Темы статей
Выбрать темы

Админштрафы в период карантина

Казанова Марина, налоговый эксперт
Вопрос. В период карантина (с 01.03.2020 г. по последний календарный день месяца, в котором заканчивается карантин) не применяются штрафы за нарушения налогового законодательства, совершенные в этот период. От админштрафов такого освобождения нет. Если мы не успеваем уплатить вовремя налог, предельный срок уплаты которого приходится на карантин, — можно ли «проскочить» без админштрафа, или штраф будет в обязательном порядке?

Действительно, админштрафы мораторий на штрафы обошел стороной. Поэтому они применяются в общем порядке, невзирая на карантин* img 1. Но можно ли рассчитывать на то, что по каким-либо причинам админштраф наложен не будет?

* Подробно этот момент мы анализировали в статье «Админштрафы по налоговым и ЕСВ-нарушениям: освобождений нет!» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 18).

Сложно спрогнозировать. Скорее, нужно исходить из того, что если налоговики зафиксируют факт совершения нарушения, будут основания привлечь должностное лицо к админответственности и не будет пропущен срок исковой давности для привлечения к админответственности из ст. 38 КоАП — с высокой долей вероятности они составят протокол об административном правонарушении.

Фиксация нарушения. Как именно налоговики фиксируют факт нарушения? Могут ли они составить протокол об административном нарушении без проведения проверки? Ведь с 18.03.2020 г. по последний день месяца окончания карантина также действует мораторий на документальные и фактические налоговые проверки (кроме некоторых исключений**), а также на документальные проверки правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ.

** Подробнее в статье — «Мораторий на налоговые и ЕСВ-проверки и амнистия по налоговым и ЕСВ-нарушениям продлены до конца карантина» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 22).

Основанием для применения админштрафа является протокол об административном правонарушении (ст. 254 КоАП). Но в протоколе должны быть приведены доказательства совершения правонарушения — данные, на основании которых установлено наличие правонарушения. Форма протокола об административном правонарушении, утвержденная приказом Минфина от 02.07.2016 г. № 566, предусматривает указание обстоятельств установления правонарушения. Обязанность по сбору доказательств возложена на лиц, уполномоченных составлять протоколы об админнарушениях (ч. 2 ст. 251 КоАП).

Акт проверки не может его заменять. Он является лишь документом, фиксирующим определенные обстоятельства, которые видит работник налогового органа, проводящий проверку.

Если даже говорить о таких нарушениях, как несвоевременная подача отчетности/несвоевременная уплата налогов, совершение которых на первый взгляд и так очевидно, то они тоже фиксируются в ходе проверки. Так, в п.п. 75.1.1 НКУ сказано, что своевременность подачи отчетности/своевременность уплаты согласованного налогового обязательства является предметом камеральной проверки. А по результатам камеральной проверки в случае установления нарушений тоже составляется акт (п. 86.2 НКУ). А значит, именно в акте проверки налоговики фиксируют нарушение. Соответственно без акта проверки они не могут привлечь к админответственности.

В отношении тех нарушений, которые могут быть выявлены в ходе камеральных проверок, — вполне могут применить админштраф и в период карантина. «Карантинный» мораторий камеральных проверок не касается. А вот по тем нарушениям, которые выявляются в ходе документальных/фактических проверок, налоговики смогут составить протокол об админнарушении уже после того, как придут с проверкой.

Обратите внимание: мораторий не предусматривает, что нельзя проверять период с 18.03.2020 г. по последний календарный день месяца окончания карантина. Он лишь запрещает налоговикам проводить проверки на этот период.

Если нарушение является разовым (или прекращенным), то, учитывая, что по разовым админправонарушениям срок наложения административного взыскания — два месяца, а если дело подведомственно суду — три месяца со дня совершения правонарушения, то в условиях моратория на проверки некоторых амдинштрафов удастся избежать.

А вот если речь идет о длящемся нарушении, то срок взыскания по нему начинают считать не со дня совершения, а со дня выявления (ст. 38 КоАП). Поэтому мораторий на проверки тут не поможет.

Отметим, что решения о применении админответственности принимают суды на основании составленных налоговиками протоколов в отношении таких нарушений, как нарушение порядка ведения налогового учета (ст. 1631 КоАП); неподача/несвоевременная подача платежек на уплату налогов и сборов (ст. 1632 КоАП); нарушение порядка удержания и перечисления НДФЛ (ст. 1634 КоАП).

По ЕСВ-нарушениям (ст. 1651 КУоАП) дела об админправонарушениях рассматривают непосредственно налоговые органы (ст. 2342 КоАП).

Разовое или длящееся правонарушение. Для исчисления срока давности для применения административного взыскания важно определить, это разовое или длящееся нарушение. Ведь для разового нарушения, отметим еще раз, срок давности исчисляется с момента его совершения, а по длящемуся — с момента его выявления. КоАП не содержит определения «длящееся нарушение». Но, как указано в письме Минюста от 02.08.2013 г. № 6802-0-4-13/11, в теории административного права длящимися определяются правонарушения, которые, начавшись с какого-то противоправного действия или бездеятельности, осуществляются потом непрерывно путем неисполнения обязанности. Начальным моментом такого деяния может быть активное действие или бездеятельность, когда виновный или не исполняет конкретную возложенную на него обязанность, или исполняет ее не полностью или неподобающим образом.

Хотя, даже суды иногда не могут сойтись во мнении в отношении одного и того же нарушения, является ли оно длящимся или разовым.

Предлагаем пройтись по основным налоговым/ЕСВ-нарушениям и посмотреть, какова вероятность применения админштрафа.

Налоговые нарушения. Начнем с самого распространенного админштрафа — нарушения порядка ведения налогового учета (ст. 1631 КоАП). Как отмечают суды, сама трактовка этой нормы позволяет сделать вывод, что налоговым учетом, ответственность за отсутствие или нарушение порядка ведения которого предусмотрена ч. 1 ст. 1631 КоАП, является именно учет доходов и расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и налоговых обязательств. При этом объективная сторона этого состава правонарушения не приравнивает занижение налогов или доходов к ведению налогового учета с нарушением установленного порядка. Значение имеет нарушение самого порядка или процедуры ведения налогового учета. А значит, для выявления этого нарушения фискалы должны провести документальную проверку налогоплательщика.

См., например, постановление Шевченковского районного суда г. Киева от 27.01.2020 г. по делу № 761/617/20.

Поскольку по этому виду правонарушений решения о применении админответственности принимают суды, то взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — не позднее чем через три месяца со дня его выявления.

Для того, чтобы судить о том, является ли нарушение длящимся или разовым, нужно смотреть конкретно на то, какое нарушение зафиксировали налоговики. Например, если речь идет о занижении налоговых обязательств НДС за какой-то период, то некоторые суды сходятся во мнении, что так как занижения допущены в конкретных периодах, то такое нарушение не является длящимся, поскольку лицо не находится в непрерывном состоянии противоправной бездеятельности.

См., например, постановление Октябрьского районного суда г. Полтавы от 11.01.2019 г. по делу № 554/10632/18.

Есть же решения судов, в которых указано, что если факт совершения этого нарушения выявлен налоговиками в ходе проверки (по сути нарушение продолжается; если бы плательщик самостоятельно выявил ошибку и подал УР — он бы прекратил это нарушение), то это нарушение является длящимся. То есть срок исковой давности по нему исчисляется с момента его выявления по результатам проверки.

См., например, постановление Саксаганского районного суда г. Кривого Рога от 31.10.2019 г. по делу № 214/6444/19.

Мы склоняемся к варианту, что длящееся нарушение — это то нарушение, которое не прекратилось на момент его выявления.

Несвоевременная подача налоговой отчетности. В принципе, отдельного штрафа в отношении несвоевременной подачи налоговикам отчетности в КоАП не предусмотрено. Налоговики стараются использовать в отношении этого вида нарушения общую норму — нарушение порядка ведения налогового учета. Хотя есть судебные решения, в которых суды отмечают, что

«понятия «налоговый учет» и «налоговая отчетность» не являются тождественными, потому несвоевременность или неподача налоговой декларации, которая является документом налоговой отчетности, не могут считаться признаком объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 1631 КУоАП» (см., например, постановление Киевского районного суда г. Харькова от 05.02.2020 г. по делу № 953/589/20).

Поэтому вообще правомерность привлечения к админответственности за несвоевременную подачу отчетности вызывает сомнение.

Если говорим именно о несвоевременной подаче (т. е. когда декларация подана, но несвоевременно), то штраф могут применить по результатам камеральной проверки. Это нарушение прекращается в момент подачи декларации (а начинается по истечении предельных сроков ее подачи). Соответственно срок исковой давности по такому нарушению (в течение 3 месяцев с момента совершения) будет отсчитываться со дня, следующего за датой фактической подачи отчетности.

А если отчетность вообще не подали (т. е. имеет место такое нарушение, как неподача отчетности)? В ходе камеральной проверки факт неподачи отчетности налоговики не всегда могут выловить. Ведь, может, вообще не было оснований для подачи декларации. То есть для этого должна быть документальная проверка. При этом такое нарушение, по нашему мнению, считается длящимся (отчетность так и остается неподанной — бездеятельность плательщика продолжается). Соответственно отсчет срока исковой давности начинается со дня выявления такого нарушения налоговиками (админштраф может быть наложен не позднее, чем через 3 месяца со дня выявления нарушения).

Несвоевременная уплата налога. Сама штрафная статья сформулирована так:

«Статья 1632. Неподача или несвоевременная подача платежных поручений на перечисление подлежащих уплате налогов и сборов (обязательных платежей)».

Есть решения судов, в которых сказано, что просто несвоевременная уплата налогов еще не повод привлекать должностных лиц к админответственности по этой статье. Должен быть установлен именно факт несвоевременной подачи платежных поручений на перечисление налогов (см., например, постановление Славутичского городского суда Киевской области от 27.12.2018 г. по делу № 377/943/18). Но, считаем, это чисто формальные зацепки. При правильном составлении протокола штраф за несвоевременную уплату налогов по этой статье вполне реальный.

Факт несвоевременной уплаты налога налоговики могут отследить по результатам камеральной проверки. Опять же если уже заплатили, пусть и не своевременно, то в момент фактической уплаты нарушение прекращается (админштраф может быть применен в течение 3 месяцев со дня совершения правонарушения, которые будут отсчитываться с момента фактической уплаты налога). Другое дело, если налог так и не заплатили на момент выявления этого факта налоговиками. В таком случае есть все основания считать такое нарушение длящимся (с началом следующего дня после совпадения установленного законом предельного срока уплаты и с окончанием в день фактической уплаты).

Несвоевременная уплата не является длящимся административным правонарушением (постановление ВС от 11.12.2018 г. по делу № 242/924/17).

ЕСВ-нарушения. Админответственность за ЕСВ-нарушения предусмотрена ст. 1651 КоАП. Дела об админправонарушениях по этой статье рассматривают непосредственно налоговые органы (ст. 2342 КоАП). А значит, срок давности для взыскания штрафа составляет 2 месяца со дня совершения нарушения, а при длящемся нарушении — 2 месяца со дня его выявления. По ЕСВ-нарушениям в общем-то актуально все то же, о чем было сказано по налоговым нарушениям.

Проверки по ЕСВ проводятся в порядке, установленном НКУ, т. е. в том же порядке, что и налоговые.

Нарушение порядка начисления ЕСВ. Суды склонны считать, что для применения этой санкции должен быть нарушен именно порядок начисления единого взноса. Только занижения дохода недостаточно.

Неподача/несвоевременная подача ЕСВ-отчетности. Несвоевременную подачу отчетности могут отследить по результатам камеральной проверки. Несвоевременная подача ЕСВ-отчетности — разовое нарушение, которое прекращается в момент подачи отчетности. Срок исковой давности — 2 месяца со дня его совершения. Отсчет — со дня, следующего за датой фактической подачи отчетности.

А вот неподача отчетности — это длящееся нарушение. Срок исковой давности по нему — 2 месяца с момента выявления.

Неуплата/несвоевременная уплата ЕСВ: аналогичные правила, что и для несвоевременной подачи отчетности.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше