Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Порядка списания объектов государственной собственности

Редакция НиБУ
Постановление от 08.11.2007 г. № 1314

Кабинет Министров Украины

 

Об утверждении Порядка списания объектов государственной собственности

 

Постановление от 8 ноября 2007 г. № 1314

Согласно статье 5 Закона Украины «Об управлении объектами государственной собственности» Кабинет Министров Украины

постановляет:

Утвердить Порядок

списания объектов государственной собственности (прилагается).

Премьер-министр Украины В. Янукович

 

  

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 8 ноября 2007 г. № 1314

Порядок списания объектов государственной собственности

 

Общая часть

1. Настоящий Порядок определяет механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, которые в соответствии с законодательством признаются основными фондами (средствами) (далее — имущество).

Списание имущества осуществляется способом, предусмотренным настоящим Порядком.

В настоящем Порядке субъектами хозяйствования являются казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия (их объединения), учреждения и организации, а также предприятия, учреждения и организации, находящиеся в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук.

Термины, используемые в настоящем Порядке, употребляются в значении, приведенном в законодательных актах, регулирующих вопросы правового режима собственности соответствующего имущества и вопросы управления имуществом, его оценки и бухгалтерского учета.

2.

Действие настоящего Порядка распространяется на имущество, переданное казенным предприятиям, государственным коммерческим предприятиям (их объединениям), учреждениям и организациям, закрепленное за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, имущество, не вошедшее в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находящееся на их балансе.

3.

Действие настоящего Порядка не распространяется на имущество, порядок списания которого определяется отдельными законами (объекты жилищного фонда, военное имущество, государственный материальный резерв, объекты гражданской обороны, целостные имущественные комплексы предприятий и т. п.).

4. Списанию подлежит имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, бесплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и в отношении которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно), если такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит, или выявлено в результате инвентаризации как недостача.

При этом списание имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача, осуществляется после возмещения его стоимости, кроме случаев, когда осуществить такое возмещение невозможно.

Морально устаревшая компьютерная техника, пригодная для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с дальнейшим ее закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями.

 

Принятие решения о списании имущества

5. Списание имущества осуществляется субъектом хозяйствования, на балансе которого оно находится, на основании принятого субъектом управления решения о предоставлении согласия на его списание.

Списание имущества осуществляется при условии

учета особенностей правового режима имущества, наличия установленных законодательными актами обременений или ограничений по распоряжению имуществом (кроме случаев, когда установлен запрет распоряжения имуществом).

Решение о предоставлении согласия на списание недвижимого имущества, а также воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и подвижного состава железнодорожного транспорта, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, принимается субъектом управления только по согласованию с Фондом государственного имущества.

Решение о предоставлении согласия на списание объектов незавершенного строительства принимается субъектом управления по согласованию с государственным органом приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования.

Списание полностью амортизированных основных фондов (средств) государственного коммерческого предприятия, первоначальная (переоцененная) стоимость которых составляет менее 1 тыс. гривень, осуществляется по решению руководителя предприятия в соответствии с настоящим Порядком (за исключением предприятий, по которым принято решение о приватизации).

Списание виноградников осуществляется в соответствии с настоящим Порядком с соблюдением требований, установленных статьей 2 Закона Украины «О винограде и виноградном вине».

Списание имущества, находящегося на балансе субъекта управления, осуществляется таким субъектом в соответствии с настоящим Порядком.

Решение о предоставлении согласия на списание имущества субъектами хозяйствования, в отношении которых Кабинет Министров Украины выполняет функции по управлению, принимает Кабинет Министров Украины по предложениям Фонда государственного имущества и других заинтересованных органов исполнительной власти, определенных Кабинетом Министров Украины.

6.

С целью получения согласия на списание имущества субъект хозяйствования подает субъекту управления вместе с обращением о списании имущества следующие документы:

1)

технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, в котором содержатся экономические и/или технические расчеты, информация об ожидаемом финансовом результате списания имущества и о том, как оно повлияет на финансовый план (для государственных предприятий), а также направления использования средств, которые предусматривается получить в результате списания;

2)

сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухгалтерского учета (кроме объектов незавершенного строительства), согласно приложению 1;

3)

акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, согласно приложению 2;

4)

акт технического состояния имущества, утвержденный руководителем субъекта хозяйствования;

5)

сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать (вместе с соответствующими подтверждающими документами);

6)

сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, с указанием направлений дальнейшего использования высвобождаемых земельных участков, а также копии соответствующих подтверждающих документов, в частности государственного акта на право постоянного пользования землей, кадастрового плана;

7)

сведения об объектах незавершенного строительства, а именно: дата начала и прекращения строительства, утвержденная общая стоимость, стоимость работ, выполненных по состоянию на дату прекращения строительства (кем и когда утверждено задание на проектирование, общая сметная стоимость проектно-изыскательских работ, сметная стоимость проектно-изыскательских работ, выполненных до их прекращения, стадии выполнения работ).

Если решение о списании имущества требует согласования

с Фондом государственного имущества или другим государственным органом приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования, такой субъект подает указанные документы в соответствующий орган приватизации.

Субъекты хозяйствования, в отношении которых Кабинет Министров Украины выполняет функции по управлению, подают указанные документы Фонду государственного имущества для разработки и подачи Кабинету Министров Украины предложений по списанию имущества.

В случае необходимости субъект управления, Фонд государственного имущества или другой государственный орган приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования могут запрашивать у субъекта хозяйствования дополнительные документы, необходимые для принятия решения о списании имущества (технические паспорта, судовые документы, извлечения из реестров, заключения специализированных организаций, договоры или их проекты и т. п.). Исчерпывающий перечень дополнительных документов направляется субъекту хозяйствования в 10-дневный срок с даты поступления указанных в подпунктах 1 — 7 настоящего пункта документов.

Фонд государственного имущества или другой государственный орган приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования принимает в течение 30 рабочих дней с даты поступления в полном объеме указанных документов решение о согласовании или отказе в согласовании списания имущества, которое доводится до субъекта хозяйствования в форме письма.

7.

Решение о предоставлении или отказе в предоставлении согласия на списание имущества принимается соответствующим субъектом управления в течение 30 дней с даты поступления документов, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, и после согласования с Фондом государственного имущества или другими государственными органами приватизации в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 5.

Решение о предоставлении согласия на списание имущества оформляется в форме распорядительного акта, а об отказе в предоставлении такого согласия — в форме письма.

Решение об отказе в предоставлении согласия на списание имущества принимается, если:

имущество не отвечает требованиям, определенным в пункте 4 настоящего Порядка;

субъект управления определил другие пути использования имущества, предлагаемого к списанию;

субъект хозяйствования подал предусмотренные настоящим Порядком документы с нарушением установленных требований, а также если в документах имеются разногласия;

в технико-экономическом обосновании целесообразности списания имущества отсутствуют экономические и/или технические расчеты, подтверждающие необходимость списания имущества;

в соответствии с законодательством запрещено распоряжение имуществом.

8. Для рассмотрения документов, подготовки предложений по списанию имущества субъект управления создает комиссию по рассмотрению вопросов списания имущества, состав, регламент работы и полномочия которой утверждаются распорядительным актом.

В случае необходимости комиссия по рассмотрению вопросов списания имущества может провести по решению субъекта управления дополнительный осмотр имущества, предлагаемого к списанию.

 

Создание субъектом хозяйствования комиссии по списанию имущества, ее задачи и полномочия

9. Для установления факта непригодности имущества и невозможности и /или неэффективности проведения его восстановительного ремонта или невозможности его использования иным образом, а также для оформления документов на списание имущества создается комиссия по списанию имущества (далее — комиссия), председателем которой является заместитель руководителя субъекта хозяйствования, а членами — главный бухгалтер или его заместитель, работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб субъекта хозяйствования, а также привлеченные по требованию субъекта управления его представители и другие специалисты.

Состав комиссии утверждается распорядительным актом за подписью руководителя субъекта хозяйствования.

10. Для установления факта непригодности использования имущества, находящегося под надзором государственных инспекций (автомобилей, нагревательных котлов, подъемников и т. п.), субъект хозяйствования привлекает для участия в работе комиссии представителя соответствующей инспекции, который подписывает акт о списании или передает комиссии свое письменное заключение, которое прилагается к акту.

11. В случае потребности и/или необходимости учета отраслевых особенностей списания имущества субъекты управления могут привлекать для участия в работе комиссии специалистов соответствующих центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных органов и т. п. (с согласия).

При списании имущества, закрепленного за предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в ведении Национальной академии наук и отраслевых академий наук, в состав комиссии в обязательном порядке включаются представители государственного органа приватизации по месторасположению имущества и местных органов исполнительной власти.

12. В случае возбуждения в отношении субъекта хозяйствования дела о банкротстве руководитель субъекта хозяйствования или арбитражный управляющий создает комиссию, в состав которой включаются председатель комиссии — руководитель субъекта хозяйствования или арбитражный управляющий и члены комиссии, определенные в пунктах 9 — 11 настоящего Порядка.

13.

Комиссия:

1) проводит в установленном законодательством порядке инвентаризацию имущества, предлагаемого к списанию, и по ее результатам составляет соответствующий акт;

2) проводит осмотр имущества с использованием необходимой технической документации (технических паспортов, поэтажных планов, ведомостей о дефектах и т. п.), а также данных бухгалтерского учета;

3) определяет экономическую (техническую) целесообразность или нецелесообразность восстановления и/или дальнейшего использования имущества и вносит соответствующие предложения;

4) устанавливает конкретные причины списания имущества (моральная устарелость или физическая изношенность, непригодность для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждение в результате аварии или стихийного бедствия и невозможность восстановления, или выявление его в результате инвентаризации как недостачи);

5) определяет возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов и агрегатов объекта, подлежащего списанию;

6) осуществляет контроль за изъятием с имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, определяет их количество, вес и контролирует сдачу на склад и оприходование на соответствующих балансовых счетах;

7) составляет согласно законодательству акты на списание имущества по установленной типовой форме.

14.

По результатам работы составляется протокол заседания комиссии, к которому прилагаются:

1) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

2) акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

3) акты на списание имущества;

4) другие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, государственных органов и т. п. (при наличии).

В протоколе заседания комиссии указываются предложения по путям использования имущества, списание которого по заключениям комиссии является нецелесообразным, меры по возмещению стоимости имущества, в результате инвентаризации которого выявлена недостача, или разукомплектованного.

Протокол заседания комиссии подписывается всеми членами комиссии. В случае несогласия с решением комиссии ее члены имеют право изложить в письменной форме свое отдельное мнение, которое прилагается к протоколу заседания.

В актах технического состояния имущества указываются год изготовления (строительства) имущества, дата ввода в эксплуатацию, объем проведенной работы по модернизации, модификации, достройке, дооборудованию и реконструкции, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов.

В акте на списание имущества детально указываются причины его списания и делается заключение об экономической (технической) нецелесообразности и/или невозможности восстановления имущества.

В случае списания имущества, поврежденного в результате аварии или стихийного бедствия, к акту на его списание прилагается надлежащим образом заверенная копия акта об аварии, в которой указываются приведшие к ней причины.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем субъекта хозяйствования.

 

Списание имущества, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находится на их балансе

15. Списание имущества, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находится на их балансе (в том числе в процедурах банкротства), осуществляется по инициативе хозяйственного общества или субъекта управления. Списание такого имущества осуществляется по решению соответствующего субъекта управления и с учетом имеющихся договорных обязательств по такому имуществу.

16. Хозяйственным обществом в обязательном порядке включаются в состав комиссии представители субъекта управления и другие специалисты, привлеченные субъектом управления согласно пункту 11 настоящего Порядка.

17. Для получения согласия на списание имущества хозяйственное общество подает субъекту управления вместе с обращением документы, указанные в подпунктах 1 — 7 пункта 6 настоящего Порядка.

Если списание имущества требует согласования с Фондом государственного имущества или другим государственным органом приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования, хозяйственное общество подает указанные документы в соответствующий орган приватизации.

18. Субъект управления, Фонд государственного имущества или другой государственный орган приватизации по местонахождению субъекта хозяйствования рассматривают поданные документы согласно пунктам 6 — 8 настоящего Порядка.

19.

Принятие субъектом управления решения о предоставлении согласия на списание имущества является основанием для заключения между субъектом управления и хозяйственным обществом договора о списании имущества с определением условий его списания, проект которого субъект управления направляет в течение трех дней хозяйственному обществу.

Примерная форма договора о списании имущества утверждается Фондом государственного имущества.

20. Субъект управления осуществляет контроль за выполнением условий договора о списании имущества, а в случае их нарушения принимает соответствующие меры и определяет согласно законодательству дальнейшие пути использования оборотных и необоротных активов, полученных в результате списания имущества.

 

Механизм списания имущества

21. Разборка и демонтаж имущества, предлагаемого к списанию, производятся только после принятия соответствующим субъектом управления решения о предоставлении согласия (в соответствии с настоящим Порядком) на списание имущества (кроме случаев повреждения имущества в результате аварии или стихийного бедствия).

22. Разборка, демонтаж и списание имущества, а также отражение на счетах бухгалтерского учета фактов проведения соответствующих хозяйственных операций в соответствии с настоящим Порядком обеспечивается непосредственно субъектом хозяйствования, на балансе которого находится имущество.

23. Все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов.

Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье (металлолом и т. п.).

24. Оценка пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных в результате списания имущества, производится согласно законодательству.

25. Изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали, материалы и агрегаты, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий, полученных согласно требованиям Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».

26.

Запрещается уничтожать, сдавать в лом из цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительного их изъятия и одновременного оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей.

27. Средства, поступившие в результате списания имущества, направляются согласно требованиям законодательства.

Средства, поступившие в результате списания имущества, которое не вошло в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находится на их балансе, направляются в государственный бюджет.

28. Субъекты хозяйствования, на балансе которых находилось имущество, подают субъектам управления в месячный срок по окончании процедуры разборки, демонтажа и оприходования отчет о списании имущества согласно приложению 3.

При наличии замечаний к отчету субъект управления возвращает его субъекту хозяйствования для учета замечаний и подачи в течение 10 рабочих дней отчета для нового рассмотрения.

29.

Процедура списания имущества считается законченной с момента подачи субъектом хозяйствования субъекту управления отчета о списании имущества.

30. Руководитель субъекта хозяйствования и члены комиссии обеспечивают согласно законодательству предоставление субъекту управления достоверных материалов, предусмотренных настоящим Порядком.

31. Руководитель субъекта хозяйствования организует и обеспечивает соблюдение процедуры списания имущества в соответствии с настоящим Порядком.

32. Субъект управления обеспечивает в рамках своих полномочий и согласно законодательству осуществление контроля за соблюдением требований настоящего Порядка и целевым использованием средств.

 

 

img 1


img 2

img 3


 

img 4



комментарий редакции

Списание объектов госсобственности теперь урегулировано законодательством

К полномочиям Кабинета Министров Украины, предоставленным Законом Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V (далее — Закон № 185), относятся полномочия по определению порядка списания объектов государственной собственности. Их правительство реализовало спустя год после вступления в силу Закона № 185 (вступил в силу 18.10.2006 г.), утвердив комментируемый документ.

Предшественником утвержденного Порядка было Положение о порядке списания государственного имущества, утвержденное приказом ФГИУ от 28.11.2005 г. № 3045. Его отменили в связи с принятием Закона № 185 приказом ФГИУ от 20.12.2006 г. № 1922.

Новым Порядком будут руководствоваться казенные предприятия, государственные коммерческие предприятия (их объединения), учреждения и организации, а также предприятия, учреждения и организации, находящиеся в ведении НАН Украины и отраслевых академий наук. Этот документ касается также имущества, не вошедшего в уставные фонды хозяйственных обществ в процессе приватизации (корпоратизации), но находящегося на их балансе. При этом порядок списания целостных имущественных комплексов предприятий, объектов жилищного фонда, военного имущества, государственного материального резерва, объектов гражданской обороны определяется отдельными законами, т. е. данный Порядок на них не распространяется.

Остановимся на ключевых моментах комментируемого документа.

Списание имущества осуществляют субъекты хозяйствования. В отличие от старого Положения право принятия

решения о списании имущества от ФГИ Порядком передано так называемым субъектам управления, перечень которых определен ст. 4 Закона № 185. К таким субъектам, в частности, относятся: КМУ, ФГИ, министерства и другие органы исполнительной власти, государственные хозяйственные объединения, государственные холдинговые компании, а также юридические и физические лица, выполняющие функции по управлению корпоративными правами государства.

Списание госимущества предполагается осуществлять путем ликвидации (уничтожения, демонтажа, разборки)

в случае соответствия такого имущества критериям, перечисленным в п. 4 Порядка. Морально устаревшая компьютерная техника, пригодная для использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти.

Следует отметить, что критерии, указанные в п. 4 Порядка, на наш взгляд, не являются достаточно четкими. Так, списанию подлежит имущество, которое «не может быть в установленном порядке отчуждено, безоплатно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям». Не совсем ясно, каким образом это можно определить. Также критериями не определены признаки морального и степень физического износа имущества, подлежащего списанию. Не установлен конкретный перечень документов, подтверждающих уничтожение либо повреждение имущества вследствие аварии и стихийного бедствия.

В ходе подготовки документов для списания или определения дальнейшей судьбы имущества субъектом управления должна создаваться

комиссия, состав которой определяется пунктами 9 — 12 и 16 Порядка. Комиссия устанавливает (или не устанавливает) факт непригодности имущества и невозможности (неэффективности) проведения его восстановительного ремонта.

После принятия решения о списании проводятся разборка и демонтаж имущества. Узлы, детали, материалы и агрегаты, пригодные для дальнейшего использования, необходимо оценить и оприходовать с соответствующим отражением в бухгалтерском учете. Непригодные для использования объекты оприходуются в качестве вторичного сырья.

Также обращаем внимание на то, что в соответствии с п. 25 Порядка изъятые после демонтажа и разборки имущества детали и узлы, содержащие драгметаллы и драгоценные камни, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, получившим лицензии на сбор, первичную обработку отходов и лома драгметаллов и драгоценных камней. Примечательно, что действовавшие ранее нормативно-правовые акты в этой сфере были «заблаговременно» отменены. В частности, на сегодняшний день отсутствует установленный порядок сбора и сдачи отходов и лома драгметаллов и драгоценных камней, а также порядок их приема.

Елена Павленко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше