Темы статей
Выбрать темы

Плата за землю — 2020

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Новый год стартовал очень мощно. Законодатели уже успели наделать немало шума законопроектом № 1210*, который был принят, но застрял в парламенте. В то же время неумолимо приближаются сроки отчетности по земельному налогу и арендной плате за землю государственной и коммунальной собственности за 2020 год. Поговорим сегодня именно об этих двух платежах. Новации законопроекта № 1210 подробно рассматривать не будем из-за их неопределенного статуса.

* Подробно о нем — в статье «Налоговые изменения — 2020: «горячий» дайджест» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 4).

Земельный налог

Земельный налог является местным налогом и по совместительству одной из составляющих налога на имущество (пп. 10.1.1 и 265.1.3 НКУ).

Плательщики налога. Земельный налог должны уплачивать (п. 269.1 НКУ):

землевладельцы, т. е. владельцы земельных участков или земельных долей (паев);

постоянные землепользователи, т. е. лица, которые имеют бессрочное право владеть и пользоваться земельным участком, который находится в государственной или коммунальной собственности (ч. 1 ст. 92 ЗКУ).

Особая ситуация — земля под многоэтажками. В соответствии с п. 287.8 НКУ владелец нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме является плательщиком земналога. При этом платить он должен налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты госрегистрации права собственности на недвижимое имущество.

Согласно разъяснениям, предоставленным в ОНК № 602**, непосредственный плательщик налога за земельные участки под многоэтажными домами — ОСМД, которое, по мнению Минфина, является субъектом регистрации вещных прав на землю. Зато совладельцы, в том числе и юрлица, которые владеют нежилыми помещениями в многоэтажном доме, будут компенсировать ОСМД плату за землю в составе расходов на содержание дома.

** Обобщающая налоговая консультация, утвержденная приказом Минфина от 06.07.2018 г. № 602. Подробнее об ОНК, утвержденных этим приказом, вы могли прочесть в статье «Три… в одной, или Минфин расставил акценты по плате за землю» (журнал «Бухгалтер 911», 2018, № 30).

Налог же в бюджет уплачивает именно ОСМД. При этом, чтобы ОСМД платило земельный налог, земля под домом должна быть передана ему в постоянное пользование или в собственность.

А если ОСМД в многоэтажке не создано? Тогда платить налог за землю под такой многоэтажкой должно предприятие, которое осуществляет управление домом. Но в любом случае только при условии оформления вещных прав на земельный участок.

Неоформленная земля. Предположим, что право собственности или пользования землей должным образом не оформлено. Нужно ли уплачивать земельный налог за такие земли? Нет, не нужно.

Когда у предприятия нет оформленного права собственности на землю, то платить за нее земельный налог не нужно.

Ведь он платится с даты государственной регистрации права собственности на такой земельный участок. С этим соглашаются Минфин в ОНК № 602 и фискалы в ИНК ГФСУ от 07.09.2018 г. № 3890/08-01-12-03-16/ІПК, ИНК ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 06.02.2019 г. № 418/ІПК/04-36-12-04-21, ИНК ГУ ГФС в Харьковской обл. от 12.04.2019 г. № 1585/ІПК/20-40-12-03-20, а также в категории 111.01 ЗІР (ср. ).

В то же время в своих разъяснениях фискалы отмечали, что использование земельного участка без оформления соответствующего права является нарушением законодательства, а именно ст. 144 ЗКУ. А потому они советуют всем юрлицам, у которых есть неоформленные земли, в том числе под их собственными зданиями (сооружениями) или их частями, оформить и зарегистрировать право собственности на такие земельные участки.

И не забывайте: если вы пользуетесь землей, право собственности на которую не оформлено, эта земля принадлежит кому-то другому. Если землевладельцем или землепользователем является другое лицо, нужно компенсировать земналог плательщику (ИНК ГНСУ от 13.12.2019 г. № 1876/6/99-00-07-03-02-15/ІПК). Если же земля коммунальная/государственная, орган местного самоуправления/государственной власти рано или поздно обнаружит самовольное пользование и через суд заставит вас компенсировать потери бюджета за пользование такой землей.

Льготы. Для некоторых собственников и землепользователей НКУ устанавливает право не платить земельный налог.

Основной перечень льготников — юридических лиц установлен ст. 282 НКУ. Однако в основном это очень специфические плательщики.

Остановимся на отдельных юрлицах, освобожденных от земельного налога.

Бюджетные и неприбыльные организации. Идет речь о тех юрлицах, которые указаны в ст. 282 НКУ. Освобождение таким организациям дается за все земли, которые им принадлежат или переданы в постоянное пользование. В то же время если такие организации предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, то льготы по налогу за земли, предоставленные в аренду или находящиеся под домами и сооружениями, переданными в аренду, не будет (п. 284.3 НКУ).

Исключение — если земля предоставляется в аренду другим бюджетникам или дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.

Единоналожники групп 1 — 3. Они освобождены от уплаты земельного налога за земли, которые используют в их хозяйственной деятельности (п.п. 4 п. 297.1 НКУ). На наш взгляд, такое освобождение распространяется на все земельные участки, которые единоналожники групп 1 — 3 (как физ-, так и юрлица) используют в своей хоздеятельности, в том числе и участки, переданные в аренду.

В то же время налоговики выдвигают дополнительные требования для такого освобождения. Так, если плательщик ЕН сдает в аренду землю или недвижимость на ней, то, чтобы получить льготу, нужно, чтобы предоставление в аренду недвижимого имущества было одним из видов деятельности плательщика, указанных в Реестре ЕН. Ведь именно это является доказательством, что земельный участок используется в хозяйственной деятельности плательщика ЕН (см. Обобщающую налоговую консультацию, утвержденную приказом ГНСУ от 23.11.2012 г. № 1051, категорию 111.01 ЗІР). Кроме того, должно быть заключено и зарегистрировано в соответствии с законодательством гражданско-правовое соглашение аренды земельного участка (или отдельное, или как часть договора аренды недвижимости, расположенной на участке).

Это тоже является подтверждением использования земельного участка в хозяйственной деятельности (см. ИНК ГУ ГФС в Ровенской обл. от 18.04.2019 г. № 1679/ІПК/17-00-12-03-08).

Также фискалы дополнительно требуют, чтобы в договоре аренды обязательно была указана площадь участка, который находится под объектом недвижимости, с учетом пропорциональной части придомовой территории (см., в частности, ИНК ГФСУ от 29.06.2017 г. № 900/П/99-99-13-03-01-14/ІПК и категорию 111.01 ЗІР).

Обращаем внимание! Похоже, что первое полугодие 2020 года будет последним, когда плательщики ЕН групп 1 — 3 смогут предоставлять свои земельные участки (или здания на них) в аренду (наем и ссуду) и оставаться при этом свободными от земналога.

С помощью законопроекта № 1210 с 01.07.2020 г. законодатель планирует забрать у единоналожников-арендодателей освобождение от земналога.

Если так произойдет, то тем упрощенцам, которые по другим основаниям должны были подать «земельную» отчетность на текущий год, во втором полугодии придется уточнить ее и доначислять земналог за такие участки. А тем, которые этого не делали (поскольку все земли были необъектными), придется подать отчетную декларацию с начисленным налогом с даты утраты освобождения и до конца года.

И еще одно. Если плательщик ЕН временно прекратил деятельность, налоговики требуют платить земналог img 1 (категория 111.01 ЗІР). По нашему мнению, это безосновательно.

Единоналожники группы 4. Они освобождаются от уплаты земельного налога за земли, которые используют для ведения сельхозтоваропроизводства (п.п. 4 п. 297.1 НКУ).

В то же время если аграрий — плательщик ЕН группы 4 передаст земельные участки сельхозназначения в пользование другому субъекту хозяйствования (НЕплательщику ЕН группы 4) по договору аренды, а также по договорам эмфитевзиса, сервитута, суперфиция, он утратит освобождение от уплаты земельного налога и должен платить этот налог на общих основаниях (см. ИНК ГУ ГФС в Днепропетровской обл. от 11.04.2019 г. № 1562/ІПК/04-36-12-04-21, категорию 111.02 ЗІР). Ведь в таком случае земельные участки в этом случае будут использоваться единщиком группы 4 не для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.

Субъекты самолетостроения. Идет речь о тех предприятиях, которые осуществляют разработку и/или изготовление с конечной сборкой летательных аппаратов и двигателей. Они освобождаются от земельного налога за все земли, кроме земельных участков, на которых расположены объекты социального, торгового, сельскохозяйственного назначения и непромышленного строительства.

Такая льгота установлена до 01.01.2025 г. (п. 7 подразд. 6 разд. ХХ НКУ).

Местные льготы. На определенной территории льготы по уплате земельного налога могут устанавливать местные органы власти (п. 284.1 НКУ). Чтобы узнать, установлены ли на вашей территории такие льготы, следует изучить решение вашего органа местного самоуправления.

АТО/ООС-льгота. Она касается земельных участков (кроме сельхозземель), расположенных в зоне АТО/ООС. За земельные участки, которые расположены на временно оккупированной территории и/или территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, земельный налог пока не начисляется и не уплачивается (п. 38.7 подразд. 10 разд. ХХ НКУ). Такое освобождение действует в период с 14.04.2014 г. до 31 декабря года, в котором завершена ООС и/или АТО.

Но с помощью Закона на базе законопроекта № 1210 действие этого освобождения для территории населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, планируют ограничить 29.02.2020 г. (включительно).

При этом юрлиц, объекты налогообложения которых расположены на территории населенных пунктов на линии столкновения, хотят обязать декларировать обязательства за земельные участки (кроме земель сельскохозяйственного назначения) начиная с 01.03.2020 г. Подать декларации их заставят до 20.04.2020 г. в налоговые по месту регистрации объектов налогообложения.

Если это новшество останется и в окончательной версии Закона, мы обязательно о нем еще поговорим.

Внимание! По общим правилам льготники по земельному налогу все равно являются плательщиками земельного налога. А значит, они должны подавать «земельную» декларацию. Если от земналога освобождены все участки плательщика (например, в случае АТО/ООС-льготы), в декларации следует указывать «ноль» (см. ИНК ГНСУ от 19.12.2019 г. № 1982/6/99-00-04-04-03-15/ІПК, ГУ ГФС в Донецкой обл. от 08.02.2019 г. № 444/ІПК/05-99-12-04-10, категории 111.01; 111.05 ЗІР). Исключение из этого правила — только для плательщиков ЕН. Ведь они — не льготники, а неплательщики земельного налога. Следовательно, им декларацию подавать не нужно (категория 111.05 ЗІР).

Объект и база налогообложения. Объектом обложения земельным налогом являются земельные участки, которые находятся в собственности или пользовании, а также паи, находящиеся в собственности (п. 270.1 НКУ). В ст. 283 НКУ содержится перечень земельных участков, которые не являются объектом обложения этим налогом. В то же время нулевую декларацию за такие участки все равно нужно подавать. По крайней мере, налоговики на этом настаивают (категория 111.05 ЗІР).

В случае изменения права собственности или пользования земельным участком объект налогообложения исчезает у предыдущего владельца и возникает у нового.

То есть земельный налог платится за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году (п. 287.1 НКУ). Предыдущий собственник платит налог за период с 01.01.2020 г. до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный участок. Зато новый собственник платит земналог начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности (разъяснения в категориях 111.02 и 111.05 ЗІР).

Базой обложения земналогом является нормативная денежная оценка (НДО) земельного участка с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с НКУ.

За период с 2017 по 2023 годы коэффициент индексации составляет 1 (п. 9 подразд. 6 разд. ХХ НКУ), поэтому величину НДО (если с начала прошлого года она не изменилась) можно брать из декларации за 2019 год.

Отчетность. Отчетным периодом по земналогу является календарный год, который начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года. Для вновь созданных предприятий, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользования на новые земельные участки отчетный период может быть меньше 12 месяцев.

Юрлица — плательщики земельного налога имеют право выбрать один из двух вариантов подачи отчетности:

1) годовой. Следует подать декларацию на текущий год не позднее 20 февраля текущего года в налоговый орган по местонахождению земельного участка. В ней указывается годовая сумма налога с разбивкой на равные части по месяцам (п. 286.2 НКУ);

2) месячный. Вместо одной годовой декларации на текущий год можно ежемесячно подавать отчетную декларацию в течение 20 к. дн. месяца, следующего за отчетным (п. 286.3 НКУ).

То есть как годовую, так и первую месячную декларацию за январь (если решили отчитываться ежемесячно) в 2020 году нужно подать не позднее 20 февраля.

Подача декларации на текущий год освобождает плательщиков платы за землю от обязанности подачи ежемесячных деклараций, так же как и подача месячных деклараций освобождает от подачи годовой.

Уплачивать налоговые обязательства (независимо от способа подачи декларации) следует по местонахождению земельного участка ежемесячно в течение 30 к. дн., следующих за последним календарным днем отчетного месяца (пп. 287.3, 287.4 НКУ).

Для отчетности на 2020 год землевладельцы и землепользователи должны использовать форму декларации по плате за землю, утвержденную приказом Минфина от 16.06.2015 г. № 560 (в редакции приказа Минфина от 23.01.2017 г. № 9).

Форма декларации является общей для обеих составляющих платы за землю (как земельного налога, так и арендной платы). Но если предприятие является одновременно плательщиком земельного налога и арендной платы, то ему придется подать две отдельных декларации (категория 111.05 ЗІР).

Декларацию по земельному налогу подают по местонахождению земельного участка (п. 286.2 НКУ). При этом делать это следует отдельно по каждому коду КОАТУУ (разъяснение в категории 111.05 ЗІР).

Если несколько участков плательщика находятся на территории одного органа местного самоуправления, т. е. имеют один и тот же код КОАТУУ, то подается одна декларация за все участки. Если несколько участков плательщика находятся на территориях разных органов местного самоуправления, т. е. имеют разные коды КОАТУУ, декларация подается отдельно по каждому КОАТУУ. Даже если территории с этими разными КОАТУУ обслуживает один налоговый орган.

Это не касается только случая, когда земли находятся на территории разных населенных пунктов, которые подконтрольны одной объединенной территориальной громаде. Тогда подается по всем участкам одна декларация по земельному налогу с кодом объединенной территориальной громады (категория 111.05 ЗІР).

Правила заполнения декларации по плате за землю относительно начисления земналога по сравнению с прошлым годом не изменились.

Как и раньше, площадь земли берут из правоустанавливающих документов, ставки — из решений местных советов или с сайта ГНСУ***, а НДО — из извлечений из техдокументации.

*** tax.gov.ua/podatki-ta-zbori/stavki-mistsevih-podatkiv-ta-zboriv/.

Арендная плата

Арендная плата — вторая составляющая платы за землю. Плательщиками арендной платы будут выступать арендаторы земель государственной и коммунальной собственности (п. 288.2 НКУ). Плательщиком арендной платы будет только то лицо, которое заключило с органом местного самоуправления договор аренды. Если участок в дальнейшем предоставлен в субаренду, плательщиком арендной платы в бюджет все равно является арендатор, а не субарендатор (см. ИНК ГУ ГФС в Хмельницкой обл. от 06.02.2019 г. № 419/ІПК/22-01-12-04-14, разъяснение в категории 111.01 ЗІР).

Арендаторы начинают уплачивать арендную плату со дня возникновения права пользования земучастком, а именно со дня регистрации права аренды (ст. 125 ЗКУ). И продолжают платить ее в течение действия договора аренды.

Чтобы прекратить уплачивать арендную плату после окончания договора аренды, арендатор должен фактически вернуть землю арендодателю на условиях, определенных договором (ИНК ГФСУ от 18.05.2017 г. № 277/Б/99-99-13-03-01-14/ІПК и разъяснение в категории 111.02 ЗІР, которое утратило силу 16.01.2020 г.).

Если арендатор продал недвижимость, которая находится на арендованной земле, то он все равно будет плательщиком арендной платы, пока не расторгнет договор аренды с органом местного самоуправления (см. ИНК ГФСУ от 15.01.2018 г. № 136/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 12.06.2017 г. № 595/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 19.02.2016 г. № 3678/6/99-95-42-01-16-01 и «Вісник. Офіційно про податки», 2018, № 27, с. 20). Новый собственник здания станет плательщиком арендной платы только после того как переоформит договор аренды на себя. А до этого времени он может компенсировать предыдущему арендатору затраты на арендную плату.

Размер арендной платы арендатор рассчитывает на основании заключенного с органом местного самоуправления договора аренды. То есть фактически договор аренды является главным документом, который устанавливает механизм расчета арендной платы.

А значит, только он является основанием для начисления арендной платы за земельный участок, которую вы должны уплатить в бюджет.

Учитывая это, арендатор при определении размера арендной платы должен помнить, что годовая сумма арендного платежа, установленная в договоре аренды, должна укладываться в предельные размеры, определенные в п. 288.5 НКУ. Там прописаны как минимальные, так и максимальные размеры арендной платы. При этом налоговики утверждают, что когда рассчитанный размер арендной платы по договору меньше минимального предела, то арендатор должен уплачивать этот платеж именно исходя из минимального предела.

В целом можно констатировать, что отчитываться по арендной плате за 2020 год следует по тем же правилам, что и в 2019 году. И если у вас не изменились НДО, ставка арендной платы и структура арендованных земель, можно использовать те же данные, что и в предыдущем году.

В этой статье мы коснулись лишь ключевых вопросов уплаты земналога и арендной платы. Подробно об исчислении платы за землю и заполнении декларации читайте также в наших прошлогодних статьях****.

**** «Земельный налог — 2019: правила исчисления и заполнения декларации» и «Отчитываемся по арендной плате на 2019 год» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 4).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше