Темы статей
Выбрать темы

Если на предприятии не было учетной политики

Сумцова Ольга, налоговый эксперт
На предприятии сменился бухгалтер. Новый бухгалтер обнаружил, что нет и не было приказа об учетной политике (УП). Предприятие — на едином налоге группы 3. Как сейчас утвердить и ввести в действие УП?

Первое, что отметим, — это то, что ответственности непосредственно за сам факт отсутствия приказа об УП на предприятии нет. Даже админштраф по ст. 1642 КоАП за ведение бухучета с нарушениями здесь применить не могут. Ведь его налагают органы Госаудита. А значит, предприятию-небюджетнику этот штраф не грозит.

Но УП важна. Без УП будет ставиться под сомнение достоверность финансовой отчетности предприятия. Хотя учитывая, что предприятие — единоналожник, налоговикам ваша учетная политика будет не столь интересна, как например, если бы речь шла о предприятии — плательщике налога на прибыль.

Но тем не менее обязательность УП не зависит от масштабов предприятия, системы налогообложения и формы организации бухучета. Она нужна в любом случае.

Считаем, что в вашем случае можно поступить так:

— либо, если есть возможность, — датировать приказ об УП «задним числом» и ввести в действие УП тоже «задним числом» (как минимум — с начала текущего года);

— либо составить приказ текущей датой, но указать, что УП применяется с 01.01.2020 г. Каких-либо последствий быть не должно. Ведь это не первичный документ, фиксирующий хозоперацию, а внутреннее положение предприятия. Тем более что показатели финотчетности, в том числе и сравнительная информация, все равно должны базироваться на единой учетной политике. Но тут еще нужно обратить внимание на:

(1) соблюдение принципа последовательности, который предполагает постоянное (из года в год) применение предприятием выбранной УП (ст. 4 Закона о бухучете);

(2) обеспечение сопоставимости сравнительной информации — показателей финотчетности за предыдущий отчетный период. Ведь отчетность содержит сравнительную информацию за прошлый отчетный период. И, как мы отмечали выше, чтобы обеспечить сопоставимость сравнительной информации, все показатели финотчетности, в том числе и сравнительная информация, должны базироваться на единой учетной политике. Именно по этой причине при изменении УП делается ретроспективный пересчет показателей.

Поэтому если в отношении хозоперации, которая имела место на предприятии, П(С)БУ предусматривает несколько вариантов ее учета (в зависимости от выбранной УП), нужно анализировать, какие принципы/методы использовались ранее (в предыдущих периодах) и их же предусмотреть в УП, чтобы соблюсти сопоставимость информации финотчетности.

При этом нужно отличать изменение УП от изменений учетных оценок. Например, изменение метода амортизации основных средств — это изменение учетных оценок (письмо Минфина от 02.11.2009 г. № 31-34000-20-23-5535/5708), которое не требует ретроспективного пересчета. Предусмотреть другой метод амортизации ОС в новой УП можно.

Еще попутно обратим внимание на популярный вопрос: нужно ли делать приказ об учетной политике каждый год, если ничего не менялось? Остерегаем вас от ежегодного «переиздания» УП. Помните о принципе последовательности: предприятие должно применять одну и ту же политику из года в год. Если в нее вносились изменения — тогда просто делайте приказ на изменения. И только в случае, если изменений очень много, — целесообразно утвердить новую УП.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше