Сразу отвечаем: в таком случае выплаченные ФЛП суммы в форме № 1ДФ можно не отражать. Пояснить такой подход можно следующим образом. Потребителем указанных услуг является непосредственно работник. Именно он фактически выплатил доход ФЛП, а предприятие всего лишь возместило ему командировочные расходы.
Важно, что налоговики такой подход воспринимают нормально (см. разъяснение из подкатегории 103.25 ЗІР). Правда, при этом они требуют, чтобы командированный взял у такого ФЛП копию документа, подтверждающего его государственную регистрацию в качестве предпринимателя.
Такой же вывод можно сделать в отношении уплаты работником в командировке не только проживания, а и других услуг, которые потребляет лично сам работник. Например, если речь идет о стоимости проезда.
При этом не имеет значения, на какой системе находится ФЛП: на едином налоге или на общей системе налогообложения.
Другое дело, если оплату ФЛП стоимости услуг проживания командированного работника или транспортного билета осуществляет непосредственно работодатель (со своего текущего счета). В такой ситуации отражать перечисленные суммы в форме № 1ДФ необходимо!
Теперь рассмотрим другую ситуацию. Допустим, работник приобретает в командировке ТМЦ, работы или услуги для нужд предприятия. В этом случае получается совсем другая картина. Покупая товары (работы, услуги) для нужд предприятия, работник действует по поручению и от имени работодателя*. Более того, как правило, предприятие финансирует приобретение товаров (работ, услуг) путем выдачи работнику под отчет определенной суммы денежных средств. А поскольку предприятие выплачивает ФЛП доход, оно обязано выполнить функции налогового агента. И тот факт, что деньги «принес» работник предприятия (физлицо, которое не является налоговым агентом), здесь роли не играет. Следовательно, предприятие должно получить от ФЛП документы, подтверждающие его предпринимательский статус, и отразить выплату ему дохода в форме № 1ДФ с признаком дохода «157».
* Вам будет интересна статья «Работник приобрел товары для предприятия «за свои»… Следующая серия» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 19).
При этом, если речь идет об оплате наличными, учтите такой момент. В связи с тем, что фактически работник выполняет гражданско-правовые действия от имени и за счет предприятия, первичные документы, подтверждающие приобретение товаров (работ, услуг), должны содержать именно реквизиты предприятия (если это предполагает форма бланка). Вместе с тем дополнительно можно указывать фамилию, имя и отчество лица, от которого приняты денежные средства.