание. Копии упомянутых выше документов не представляются в случае их наличия в открытых государственных реестрах, если реквизиты таких документов и названия соответствующих реестров указаны в заявлении на выдачу лицензии. Субъекты хозяйствования, которые осуществляют оптовую торговлю топливом, при отсутствии мест оптовой торговли горючим копии таких документов не подают. Закон № 481 запрещает требовать для получения лицензии какие-либо другие документы, кроме указанных в нем. | ||
* Временно, до 01.01.2022 г., хозсубъекты могут получать лицензии на право производства, оптовой или розничной торговли, хранения горючего на соответствующее место осуществления такой деятельности без представления акта о вводе/готовности объекта или сертификата о приеме в эксплуатацию при условии представления копий документов, подтверждающих право собственности на такие объекты недвижимого имущества, выданные в установленном законодательством порядке до 01.01.2014 г. ** Эти лицензии приобретаются на каждое место торговли или хранения горючего. *** Субъект хозяйствования имеет право хранить топливо без получения лицензии на право хранения топлива в местах производства топлива, или местах оптовой торговли топливом, или местах розничной торговли топливом, на которые получены соответствующие лицензии. Лицензия не нужна на места хранения горючего, используемые: — предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местного бюджета; — предприятиями, учреждениями и организациями системы госрезерва; — хозсубъектами для хранения горючего, потребляемого для собственных производственно-технологических нужд исключительно на нефте- и газодобывающих площадках, буровых платформах и не реализуемого через места розничной торговли. |
Далее еще ряд моментов.
1. С заявлением на выдачу любого вида «горючей» лицензии подается также документ о внесении платы (годовой) за лицензию. К заявлению на лицензию для производства могут затребовать еще и копии учредительных документов (см. ст. 4 Закона № 481).
В заявлении о выдаче лицензии на розничную торговлю горючим дополнительно указываются адрес места торговли, перечень РРО (КУРО), находящихся в месте торговли, а также информация о них.
2. Лицензия или решение об отказе в ее выдаче (с указанием причины) представляется в случае с производством в течение 30 календарных дней (!) со дня получения документов, в случае с оптом, розницей, хранением — 20 календарных дней.
3. Все виды лицензий — сроком действия на 5 лет (ст. 4 и 15 Закона № 481). Лицензии на производство выдает, приостанавливает и аннулирует ГФСУ (ст. 3 Закона № 481), лицензии на оптовую торговлю — уполномоченный КМУ орган исполнительной власти, на розничную торговлю и хранение горючего — уполномоченный КМУ орган исполнительной власти по месту хранения/розничной торговли горючим (ст. 15 Закона № 481).
Пока еще КМУ «не определился» . Но, не приходится сомневаться, что все «горючие» лицензии (по аналогии с «алкогольно-табачными») будут выдавать налоговики. По крайней мере, налоговики уже говорят о подаче документов на «горючие» лицензии именно им (sumy.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/377354.html).
То есть обращаться за лицензией следует к налоговикам.
Таким образом, возвращаясь к нашему вопросу, АЗС нужно получить лицензию на право розничной торговли топливом и на право оптовой торговли (если на заправке одновременно с отпуском топлива конечным потребителям проводят также его отпуск субъектам хозяйствования согласно заключенным договорам). Отдельная же лицензия на хранение АЗС не понадобится.
Регистрация акцизных складов vs форма № 20-ОПП
Отсутствие объекта налогообложения или наличие о нем неполной или ошибочной информации4 препятствует процедуре регистрации акцизных складов в СЭАРТ и СЭ.
4 Например, не указан код по КОАТУУ местонахождения объекта.
Такое сообщение Офиса5 не могло не насторожить налогоплательщиков. В чем же суть посыла?
5 officevp.sfs.gov.ua/media-ark/news-ark/377205.html.
Акцизные склады, зарегистрировать которые до 01.06.2019 г. требует п. 22 подразд. 5 разд. ХХ НКУ, являются объектами, связанными с налогообложением в понимании п. 63.3 НКУ. Потому информацию о них плательщик во исполнение п. 8.4 Порядка № 15886 должен подавать в налоговую с помощью Уведомления об объектах налогообложения (форма № 20-ОПП) в течение 10 раб. дн. после их регистрации, создания или открытия.
6 Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.
В таком случае информация об объекте попадает в Единый банк данных об объектах налогообложения.
Проблемы могут возникнуть, если в свое время вы этого не сделали. Как указывает Офис, отсутствие объекта налогообложения или наличие о нем неполной или ошибочной информации препятствует процедуре регистрации акцизных складов в СЭАРП и СЭ.
Но, как говорил известный мультипликационный герой, для мужественных людей безвыходных ситуаций и положений не бывает . Для того, чтобы исправить такую ситуацию, необходимо провести инвентаризацию объектов налогообложения и, в случае необходимости, подать обновленные данные. При этом информацию обо всех своих объектах налогообложения вы можете посмотреть в приватной части Электронного кабинета.
Если о том или ином объекте подаете форму № 20-ОПП впервые, в графе 2 следует указать код «1». Если же информацию об объекте уже подавали раньше, но изменились тип, наименование, местонахождение, вид права или состояние акцизного склада, в графе 2 необходимо указать код «3» (изменение сведений).
То есть форма № 20-ОПП играет важное значение в регистрации акцизных складов в СЭАРТ и СЭ. В некоторых случаях (если форму не подавали раньше) без ее подачи не получится зарегистрировать акцизный склад. А это, как вы могли убедиться в одной из наших недавних статей, дело очень штрафоопасное (согласно п. 1281.2 НКУ с 01.10.2019 г. за это будет применяться штраф размером в 1 млн грн.).
К сожалению, подача формы № 20-ОПП — это единственное, что вы сейчас можете сделать по вашему акцизному складу. Регистрация же пока невозможна .
Регистрация акцизных складов: пока только проекты
Дело в том, что документы, необходимые для регистрации акцизных складов, пока не утверждены . И это при том, что формально для безболезненной регистрации акцизных складов с момента выхода этого номера осталась всего одна неделя!
Только 19.05.2019 г. прошел месяц, отведенный на общественное обсуждение проекта7, которым должны утвердить в том числе заявление о регистрации плательщика акцизного налога на реализацию топлива или спирта этилового и/или акцизных складов.
7 sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2019-rik/73346.html.
Этим же документом планируют обновить формы акцизной накладной, расчета корректировки АН, заявки на пополнение (корректировку) остатка горючего, заявки на пополнение (корректировку) остатка спирта этилового, а также Порядка их заполнения.
Еще раньше был обнародован другой проект8, которым должны утвердить Порядок электронного администрирования реализации топлива и спирта этилового, необходимый для обеспечения должного функционирования СЭАРТ и СЭ, которая вводится с 01.07.2019 г.
8 sfs.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2019-rik/73284.html.
Потому ждем появления этих документов и держим руку на пульсе!