Темы статей
Выбрать темы

Трудовые проверки — 2021: новые размеры штрафов и не только

Товстопят Юрий, налоговый эксперт
Чем будет примечателен контро­ль со стороны одних из самых (если не самых) опасных проверяющих в 2021 году? Имеем в виду инспекторов Гоструда и их «местных помощников». Кроме роста размеров финансовых санкций за трудовые нарушения, есть и другие примечательные моменты. Их и предлагаем обсудить в данной статье!

План проверок — 2021: планово будут проверять и соблюдение законодательства о труде

Начнем с того, что на плановые проверки, как и прежде, должен распространяться «карантинный» мораторий на неналоговые плановые (!) мероприятия госнадзора (контроля) в сфере хоздеятельности, предусмотренный п. 3 разд. ІІ Закона № 5331. При этом в качестве исключения согласно Закону проверить могут деятельность субъектов хозяйствования, которые отнесены к высокой степени риска. Степень риска субъектов хозяйствования Гоструда определяет согласно Критериям № 3832 .

1 Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и другие законы Украины относительно поддержки налогоплательщиков на период осуществления мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (COVID-19)» от 17.03.2020 г. № 533-IX. Некоторые нюансы относительно «карантинного» проверочного моратория найдете в статье «8000 грн и отмена проверочного моратория: за что проголосовали» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 50).

2 Критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности..., утвержденные постановлением КМУ от 20.05.2020 г. № 383.

Годовой план осуществления мероприятий госнадзора (контроля) Государственной службы Украины по вопросам труда на 2021 год утвержден приказом Гоструда от 27.11.2020 г. № 158. Заметим, что проверяться в ходе плановых проверок в 2021 году может уже и соблюдение законодательства о труде!

Другие сферы государственного надзора (контроля) — (1) государственный горный надзор; (2) занятость населения, занятость и трудоустройство лиц с инвалидностью; (3) промышленная безопасность, охрана труда, обращение со взрывчатыми материалами промышленного предназначения, гигиена труда.

Но в плане проверок можно найти субъектов не только с высокой, но и со средней и даже с незначительной степенью риска img 1. Причем даты начала их проверок зачастую приходятся и на первые месяцы года… То есть по факту Гоструда открыто игнорирует действующий «карантинный» мораторий img 2.

С другой стороны, недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении наказуемы огромным штрафом по ст. 265 КЗоТ (о штрафах будет сказано далее). Потому прежде чем не допустить проверяющих, взвесьте все связанные с этим риски и тот факт, что доказывать свою правоту придется, скорее всего, в суде img 3

Проведение плановых проверок должно подчиняться правилам, прописанным в Законе № 8773 и с учетом пп. 2 — 4 Порядка № 8234. О проведении плановой проверки субъект хозяйствования должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 дней до дня ее проведения.

3 Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

4 Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный постановлением КМУ от 21.08.2019 г. № 823. О последних изменениях в этот документ вы могли прочесть в статье «Трудовые проверки Гоструда: последние изменения» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 34).

Инспекционные посещения — 2021

Кроме вышеупомянутых проверок, никуда не делись и инспекционные посещения, которые трудовики вместе с КМУ до сих пор не соглашаются классифицировать как проверки.

Их проведение регулирует Порядок № 823. И благодаря последним изменениям в этот документ инспекционные посещения трудовые инспекторы Гоструда могут проводить исключительно по вопросам обнаружения неоформленных трудовых отношений!

Важно! Такие проверочные мероприятия по своему характеру являются внеплановыми, потому карантинные ограничения им точно не помеха (ведь мораторий касается только плановых мероприятий госнадзора (контроля)) img 4.

Встречаем по… служебному удостоверению

Далее несколько слов о моментах, общих как для проведения инспекционных посещений, так и для других проверок за соблюдением законодательства о труде. Они приведены в разделе «Общие вопросы» Порядка № 823 и касаются удостоверения личности трудового инспектора и документального оформления проверочного мероприятия.

«Визитной карточкой» трудового инспектора является его служебное удостоверение5. Проверить личность проверяющего вы можете на сайте Гоструда6, где в разрезе областей (отдельно — Аппарата Гоструда) приведены такие данные об инспекторах: (1) номер удостоверения; (2) фото; (3) Ф. И. О.; (4) должность.

5 Форма которого утверждена приказом Минэкономики «Об утверждении формы и описания служебного удостоверения инспектора труда» от 11.11.2020 г. № 2305.

6 dsp.gov.ua/informatsiia-pro-sluzhbovi-posvidchennia-inspektoriv-pratsi/

Служебное удостоверение, по которому не обнародована информация, считается недействительным!

Обязанность предъявить объекту посещения (или уполномоченному им должностному лицу) свое служебное удостоверение за инспектором труда закреплена п. 8 Порядка № 823 и ч. 5 ст. 7 Закона № 877 (ср. ).

А п.п. 1 п. 13 Порядка дает право объекту посещения при проведении инспекционного посещения проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения. И не допускать к проведению инспекционного посещения в случае отсутствия у инспектора такого удостоверения (п.п. 3 п. 13 Порядка № 823).

Аналогичные нормы относительно мероприятия госконтроля (надзора) закреплены и в ст. 10 Закона № 877.

Трудовые штрафы: + 20 %

Вместе с ростом размера минзарплаты с 1 января возрос ряд других показателей, прямо или посредственно к ней привязанных7. Именно в размерах минзарплаты установлены и штрафы за нарушение законодательства о труде. Соответственно они автоматом возросли на 20 % по сравнению с ранее установленными размерами. Их новые размеры представляем вашему вниманию в таблице далее.

7 Важнейшие из них вы могли найти в статье «Важные цифры 2021 года: налогообложение доходов физлиц и соцстрахование» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 1-2).

п/п

Состав правонарушения

Размер штрафа за нарушение

1

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов

К юридическим лицам и ФЛП, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога групп 1 — 3, применяется предупреждение.

К остальным — штраф 60 тыс. грн*

2

Совершение нарушений, предусмотренных абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ (указанных в п. 1 этой таблицы), повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения

180 тыс. грн*

3

Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме

18 тыс. грн

4

Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда

12 тыс. грн*

5

Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот «солдатам предприятия»**

К юридическим лицам и ФЛП, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога групп 1 — 3, применяется предупреждение.

К остальным — штраф 24 тыс. грн*

6

Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении

18 тыс. грн

7

Недопуск к проведению проверки по вопросам обнаружения нарушений, указанных в абз. 2 ч. 2 ст. 265 КЗоТ (указанных в п. 1 этой таблицы), создание препятствий в ее проведении

96 тыс. грн

8

Нарушение других требований законодательства о труде, кроме указанных выше

6 тыс. грн

за каждое такое нарушение

9

Совершение нарушения других требований законодательства о труде повторно в течение года со дня выявления нарушения

12 тыс. грн

за каждое такое нарушение

* За каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.

** Работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной (невоенной) службе», «О мобилизационной подготовке и мобилизации».

А вот размеры админштрафов, установленные ст. 41 КоАП (которые налагаются на конкретное виновное лицо, в том числе ФЛП), не изменились: они привязаны к размеру нмдг — 17 грн.

Как и ранее, указанные в таблице штрафы налагает Гоструда согласно Порядку № 5098. В самом порядке наложения штрафов никаких изменений нет. Возросли только размеры штрафов.

8 Порядок наложения штрафов за нарушение законодательства о труде и занятости населения, утвержденный постановлением КМУ от 17.07.2013 г. № 509.

При этом никуда не делись поблажки в виде: (1) половинчатой суммы штрафа в случае его оперативной уплаты (см. далее) и (2) освобождения от ответственности за некоторые (!) трудовые нарушения в случае своевременного выполнения предписания9.

9 Подробнее о предусмотренных поблажках вы могли прочесть в статье «Трудовые штрафы на новый лад» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 6).

Для того чтобы ощутить вкус img 5 первой из названных поблажек, нужно оперативно заплатить половину штрафа, указанную в постановлении о наложении санкции. А именно в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде. В таком случае постановление будет считаться выполненным в полном объеме!

Увы, админштрафов по КоАП такая «скидка» не касается (она действует только в отношении финсанкций по ст. 265 КЗоТ)! Размер админштрафа может только вырасти (если не уплатить его вовремя — взыскивается в двойном размере согласно ст. 308 КоАП).

Что касается второй из названных поблажек, то касается она лишь наименее тяжких img 6 (если исходить из размера штрафа согласно ст. 265 КЗоТ) нарушений. При этом не избежать штрафов за совершение нарушений, указанных в пунктах 1, 2, 6, 7, 9 нашей таблицы10. Они применяются одновременно с вынесением предписания независимо от факта устранения выявленных при проведении проверки нарушений.

10 Предусмотрены абз. 2, 3, 7, 8, 10 ч. 2 ст. 265 КЗоТ соответственно.

По остальным же нарушениям выполнение предписания в срок от финансовых санкций, предусмотренных ст. 265 КЗоТ, должно спасать img 7.

Уплата штрафа по-прежнему не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

Заметим также, что форма постановления о наложении штрафа за нарушение законодательства о труде и занятости населения в прошлом году обновилась. С 24.07.2020 г. она утверждена приказом № 92011.

11 Приказ Минэкономики «Об утверждении формы постановления о наложении штрафа за нарушение законодательства о труде и занятости населения» от 19.05.2020 г. № 920.

А вот форма предупреждения, которое в некоторых случаях должно выноситься единоналожникам групп 1 — 3, утверждена приказом № 91912, действует с 12.06.2020 г.

12 Приказ Минэкономики «Об утверждении формы предупреждения об ответственности за нарушение законодательства о труде» от 19.05.2020 г. № 919.

Его ухитрились «сотворить» таким образом, что утверждать, мол, предупреждение — это мера ответственности/взыскания, нельзя img 8. Поэтому оспорить применение админштрафа по ч. 3 ст. 41 КоАП на том основании, что к ФЛП-единоналожнику применили ответственность в виде предупреждения, увы, не получится. Если неоформленная занятость была — то, да, согласно ст. 265 КЗоТ ему «светит» предупреждение, а по КоАП — админштраф13.

13 Глубже вникнуть в проблему вам поможет статья «1 + 1 = 1, или Предупреждение при «трудовой» проверке» (журнал «Бухгалтер 911», 2020, № 26).

Новые формы документов

Раз уж начали разговор об обновлении документов, связанных с проверочными мероприятиями трудовиков, то просто обязаны вспомнить и последние изменения. Приказом № 216114 Минэкономики утвердило формы:

14 Приказ Минэкономики «Об утверждении форм документов, составляемых при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля Государственной службой Украины по вопросам труда» от 27.10.2020 г. № 2161.

1) акта, составленного по результатам проведения планового (внепланового) мероприятия государственного надзора (контроля) относительно соблюдения требований законодательства в сферах охраны труда, промышленной безопасности, гигиены труда, обращения со взрывчатыми материалами промышленного назначения, труда, занятости населения, занятости и трудоустройства лиц с инвалидностью, осуществления государственного горного надзора (ф. 1);

2) акта об отказе от подписи (ф. 2);

3) акта о невозможности проведения мероприятия государственного контроля (ф. 3);

4) акта о невозможности составления заключения (ф. 4);

5) требования о предоставлении документов (ф. 5);

6) требования относительно обеспечения осуществления контрольных полномочий, устранения выявленных нарушений (ф. 6);

7) заключения о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде при осуществлении контрольных полномочий (ф. 7);

8) предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о труде (ф. 8);

9) предписания об устранении выявленных нарушений законодательства в сферах охраны труда, промышленной безопасности, гигиены труда, обращения со взрывчатыми материалами промышленного назначения, занятости населения, занятости и трудоустройства лиц с инвалидностью, осуществления государственного горного надзора (ф. 9);

10) распоряжения об устранении выявленных нарушений лицензионных условий по производству взрывчатых материалов промышленного назначения (ф. 10);

11) постановления по делу об административном правонарушении (ф. 11);

12) постановления о закрытии дела об административном правонарушении (ф. 12);

13) протокола об административном правонарушении (ф. 13);

14) решения о рассмотрении дела о наложении штрафа (ф. 14);

15) решения об отмене (оставлении без изменений) постановления по делу об административном правонарушении (ф. 15).

С даты вступления в силу этого приказа утратившим силу признан приказ № 133815.

15 Приказ Минсоцполитики «Об утверждении форм документов, составляемых при осуществлении мероприятий государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения, занятости и трудоустройстве инвалидов» от 18.08.2017 г. № 1338.

Насколько серьезны отличия? Обновление форм носит больше вынужденный характер: если ранее их обязано было утверждать Минсоцполитики, то теперь эта обязанность возложена на Минэкономики.

В то же время между новыми и старыми формами есть и важные отличия.

Так, первый из указанных в нашем списке документ фактически заменил собой формы (1) акта инспекционного посещения (невыездного инспектирования) юридического лица (физического лица), использующего наемный труд, и (2) акта по результатам проведения проверки соблюдения субъектом хозяйствования требований законодательства о занятости населения, занятости и трудоустройства лиц с инвалидностью.

То есть с момента вступления в силу приказа № 2161 независимо от проверяемого вопроса должен составляться акт по ф. 1. При этом расшифровка по проверяемым вопросам приводится в приложениях 1 — 6 к такому акту.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше