Темы статей
Выбрать темы

Продажа коктейлей

Редакция НиБУ
Статья

Продажа коктейлей

 

«Что русскому благо, то немцу — смерть» — гласит русская поговорка. В первую очередь в ее справедливости убеждаешься, сравнив национальные традиции потребления алкогольных напитков, характерные для славянских и остальных народов. Отечественные юмористы неоднократно обыгрывали эту благодатную тему. Мы же, как серьезное специализированное издание, предлагаем взглянуть на нее с иной точки зрения. Рассмотрим сегодня вопросы, которые возникают у субъектов хозяйствования, решивших торговать алкоголем по-европейски,
т. е. в виде коктейлей.

Игорь ХМЕЛЕВСКИЙ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», igor.khmelevskiy@id.factor.ua

 

«Я ему говорил — не смешивай!, а он: «Коктейль, коктейль...»*

* Цитата из кинофильма г. Данелия «Осенний марафон».

Определимся прежде всего в терминах, которые будут использованы в этой статье. Так, обычно

коктейлем называют напиток, приготовленный путем смешивания различных ингредиентов, в состав которых могут входить крепкие алкогольные напитки, такие как водка, ликеры, ром, виски, коньяк, бренди, вина крепленые и сухие, а также разнообразные фруктовые соки и сиропы, молоко, свежие и консервированные ягоды и кусочки фруктов, пищевой лед и пр.

Строгое же определение рассматриваемого термина находим в

ДСТУ 3297-95 «Ликеро-водочная промышленность. Термины и определения понятий», согласно которому коктейль (ликеро-водочного производства) — это ликеро-водочный напиток крепостью от 20 до 40 % с массовой концентрацией экстрактивных веществ от 5 до 25 г/100 см3, разбавляемый перед употреблением минеральной водой или плодово-ягодными соками, или безалкогольными напитками, приготовленный смешиванием готовых напитков или купажированием отдельных полуфабрикатов и ингредиентов (п. 4.17).

В зависимости от состава,

коктейли делятся на две большие группы — алкогольные и безалкогольные. Ограничим предмет рассмотрения исключительно алкогольными коктейлями, поскольку, несмотря на порой чрезмерную нормативную зарегулированность оборота алкоголя и табака в Украине, именно в отношении продажи таких коктейлей существует немало организационных проблем и неясностей в налогообложении. При этом обсудим как торговлю готовыми алкогольными коктейлями промышленного производства в розницу и на разлив, так и продажу самостоятельно изготовленных спиртосодержащих коктейлей.

Начнем же с вопроса,

относятся ли в принципе коктейли к алкогольным напиткам, поскольку правильный ответ на него сразу внесет определенность с лицензированием торговли такими напитками, соблюдением минимальных ограничений по площади торгового зала и ограничений, касающихся их продажи на разлив, уплатой «хмельного» сбора и т. п.

Напомним, что основополагающим документом в сфере обращения алкогольных напитков и табачных изделий является

Закон № 481. Алкогольными напитками согласно ст. 1 этого Закона считаются продукты, полученные путем спиртового брожения сахаросодержащих материалов или изготовленные на основе пищевых спиртов с содержанием спирта этилового свыше 1,2 % объемных единиц, которые относятся к товарным группам Гармонизированной системы описания и кодирования товаров под кодами 2204, 2205, 2206, 2208.

В соответствии с Украинской классификацией товаров внешнеэкономической деятельности (УКТ ВЭД), основанной на Гармонизированной системе описания и кодирования товаров, к названным выше позициям относятся:

— 22 04 — вина виноградные натуральные, включая вина с добавлением спирта и крепленые; сусло виноградное, кроме того, которое включено в товарную позицию 20 09;

— 22 05 — вермуты, виноградные натуральные вина и прочие с добавлением растительных или ароматизирующих экстрактов;

— 22 06 — прочие напитки сброженные (сидр яблочный и грушевый (перри), напиток медовый);

напитки смешанные, которые содержат алкоголь, и смеси алкогольных напитков с безалкогольными, не включенные в другие группы;

— 22 08 — спирт этиловый неденатурированный, с концентрацией спирта менее 80 %; спиртовые настойки, ликеры и прочие спиртные напитки (спиртные напитки, полученные в результате дистилляции виноградного вина или выжимок винограда; ром и тафия; джин и можжевеловая настойка; водка; ликеры и сладкие наливки, прочие).

Таким образом, приходим к выводу, что

коктейли, изготовленные промышленным способом, следует относить к алкогольным напиткам по коду 22 06. Очевидно, что продажа таких коктейлей, в том числе и на разлив, ничем не отличается от традиционной торговли прочими алкогольными напитками.

Остановимся более детально на рассмотрении нюансов продажи

коктейлей собственного приготовления. И первый из них — всем ли субъектам хозяйствования действующее законодательство позволяет организовать продажу таких напитков? Не усматривается ли здесь необходимость для такого субъекта иметь лицензию на производство алкогольных напитков? Попробуем разобраться, опираясь прежде всего на определения соответствующих терминов, присутствующие в Законе № 481.

 

Производство или приготовление: как получаются коктейли?

Как следует из анализа действующего законодательства, промышленное производство алкогольных напитков требует специальной лицензии на право их производства. Указанные лицензии выдаются субъектам предпринимательской деятельности, которые на момент подачи заявления о выдаче лицензии на законных основаниях владеют и/или пользуются помещениями и оборудованием, обеспечивающими

полный технологический цикл производства. При этом под полным технологическим циклом производства Закон № 481 (ст. 3) понимает совокупность помещений, технологического и прочего оборудования, соответствующих технологических процессов, обеспечивающих переработку сырья в продукцию, готовую для реализации конечному потребителю, а также лабораторий, аккредитованных органами исполнительной власти. Сырьем же в этой статье названы предметы труда и природные компоненты, подлежащие дальнейшей переработке.

Очевидно, что изготовление алкогольных коктейлей (как по традиционным, так и по собственным, фирменным, рецептам) не соответствует трактовке понятия «производство алкогольных напитков», которым оперирует

Закон № 481. Ведь предприятие приобретает уже готовые алкогольные напитки, которые являются основой для приготовления коктейлей, смешивает их с добавлением других безалкогольных компонентов и продает такие алкогольные напитки в составе коктейлей. При этом для их изготовления не используется сырье в виде природных компонентов, как того требует указанный Закон, относя какой-либо вид деятельности к деятельности по производству алкогольных напитков.

Не углубляясь дальше в терминологические подробности «алкогольного» законодательства, отметим, что такой же подход к проблеме «откуда берутся коктейли» высказывается и налоговиками. Так, в консультации ведущего специалиста ГНАУ под названием «Торговля коктейлями и пивом как алкогольными и безалкогольными напитками» (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41) звучит мысль о том, что

продажа коктейлей, изготовленных с использованием алкогольных напитков, является продажей этих алкогольных напитков, содержащихся в составе коктейлей. О производстве же коктейлей как о промышленном производстве, а тем более о необходимости получения соответствующей лицензии на производство алкогольных напитков, в указанной консультации речь не идет.

Таким образом, предпринимательская деятельность по самостоятельному изготовлению и продаже коктейлей лучше всего вписывается в определение

розничной торговли алкогольными напитками, под которой Закон № 481 понимает деятельность субъектов по продаже алкогольных напитков непосредственно гражданам и другим конечным потребителям для их личного некоммерческого использования независимо от формы расчетов (см. ст. 1 ). К этому же виду деятельности относится и торговля алкогольными напитками на разлив.

 

Торговля коктейлями — прерогатива заведений общепита

Далее следует обратить внимание на то, что

продажа алкогольных напитков на разлив для потребления на месте разрешена только:

предприятиям общественного питания (ресторанам, барам, кафе, другим предприятиям этой отрасли);

специальным отделам предприятий, которые имеют статус предприятий общественного питания, предприятий с универсальным ассортиментом товаров.

Такое требование закреплено в

ст. 153 Закона № 481 и в п. 22 Правил № 854. Следовательно, готовить коктейли из алкогольных напитков и продавать их могут только предприятия общественного питания, которые с недавних пор обрели название «заведения (предприятия) ресторанного хозяйства» (см. приказ Минэкономики Украины от 09.10.2006 г. № 309). Но так как других принципиальных изменений в деятельности общепита после переименования не произошло, позволим себе использовать новое и старое названия как синонимы.

Отдельно отметим, что в

п. 23 Правил № 854 присутствует прямой запрет смешивать напитки разных видов и марок во время продажи алкогольных напитков на разлив. При этом возможность такого смешивания предусмотрена только в одном случае — при изготовлении коктейлей. На такие коктейли у субъекта хозяйствования должны быть технологические и калькуляционные карты, утвержденные руководителем, бухгалтером и согласованные с СЭС.

Технологическая карта

содержит состав и вес компонентов, входящих в то или иное блюдо или изделие. В калькуляционной карте, форма которой приведена в приложении 2 к Методическим рекомендациям № 157, рассчитывается цена единицы изделия (порции) исходя из норм сырьевой закладки и цен на сырье. Калькуляционная карта является документом, который обосновывает установление продажной цены на изготавливаемые блюда, напитки и продаваемые товары.

Обращаем внимание, что цена реализации рассчитывается с

обязательным заполнением калькуляционной карточки на каждый вид блюда, кулинарного изделия, напитка, включая гарниры и соусы. Это значит, что, несмотря на отсутствие необходимости в дополнительной кулинарной обработке составляющих и кажущуюся простоту приготовления, продажа коктейлей также требует наличия таких карточек по каждому наименованию коктейля. При этом необходимо строго придерживаться норм сырья, установленных действующими сборниками рецептур (перечень таких сборников, которыми можно пользоваться на сегодняшний день, содержится в приложении 1 к Методическим рекомендациям № 157).

Кроме напитков, рецептура которых приведена в сборниках, заведение общественного питания может готовить фирменные напитки

(п. 1 Порядка № 210). К фирменным относятся изделия, которые изготавливаются в конкретном заведении общественного питания по оригинальной авторской рецептуре с присвоением фирменного названия, на которое распространяется право защиты интеллектуальной собственности (ДСТУ 3862-99 «Общественное питание. Термины и определения»).

Выходит, что при изготовлении коктейлей предприятие может пойти двумя путями: использовать готовую рецептуру, предложенную в одном из перечисленных выше сборников, либо следовать собственной рецептуре фирменного напитка. При этом субъекты ресторанного хозяйства, которые планируют изготавливать фирменные напитки, должны руководствоваться

Порядком № 210, согласно которому на новые фирменные блюда и изделия (напитки в том числе) необходимо составить технологические карты, где указать:

— технологический процесс приготовления фирменного блюда или изделия (напитка);

— перечень продуктов, продовольственного сырья, веществ и сопутствующих материалов, используемых в процессе приготовления, с указанием данных о нормах их содержания в конечном пищевом продукте;

— срок годности к употреблению;

— условия хранения и способ реализации потребителю.

Ответственность за правильное составление и оформление технологической документации на фирменные напитки несет заведение общепита. После того как им разработаны и утверждены технологические карты, их нужно согласовывать с территориальной санитарно-эпидемиологической службой. Формы технологических карт установлены

Порядком № 210 . Результаты лабораторной проверки фирменного блюда или изделия оформляются актом.

Технологические карты не подлежат государственной регистрации в Государственном комитете стандартизации, метрологии и сертификации Украины. Контроль за соблюдением порядка разработки и утверждения технологической документации на фирменные блюда и изделия осуществляется должностными лицами органов исполнительной власти.

Более подробно о нюансах документооборота и ценообразования в общепите можно прочитать в одноименной статье в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 57, с. 43. Мы же перейдем к рассмотрению вопросов лицензирования.

 

Лицензия на коктейль

Итак, выше мы определились, что продавать коктейли, изготавливая их самостоятельно, могут лишь заведения ресторанного хозяйства. В связи с этим следует знать, что

деятельность в сфере общепита не лицензируется, т. е. осуществление данного вида деятельности не требует приобретения лицензии. В этом можно убедиться, изучив перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию, который приведен в ст. 9 Закона о лицензировании .

Однако следует помнить, что этим же

Законом (ст. 2) определен целый ряд особых видов деятельности, лицензирование которых осуществляется в соответствии с законами, регулирующими отношения в этих сферах. Одним из таких видов является торговля алкогольными изделиями.

Таким образом, если предприятие общественного питания планирует продавать потребителям алкогольные напитки, в частности, на разлив (а как мы помним, продажа коктейлей собственного изготовления и есть розничная торговля алкогольными напитками), то ему

необходимо получить лицензию на торговлю такими товарами (подчеркнем, что речь идет о лицензии на розничную торговлю). Порядок получения лицензии на торговлю алкогольными напитками определен Законом № 481. За детальной информацией по этому вопросу отсылаем заинтересованных читателей к статье «получаем лицензию на торговлю алкоголем и табаком» на с. 19 сегодняшнего номера.

 

Коктейльный «хмелесбор»

Как известно, к числу

плательщиков сбора на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства (далее — «хмелесбор») согласно ст. 1 Закона № 587 относятся субъекты предпринимательской деятельности независимо от форм собственности и подчиненности, реализующие в оптово-розничной торговой сети алкогольные напитки и пиво.

Объектом обложения

«хмелесбором» является выручка, полученная на каждом этапе реализации в оптово-розничной торговой сети и в сети общественного питания алкогольных напитков и пива, включаемая в сумму торгового оборота. Другими словами, указанный сбор уплачивается каждым продавцом при каждой продаже этого товара. Ставка «хмелесбора» составляет 1 % от выручки, полученной от реализации алкогольных напитков и пива.

Лаконичность

Закона № 587, который почти полностью пересказан в двух предыдущих абзацах, не позволяет достоверно ответить на главный вопрос субъектов хозяйствования, продающих алкоголь не только в чистом виде, но и в виде коктейлей, глинтвейнов, грогов и т. п. Его суть сводится к следующему: как необходимо исчислять и уплачивать «хмелесбор» — из общей суммы выручки, полученной за такие коктейли или исходя из стоимости только алкогольной составляющей коктейля?

Практика отечественного предпринимательства в таких случаях подсказывает более-менее логичное решение: в отсутствие законодательной урегулированности определенных нюансов, касающихся того или иного налога (сбора, обязательного платежа), целесообразнее уплачивать спорные суммы по максимуму и уповать на благоприятное разъяснение налоговиков с тем, чтобы впоследствии попытаться вернуть излишне уплаченные средства. Руководствуясь этим подходом, мы в свое время рекомендовали уплачивать «хмелесбор» со всей стоимости коктейля (см. статью «Сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства и прочие налоги» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 10). Ведь, как было отмечено, такие коктейли считаются алкогольными напитками, а значит, при буквальном прочтении

Закона № 587 вся выручка от их продажи может рассматриваться как объект обложения «хмелесбором».

К сожалению, долгое время отсутствовали какие-либо официальные разъяснения государственных органов по затронутому вопросу. В упоминавшейся ранее консультации ведущего специалиста ГНАУ (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2005, № 41) нет четкого ответа на вопрос, как же нужно исчислять «хмелесбор», однако из общей логики «алкоголь — отдельно, безалкогольные компоненты — отдельно», которая прослеживается на протяжении всей статьи, можно сделать вывод о

необходимости обложения сбором только стоимости алкогольной составляющей коктейлей.

При этом в другом случае, рассматривая аналогичный по сути вопрос о налогообложении сбором на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства алкогольных напитков, которые используются для изготовления кремов, десертов, кофе, кондитерских изделий, ГНАУ уклончиво ответила: необходимо уточнить, каким образом отражается в учете предприятия выручка от реализации алкогольных напитков, использованных для изготовления вышеперечисленных изделий, в частности кофе (см.

письмо от 18.09.2006 г. № 10428/6/21-0115). В зависимости от особенностей бухгалтерского учета реализации алкогольных напитков на конкретном предприятии, по мнению налоговиков, и будет определяться объект налогообложения «хмелесбором». Несколько обескураживает главный вывод письма: облагать следует выручку от реализации алкогольных напитков, которая учитывается на кредите субсчета 703 «Доход от реализации работ и услуг».

Конечно, кофе, на котором акцентирует внимание ГНАУ, выделяя его из общего списка изделий, о которых у нее спрашивают, даже если это и кофе с коньяком, не становится алкогольным напитком после добавления в него алкогольного компонента. Не говоря уже о кремах, десертах, пирожных и пр. Поэтому никакой самостоятельной реализации алкогольных напитков при этом не происходит. Кроме того, не совсем понятно, как можно, изготавливая завершенные блюда с добавлением в них алкоголя согласно установленной рецептуре, отдельно отражать выручку от реализации алкогольных напитков на 703 субсчете, даже если на минутку забыть, что применительно к предприятиям общепита он не имеет никакого отношения. Ведь в зависимости от того, какой метод учета применяет такое предприятие (производственный или торговый), для обобщения данных о доходе используется либо субсчет

701 «Доход от реализации готовой продукции», либо субсчет 702 «Доход от реализации товаров». И уж тем более ни одно из указанных предприятий общепита не показывает на счетах класса 7 реализацию каждой из многочисленных составляющих всех ассортиментных позиций.

В отношении же алкогольных напитков, входящих в рецептуру значительного числа блюд, можно твердо сказать, что на самом деле никакой их реализации при этом не происходит, и такие напитки не продаются конечному потребителю в исходном виде, а подвергаются соответствующей кулинарной обработке в составе других блюд.

Видимо, тем самым налоговики хотели сказать, что никакого объекта для исчисления «хмелесбора» в данном случае не просматривается. Другое дело — спиртосодержащие коктейли. Здесь исходные алкогольные напитки, даже будучи смешанными с прочими ингредиентами, в конечном итоге образуют также алкогольные напитки (напомним, что коктейли, в отличие от кофе, — алкогольные напитки). И, по мнению Минэкономики, пришедшему в решении вопроса о «хмелесборе» на помощь ГНАУ (см.

письмо от 27.06.2007 г. № 91-28/165 на с. 44 сегодняшнего номера), объектом для взимания указанного сбора должна быть только стоимость алкогольных напитков, входящих в состав коктейлей в количестве, определенном утвержденной рецептурой (в том числе калькуляционной картой).

Заметим, такой подход более справедлив и логичен, чем тот, при котором «хмелесбор» уплачивается со всей стоимости коктейля. Однако следует учитывать, что Минэкономики не является контролирующим органом по взиманию налогов и сборов, поэтому заинтересованным субъектам хозяйствования предпочтительнее будет заручиться положительным разъяснением налоговиков на эту тему.

На этом завершим рассмотрение «околококтейльных» вопросов. Поднимем бокалы, господа! И не забывайте, что злоупотребление алкоголем вредно для здоровья.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше