Темы статей
Выбрать темы

Админштрафы по налоговым и ЕСВ-нарушениям: освобождения нет!

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
В связи с введением карантина налогоплательщиков освободили от ответственности за нарушения налогового законодательства (с некоторыми исключениями) и ЕСВ-нарушений. Но от админштрафов за совершенные нарушения освобождения, увы, не предусмотрено. Представляет ли это реальную угрозу? Поделимся своими соображениями по этому поводу.

Вы уже знаете, что за нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 01.03.2020 г. по 31.05.2020 г., штрафные санкции не применяют согласно п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. В этом же пункте приведены и исключения из правил (в которых штрафы могут наложить)1. Но, понятное дело, НКУ может устанавливать освобождение только относительно предусмотренных им штрафов.

1 Подробнее об этом можно прочесть в статьях «Антикоронавирусные законы: дайджест изменений» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 12); «Второй пакет» помощи от законодателя: акцизный налог», подраздел «Амнистия по налоговым нарушениям: новое звучание» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 14); «Освобождение от налоговых штрафов: вникаем в детали» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 16).

По ЕСВ похожее освобождение установлено в части четкого круга весенних нарушений, очерченного п. 911 разд. VIII Закона о ЕСВ2.

2 Об этом вы могли узнать из статьи «ЕСВ во время карантина: все подробности» прошлого номера нашего журнала.

Кроме того, согласно п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ налоговики ограничены в проведении документальных и фактических проверок (опять же с рядом исключений, указанных в этом пункте)3.

3 Подробнее об этом вы могли прочесть в статье «Второй пакет» помощи от законодателя: НДС, налог на прибыль, проверки», подраздел «Мораторий на проверки» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 14).

Пунктом 912 разд. VIII Закона о ЕСВ, в свою очередь, установлен мораторий на проведение документальных проверок правильности начисления, исчисления и уплаты ЕСВ.

Моратории на проверки стартовали с 18.03.2020 г. и будут действовать (согласно действующим на данный момент нормам) по 31.05.2020 г.

То есть многие нарушения налоговики просто не смогут обнаружить, так как временно лишены полномочий проводить проверки по таким вопросам.

Но сейчас мы поговорим о нарушениях, которые налоговики смогут выявить, но не смогут привлечь плательщика к ответственности, предусмотренной НКУ или Законом о ЕСВ. Что с административными штрафами в этом случае?

На кого налагают? Вы, должно быть, знаете, что по общим правилам административная ответственность применяется к виновному физлицу. В интересующих нас случаях (налоговые и ЕСВ-нарушения) к ответственности могут привлечь: (1) виновное должностное лицо (например, главного бухгалтера, директора и т. д.); (2) виновного ФЛП.

Нюанс. «На безрыбье», когда в субъектах ответственности за конкретное нарушение по КоАП значатся только должностные лица (а граждане/ФЛП не названы), физлицо-предприниматель также может быть наказан (как должностное лицо). Но не всегда. Наказать его (как должностное лицо) нельзя, если:

— у него нет наемных работников. Минюст, напомним, считает возможным причисление к должностным лицам ФЛП в том случае, когда у них есть наемные работники;

— субъектом нарушения/ответственности названо не просто должностное лицо, а должностное лицо предприятия/учреждения/организации.

Только один вид ответственности! Раз уж заговорили о ФЛП, то следует заметить, что зачастую виды правонарушений, за которые КоАП предусмотрены административные санкции для должностных лиц предприятий или ФЛП, идентичны правонарушениям, ответственность за которые предусмотрена другими нормативно-правовыми актами.

Показательным примером являются трудовые нарушения, наказания за которые для субъектов хозяйствования предусмотрены ст. 265 КЗоТ, а для должностных лиц юрлиц или ФЛП — ст. 41 КоАП4.

4 Подробнее ознакомиться с этим вопросом вы могли в статье «Трудовое» нарушение у ФЛП: двум штрафам не бывать?» (журнал «Бухгалтер 911», 2019, № 8).

Если для юрлиц, с одной стороны, и для конкретных виновных должностных лиц — с другой, применение обоих видов санкций вполне допустимо, то ФЛП вполне могут обжаловать один вид санкций на том основании, что никто не может быть дважды привлечен к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.

Но поможет ли эта опция ФЛП в рассматриваемом нами случае? Увы, нет. Смотрите: если финансовые санкции согласно НКУ или Закону о ЕСВ заморожены, то понести ответственность ФЛП сможет разве что за нарушение из КоАП. То есть дублирования не будет.

Да и то лишь в том случае, если налоговики имеют право проводить проверки, в ходе которых такие нарушения можно обнаружить.

Несвоевременная уплата налогов и сборов (обязательных платежей); неподача/несвоевременная подача налоговой отчетности.

За несвоевременную уплату налогов и сборов (обязательных платежей) виновные должностные лица предприятий/учреждений/организаций могут быть наказаны админштрафом в размере от 5 до 10 нмдг (от 85 до 170 грн) по ст. 1632 КоАП. При повторном в течение года привлечении — от 10 до 15 нмдг (от 170 до 255 грн).

ФЛП (даже с наемными работниками), как видим, здесь вне игры!

Решение по делам выносят суды (ст. 221 КоАП).

Далее на очереди — подача налоговой отчетности.

Но тут следует еще учесть, что НКУ «дает добро» на то, чтобы не подавать декларации в случае, если в отчетном периоде не возникают объекты налогообложения, или в случае отсутствия показателей, подлежащих декларированию (п. 49.2 НКУ).

Исключение — реализаторы горючего/спирта этилового, а также плательщики, которые имеют действующие (в том числе приостановленные) лицензии на право осуществления деятельности с подакцизной продукцией, подлежащей лицензированию.

Такое нарушение для руководителей и других должностных лиц предприятий/учреждений/организаций считается нарушением порядка ведения налогового учета, а потому штрафоопасно согласно ст. 1631 КоАП.

Размер штрафа при этом равен: при первом нарушении — от 5 до 10 нмдг (от 85 до 170 грн); в случае повторного в течение года привлечения — от 10 до 15 нмдг (от 170 до 255 грн).

Опять видим, что ФЛП (даже с наемными работниками) по этой статье не штрафуют!

Решения также выносят суды (ст. 221 КоАП).

А вот если имеем дело с выплатами доходов физлицам, от наказания за нарушение ФЛП уйти не сможет. Речь идет о ст. 1634 КоАП, по которой штрафуют за неудержание/неперечисление НДФЛ, неподачу/несвоевременную подачу ф. № 1ДФ.

За это нарушение виновное должностное лицо или ФЛП могут быть оштрафованы на сумму от 2 до 3 нмдг (от 34 до 51 грн). А в случае повторного в течение года привлечения — от 3 до 5 нмдг (от 51 до 85 грн).

Решения также выносят суды (ст. 221 КоАП).

Может показаться, что это «недорого», но тут есть «подводный камень», связанный с тем, что решение выносит суд, а значит, придется еще и уплатить весьма увесистый судебный сбор (подробнее смотрите последний раздел статьи).

ЕСВ-нарушения. Здесь размер штрафов куда более увесистый. Говорим о ст. 1651 КоАП. Та же неподача/несвоевременная подача Отчета по ЕСВ может обернуться для виновного должностного лица или ФЛП штрафом в размере от 30 до 40 нмдг (от 510 до 680 грн). А в случае повторного в течение года привлечения — от 40 до 50 нмдг (от 680 до 850 грн).

Неуплата или несвоевременная уплата ЕСВ в сумме, не превышающей 315300 грн, может обернуться для виновного должностного лица или ФЛП от 40 до 80 нмдг (от 680 до 1360 грн). А в случае повторного в течение года привлечения — от 150 до 300 нмдг (от 2550 до 5100 грн).

Решение по делу здесь уже принимают не суды, а налоговики (ст. 2342 КоАП).

«Срок годности» админправонарушения. Это то, что реально может спасти виновное физлицо от уплаты штрафа.

По общему правилу административное взыскание может быть наложено не позднее чем через 2 месяца со дня совершения правонарушения. При длящемся правонарушении наложить взыскание могут не позднее чем через 2 месяца со дня его обнаружения.

Если же дела об административных правонарушениях подведомственны суду (судье), то срок не 2, а 3 месяца.

Налоговики иногда прибегают к такой логике, что любое нарушение, которое они могут выявить при проверке, является длящимся и по нему срок давности отсчитывается со дня выявления.

Это не так. И хорошо, что понимание этого есть у судов.

С другой стороны, по тем же ЕСВ-нарушениям решение принимает не суд, а налоговики. Но вот именно по ЕСВ налоговики трактуют сроки давности даже немного лучше формального подхода img 1: «срок правонарушения исчисляется:

— в случае доначисления ЕВ по результатам самостоятельного исправления ошибок, допущенных в предыдущих отчетных периодах, или неподачи отчетности по ЕВ, или неуплаты ЕВ — на следующий день предельного срока подачи отчетности или уплаты ЕВ с учетом норм статьи 38 КУоАП;

— в случае несвоевременной подачи отчетности по ЕВ, несвоевременной уплаты ЕВ — по дате фактической подачи отчетности или фактической уплаты с учетом норм статьи 38 КУоАП».

См. консультацию в категории 201.09 ЗIР.

Если нарушение не длящееся (например, несвоевременная уплата) или было длящимся, но прекращено (например, декларация подана с нарушением срока), то срок давности начинает истекать именно с даты такого события.

Если на момент принятия решения по делу срок давности истек — штрафа не будет.

Вина. Еще одна «соломинка», которая может спасти от админштрафа. Согласно ст. 9 КоАП административным правонарушением (проступком) признается виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие.

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, когда лицо, которое его совершило, осознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предусматривало его вредные последствия и желало их или сознательно допускало наступление этих последствий.

Административное правонарушение признается совершенным из неосторожности, когда лицо, которое его совершило, предусматривало возможность наступления вредных последствий своего действия или бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение или не предусматривало возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предусмотреть.

На фоне карантина (движение транспорта ограничено, работники 60+ за некоторыми исключениями обязаны оставаться дома и т. д.) вполне может оказаться так, что в бездействии физлица не будет признаков вины. Соответственно и админштрафа быть не должно.

«Двойной удар». Мало того, что сумму штрафа нужно будет заплатить «из собственного кармана», так еще и сумма расходов может существенно отличаться от «заявленных» в КоАП цифр.

Во-первых, согласно ст. 308 КоАП в случае неуплаты правонарушителем штрафа в срок, установленный ч. 1 ст. 307 Кодекса (не позднее чем через 15 дней со дня вручения постановления о наложении штрафа5), постановление о наложении штрафа направляют для принудительного исполнения в орган государственной исполнительной службы.

5 В случае обжалования такого постановления — не позднее пятнадцати дней со дня уведомления об оставлении жалобы без удовлетворения.

Если лицо обжалует постановление о наложении админвзыскания в виде штрафа, течение указанных выше сроков приостанавливается до рассмотрения жалобы.

Тот, в свою очередь, взимает с правонарушителя двойной размер штрафа, указанного в постановлении о взыскании штрафа, и расходы на учет правонарушений.

Во-вторых, еще один повод для грусти — судебный сбор. Его плательщиками являются в том числе лица, в отношении которых принято судебное решение, предусмотренное Законом № 36746. Размеры ставок судебного сбора приведены в ст. 4 Закона № 3674 и они не радуют img 2 — 20 % от прожитминимума для трудоспособного лица (420,40 грн). Судебный сбор включается в состав судебных расходов. Их обязана оплачивать проигравшая сторона…

6 Закон Украины «О судебном сборе» от 08.07.2011 г. № 3674-VI.

Как видите, админштрафы — вещь не самая приятная. Потому советуем приложить максимум усилий, чтобы их избежать, ведь освобождение от них законодатели предусмотреть забыли img 3

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше