Темы статей
Выбрать темы

Если не пришла квитанция о регистрации НН

Казанова Марина, налоговый эксперт
Иногда работа сервисов ГНСУ сбоит. Например, мы им — налоговую накладную (НН) на регистрацию. А они в ответ — «многозначительно молчат». Чем это может грозить и какие тут могут быть варианты действий?

Если квитанция о принятии/непринятии НН в день ее отправки на регистрацию не пришла, но это не предельный срок регистрации НН — можно ничего не предпринимать. Просто немного подождать. Бывает так, что квитанция о регистрации НН приходит на следующий операционный день, но при этом НН регистрируется датой отправки ее на регистрацию.

Можно и повторно отправить НН на регистрацию. Переживать за «задвоение» при этом не стоит. Система не пропустит на регистрацию две НН с одинаковыми реквизитами (датой и порядковым номером) — п. 16 Порядка № 1246*. Так, если НН, по которой вы не получили квитанцию, уже зарегистрирована в ЕРНН, то по «продублированной» НН придет квитанция с отказом в ее регистрации.

* Порядок ведения Единого реестра налоговых накладных, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1246.

А что если такая ситуация пришлась на предельный срок регистрации НН? НН отправлена на регистрацию в последний день срока, но квитанция в этот день так и не получена?

Для начала напомним, когда должны приходить квитанции о принятии/непринятии НН. В течение операционного дня (п. 201.10 НКУ, п. 14 Порядка № 1246). При этом, если квитанция в течение операционного дня вообще не пришла, НН считается зарегистрированной (п. 201.10 НКУ).

Операционный день длится в рабочие дни с 8 часов 00 минут до 20 часов 00 минут. Если предельные сроки регистрации НН и/или РК приходятся на выходной, праздничный или нерабочий день, такой день тоже считается операционным днем (п. 3 Порядка № 1246)**.

** Об этом вы могли прочесть в статье «Изменен Порядок регистрации НН: «гарантированные» операционные дни и Ко» (журнал «Бухгалтер 911», 2021, № 18).

Поэтому если вы отправили НН на регистрацию:

— до окончания операционного дня (до 20:00) — НН должна регистрироваться этим же операционным днем. И квитанция о принятии/непринятии НН тоже должна приходить этим же днем;

— после окончания операционного дня — НН уже зарегистрируется следующим операционным днем;

— в неоперационный день — такая НН регистрируется первым операционным днем после такого дня.

После отправки НН на регистрацию плательщику приходят:

1) уведомление, в котором фиксируются дата и время получения документа налоговиками;

2) квитанция о принятии/непринятии/блокировке НН.

А как на практике? Налоговики в своих разъяснениях (см., к примеру, ИНК от 30.10.2020 г. № 4495/ІПК/99-00-05-06-02-06) любят ссылаться на Порядок № 557***. В нем указано, что после поступления электронного документа контролирующему органу осуществляется его автоматизированная проверка. Она осуществляется в день его поступления или не позднее следующего рабочего дня, если электронный документ поступил после окончания операционного дня (п. 6 Порядка № 557). При этом:

*** Порядок обмена электронными документами с контролирующими органами, утвержденный приказом Минфина от 06.06.2017 г. № 557.

— первая квитанция направляется автору электронного документа в течение двух часов с момента его получения контролирующим органом, в противном случае — в течение первых двух часов следующего операционного дня (п. 8 Порядка № 557);

— не позднее следующего рабочего дня с момента формирования первой квитанции, если иное не установлено нормативно-правовыми актами, формируется вторая квитанция (п. 9 Порядка № 557).

Основываясь на этом, налоговики утверждают, что:

— уведомление о получении налоговиками документа (по НН налоговики его приравнивают к первой квитанции) должно поступить плательщику НДС в течение 2 часов с момента получения НН/РК контролирующим органом, а если НН/РК были получены после окончания операционного — в течение первых 2 часов следующего операционного дня (пп. 9 и 11 Порядка № 557). А если оно не поступило плательщику — НН считается не полученной налоговиками и не зарегистрированной в ЕРНН (письмо ГФСУ от 15.05.2019 г. № 2172/6/99-99-12-02-01-15/ІПК);

То есть норма из п. 201.10 НКУ (согласно которой НН считается зарегистрированной, если в течение операционного дня не отправлена квитанция о принятии/непринятии или остановке регистрации НН/РК), по мнению фискалов, тут не работает.

— вторая квитанция (в случае регистрации НН ее роль выполняет квитанция № 1) формируется не позднее следующего рабочего дня с момента формирования первой квитанции, если иное не установлено нормативно-правовыми актами и Порядком № 557. Выходит, НН, направленная на регистрацию в последний день срока, по мнению налоговиков, вполне законно может быть зарегистрирована только на следующий день.

Но на самом деле такие выводы налоговиков в отношении НН ошибочны. Из п. 201.10 НКУ и п. 14 «профильного» Порядка № 1246 следует, что в течение операционного дня должна быть отправлена именно квитанция, а не уведомление. Иначе НН считается зарегистрированной этим днем (независимо от наличия/отсутствия уведомления).

И суды обращают внимание на то, что норма п. 201.10 НКУ (согласно которой НН считается зарегистрированной, если в течение операционного дня не отправлена квитанция о принятии/непринятии или остановке регистрации НН/РК) имеет приоритет над Порядком № 557. То есть несмотря на то, что Порядок № 1246 отсылает к Порядку № 557, а согласно Порядку № 557 допускается, чтобы квитанция о принятии/непринятии НН была отправлена на следующий операционный день, приоритет имеют нормы п. 201.10 НКУ. Ведь коллизия между нормами актов неодинаковой юридической силы разрешается в пользу акта высшей юридической силы (постановления Верховного Суда от 12.07.2019 г. по делу № 0940/1600/18, от 15.09.2020 г. по делу № 640/19254/19).

Также суды отмечают: обязанностью плательщика является направить/предоставить НН на регистрацию в пределах операционного дня, однако такая обязанность не ставится в зависимость от времени получения контролирующим органом такой накладной на регистрацию. То обстоятельство, что налоговый орган успевает или не успевает проверить накладную в пределах того же операционного дня, когда она была направлена на регистрацию, не должно изменять дату и время поступления накладной в тот операционный день, когда это фактически произошло, и не может служить основанием для несоблюдения п. 201.10 ст. 201 НКУ (постановление Второго апелляционного админсуда от 09.03.2021 г. по делу № 480/3002/20).

Но то, что «закон» и суды на стороне налогоплательщиков, это понятно. А с чем сталкиваемся по факту?

Ситуация 1. Квитанция пришла позже, но НН зарегистрирована датой отправки на регистрацию. Это самый благоприятный случай — НН зарегистрирована своевременно. Проблем нет.

Ситуация 2. Пришла квитанция с информацией о том, что НН зарегистрирована, но дата регистрации НН не соответствует дате отправки НН. Проблемной эта ситуация становится, если НН фактически зарегистрирована после окончания предельных сроков регистрации НН. То есть не по вине плательщика НН зарегистрирована с просрочкой.

В этой ситуации:

контрагенту-покупателю, раз НН зарегистрирована несвоевременно, придется отложить налоговый кредит по такой НН на следующий период. И он может настаивать на применении договорного штрафа к контрагенту (если он предусмотрен договором);

По несвоевременно зарегистрированной НН право на налоговый кредит возникает в периоде регистрации НН (п. 198.6 НКУ).

плательщику, составившему НН:

(1) грозят штрафы за несвоевременную регистрацию НН. До конца карантина штрафы за нерегистрацию (несвоевременную регистрацию) НН/РК не применяются (вопрос 1 информационного письма ГНСУ от 20.03.2020 г. № 7; ЗІР 101.27). Поэтому, в принципе, даже такая ситуация не столь «болезненная». За нарушения налогового законодательства, совершенные в период с 1 марта 2020 года по последний календарный день месяца окончания карантина, штрафные санкции не применяются (п. 521 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Но вообще (если бы не было карантина) — в таком случае налоговики применили бы штраф за несвоевременную регистрацию НН. Поскольку считают, что штрафы за просрочку/нерегистрацию НН/РК применяются независимо от причины просрочки регистрации НН/РК. И тогда плательщику, чтобы отбиться от штрафа, пришлось бы обжаловать решение налоговиков о применении штрафов, используя нормы НКУ и мнение судов.

Аргументировать незаконность штрафов можно следующим:

— раз в течение операционного дня плательщику не пришла квитанция — НН считается зарегистрированной (п. 201.10 НКУ);

— нет вины/бездеятельности плательщика в том, что НН зарегистрирована с опозданием. От плательщика зависит только своевременное предоставление НН на регистрацию, в то время как принятие-непринятие НН на регистрацию — это результат выполнения работы ПО, которое контролируется ГНС, и/или непосредственных действий работников ГНС, на которую (которые) плательщик НДС не имеет влияния;

(2) может грозить договорная ответственность. Хотя в этом случае, считаем, можно воспользоваться «освобождающим» основанием, предусмотренным ст. 218 ХКУ. Оно гласит, что сторона освобождается от ответственности, если докажет, что ею были предприняты все зависящие от нее меры для недопущения хозяйственного правонарушения. То есть если вы вовремя подали НН на регистрацию, а просрочка регистрации произошла по вине налоговиков, то вы должны освобождаться от ответственности.

Поэтому если вы предоставите контрагенту доказательства, что вы вовремя отправили НН на регистрацию, возможность взыскания с вас договорных санкций за несвоевременную регистрацию налоговой накладной весьма сомнительна. Таким доказательством может быть скриншот с экрана. Либо можно подать письменный информационный запрос администратору бухПО с такой просьбой: «просимо підтвердити надання податкової накладної № <…> від <…> до Державної податкової служби України (вказати дату та час)».

Тем более если НН, в принципе, будет зарегистрирована (с просрочкой), то весьма небольшие шансы у вашего контрагента взыскать эти штрафы через суд. Хотя, для того чтобы не потерять контрагента, поставщику часто приходится уплачивать такой штраф, даже если закон на его стороне.

Отметим: если штраф пришлось заплатить, то, в принципе, НКУ допускает возможность взыскать ущерб с налоговиков (см. ст. 114 НКУ). Но для этого придется обращаться в суд (п. 114.4 НКУ).

Ситуация 3. Пришла квитанция с отказом в регистрации либо квитанция так и не пришла вообще.

Как правило, если квитанция о регистрации НН так и не пришла в течение следующего операционного дня, скорее всего, эта НН не будет зарегистрирована (если, конечно, не было каких-то значительных сбоев на сервере налоговиков).

С одной стороны, в этой ситуации — опять же ссылаясь на п. 201.10 НКУ можно настаивать на том, что раз квитанция в течение операционного дня получена не была, НН считается зарегистрированной. Но с другой стороны — по факту зарегистрированной НН нет. А покупателю нужна НН (без зарегистрированной НН сформировать налоговый кредит он не может).

То есть в этом случае, чтобы у покупателя была НН, нужно заново отправлять на регистрацию НН уже после окончания предельных сроков регистрации.

Снова-таки сейчас (в период карантина) штрафов за несвоевременную регистрацию НН нет. Так что поставщик может практически «безболезненно» зарегистрировать новую НН. А вообще, если бы не карантин, как и в предыдущей ситуации, налоговики, если регистрация будет осуществлена уже после предельных сроков регистрации, применят штраф.

Были прецеденты, когда суд признавал незаконность применения штрафа в этом случае. Ведь, по сути, «новая» НН — это «дубликат» НН, которую плательщик своевременно отправлял на регистрацию, но по не зависящим от него причинам не смог зарегистрировать. То есть можно говорить о том, что плательщик выполнил свою обязанность по регистрации НН и предпринял все зависящие от него меры для своевременной регистрации такой НН.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше