Темы статей
Выбрать темы

Проверки и штрафы специального защитника прав потребителей

Редакция НиБУ
Статья

Проверки и штрафы специального защитника прав потребителей

 

Специально уполномоченным органом в сфере защиты прав потребителей в настоящее время является Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Именно о проверках этого органа в части соблюдения Закона № 1023 и пойдет речь в данной статье.

Наталия ДЗЮБА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

  

Государственный комитет Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики (далее —

Госпотребстандарт) в соответствии с полномочиями, представленными в Положении № 225 и ст. 26 Закона № 1023, осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о защите прав потребителей, в частности, проверяет субъектов хозяйствования сферы торговли, услуг, ресторанного хозяйства относительно качества продукции, соблюдения обязательных требований к безопасности продукции , правил торговли и предоставления услуг, а также предоставления потребителям необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции.

На местах контроль за соблюдением законодательства в сфере защиты прав потребителей осуществляют территориальные органы Госпотребстандарта. Их полномочия определены в

Положении № 217. Обратите внимание: территориальные органы осуществляют свою деятельность только на территории соответствующего региона (п. 1 Положения № 217). А теперь все о механизме контроля (о проверках) и его последствиях для предприятий, имеющих дело с потребителями, рассмотрим по порядку.

 

Виды проверок

Контроль в сфере защиты прав потребителей подразумевает проведение проверок субъектов хозяйствования. На сегодняшний день согласно

п. 1.3 Порядка проведения проверок проверяющие могут проводить тематические и внеплановые проверки.

Тематические

(плановые) проверки осуществляются на основании утвержденного тематического плана работы органов по делам защиты прав потребителей. Тематический план работы составляется ежеквартально. Кроме того, тематические проверки проводятся во исполнение приказов, распоряжений, поручений Госпотребстандарта.

Внеплановые проверки

проводятся должностными лицами исключительно на основании полученных от потребителей обращений (жалоб) о нарушении субъектами хозяйствования требований законодательства о защите прав потребителей. В ходе проведения внеплановой проверки устанавливаются обстоятельства, которые привели к нарушению требований законодательства о защите прав потребителей (п. 2.4 Порядка № 311).

Причем о сроках и частоте проведения тематических проверок ничего в

Порядке проведения проверок не сказано. Требования по проведению государственными органами по делам защиты прав потребителей плановых проверок на основании утвержденного начальником управления ежеквартального плана проведения проверок не устанавливает количества проведения плановых проверок одного субъекта хозяйствования в год (см. письмо Госпотребстандарта от 01.12.2006 г. №10668-6-6/18).

Кроме того, нормативными документами

не предусмотрено и предварительное предупреждение субъектов хозяйствования о начале тематической (плановой) проверки (см. письмо Госпотребстандарта от 28.03.2007 г. № 2575-6-11/18). Поэтому ожидать проверяющих можно в любой момент.

Со вступлением в силу

Закона № 877 существенно изменятся плановые мероприятия по надзору. Каждому предприятию присваивается высокая, средняя или незначительная степень риска*. В зависимости от степени риска и будет определяться периодичность плановых проверок, а также перечни вопросов, которые необходимо выяснить.

* На сегодняшний день критерии риска для предприятий определены только для Государственной пожарной охраны (Госпожарнадзора) (см. Порядок распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности, утвержденный постановлением КМУ от 14.11.2007 г. № 1324).

Однако пока еще не совсем понятно, подпадет ли Госпотребстандарт под его регулирование. Так, в

письме от 16.10.2007 г. № 9365-1-5/16 относительно Закона № 877 Госпотребстандарт только указал, что «...к основным нормативно-правовым актам, которые регулируют сферу деятельности Госпотребстандарта, относятся законы Украины «О защите прав потребителей», «О рекламе», «О стандартизации», «О подтверждении соответствия», «О метрологии и метрологической деятельности»; декреты Кабинета Министров Украины «О стандартизации и сертификации», «О государственном надзоре за сдерживанием стандартов, норм и правил и ответственность за их нарушение». И ничего более. Поэтому вопрос пока остается открытым.

 

Права и обязанности проверяющих

В соответствии с

п. 1.4 Порядка проведения проверок проверяющие имеют право:

1)

беспрепятственно посещать и обследовать в соответствии с законодательством производственные, складские, торговые и другие помещения субъектов хозяйствования. Обратите внимание: такое обследование помещений должно проводиться только в присутствии должностных лиц предприятия;

2)

отбирать в установленном Кабинетом Министров Украины порядке образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий для проверки их качества. Процесс такого отбора регламентирован Порядком отбора образцов. Здесь отметим, что образцы товаров, сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, отобранные для проверки их качества на месте или проведения независимой экспертизы, оплачиваются за счет средств госбюджета. Но если проверкой или экспертизой будет установлен факт реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной, то проверяемый субъект должен будет возместить расходы госбюджета (п. 3 ст. 26 Закона № 1023). Если Госпотребстандарт подпадет под действие Закона № 877, то отбор образцов он обязан будет проводить согласно Порядку № 1280, а проверяемое предприятия при возмещении расходов экспертизы, устанавливающей факт реализации продукции ненадлежащего качества и/или фальсифицированной, должно будет руководствоваться Порядком № 1279;

3)

проводить контрольные проверки правильности расчетов с потребителями за реализованную продукцию. Как отметил Госпотребстандарт в письме от 11.06.2007 г. № 4761-4-6/16, негласная контрольная закупка товара (заказа, получения услуги) проводится с целью установления соответствия полученной продавцом (исполнителем) платы за реализованный потребителю товар (заказанную, предоставленную услугу) настоящей его стоимости. При этом служебным лицом проверяются фактическое количество, мера, масса, объем, качественные показатели, цена и стоимость данного товара (услуги), правильность подсчета и окончательного расчета за реализованный товар (заказанную, предоставленную услугу). Контрольная проверка проводится служебным лицом Госпотребстандарта и его территориальных органов, имеющим соответствующее удостоверение, в присутствии лица, осуществляющего продажу товаров (выполняющего работу, предоставляющего услуги), и, при возможности, представителя проверяемого субъекта хозяйственной деятельности и оформляется актом контрольной проверки. Процесс ее проведения регулируется Порядком проведения контрольной проверки ;

4) получать бесплатно копии необходимых документов, которые характеризуют качество продукции, сырья, материалов, комплектующих изделий, используемых для производства этой продукции, а также сопроводительных документов на продукцию, которая находится на реализации;

5)

предпринимать в установленном порядке предусмотренные законодательством меры к субъектам хозяйствования, которые допустили нарушение прав потребителей, и вносить соответствующие предложения относительно их последующей деятельности и привлечения к ответственности виновных в нарушении прав потребителей. Здесь под предпринимаемыми мерами проверяющих к нарушителям следует понимать действия, указанные в пп. 6 — 13 ст. 26 Закона № 1023.

 

Права и обязанности проверяемых

Перечень прав проверяемых изложен в

п. 1.5 Порядка проведения проверок. Субъекты проверки имеют право:

1) требовать от должностных лиц соблюдения требований законодательства Украины во время осуществления ими государственного контроля;

2) знакомиться с документами, которые являются основанием для проведения проверки. такими документами являются служебные удостоверения должностных лиц — проверяющих и направление на проверку. Ознакомление с тематическим планом работы Госкомпредпринимательства и его территориальными органами

Порядком проведения проверок не предусмотрено (см. письмо Госпотребстандарта от 29.03.2007 г. № 2602-6-11/18);

3) не допускать к проведению проверки должностных лиц, у которых отсутствуют должным образом оформленные документы для проведения проверки. на это Госпотребстандарт указывал и в 

письме от 19.02.2007 г. № 1412-6-11/18 (с. 61);

4) знакомить должностных лиц с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну субъекта хозяйствования, и требовать их неразглашения;

5) получать и ознакомляться с материалами проверки в порядке, определенном действующим законодательством;

6) давать в письменной форме свои объяснения, замечания или возражения, которые прилагаются к акту проверки;

7) обжаловать в установленном законом порядке действия должностных лиц при проведении проверок и выданные предписания о прекращении нарушений прав потребителей.

 

Основания для проверки и ее ход

Перед началом проверки должностные лица, проводящие проверку, представляются и информируют руководителя предприятия, его заместителя или лицо, осуществляющее реализацию продукции в случае отсутствия руководителя и заместителя, о цели проверки.

При этом проверяющие обязаны

предъявить служебное удостоверение, которое выдается отдельно каждому работнику, принимающему участие в проверке, и направление на проверку (форма направления приведена в приложении к Порядку проведения проверок).

В направлении должны быть указаны:

— дата выдачи направления;

— фамилия и инициалы должностного(-ых) лица (лиц), которому(-ым) поручено провести проверку;

— место проведения проверки;

— название субъекта хозяйствования (название указывается после начала проверки согласно предоставленным субъектом хозяйствования свидетельству о госрегистрации либо патенту на осуществление предпринимательской деятельности, либо свидетельству об уплате единого налога);

— тематическое задание проверки;

— срок действия направления.

В случае проведения проверки путем негласной закупки продукции или других методов контроля наблюдательного характера, которые осуществляются до начала проверки, объявление о контрольной проверке и информирование руководителя или его заместителя о цели проверки осуществляются сразу после выполнения соответствующих контрольных процедур. Информирование происходит также путем предъявления удостоверений и направления на проверку.

Направление на проверку является действительным при условии наличия подписи руководителя органа по делам защиты прав потребителей, а в случае отсутствия (отпуска, болезни, командировки) — его заместителя, скрепленной гербовой печатью.

Обратите внимание: направление Госпотребстандарта выписывается одно на всех проверяющих сразу и

данные субъекта проверки (название предприятия; почтовый адрес; номер телефона (факса); фамилия, имя и отчество руководителя (собственника); разрешительные документы на осуществление определенного вида деятельности; режим работы; данные, указанные в свидетельстве о госрегистрации, свидетельство о регистрации налогоплательщика; банковские реквизиты) записываются в него не заранее (до начала проведения проверки), а уже после начала проверки.

Причем данные о субъекте проверки вправе предоставить только его руководитель (собственник) или лицо, которое его замещает (

п. 2.2 Порядка проведения проверок).

Имейте в виду, что проверяющие из Госпотребстандарта, пришедшие с проверкой на предприятие,

запись в Журнале посещения субъектов предпринимательской деятельности делать не обязаны Порядок проведения проверок этого не требует.

Результаты проверок оформляются соответствующими актами, формы которых утверждены

приказом № 679. Основной акт — это акт проверки соблюдения законодательства о защите прав потребителей (форма № 1). Содержание нарушения, изложенное в акте, должно быть конкретизировано и изложено в соответствии с нормами законодательства. Обратите внимание: произвольное изложение или трактовка требований нормативно-правовых актов и документов не допускается. Незаполненные места в акте перечеркиваются значком «Z». Сокращение слов, названий, кроме общепринятых аббревиатур, не допускается. Исправления в акте допускаются лишь при условии их согласования подписью лиц, которые принимают участие в проверке. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается должностными лицами, которые проводили проверку, лицами, принимавшими участие в проверке, и лицами, в присутствии которых проведена проверка и которые ознакомлены с актом. Рядом с подписью лиц указываются их фамилии и инициалы.

В зависимости от характера проводимой проверки к основному акту (форма № 1) могут быть приложены и дополнительные акты:

— акт отбора образцов товара (форма № 2);

— акт контрольной проверки правильности расчетов за реализованные товары, предоставленные услуги (форма № 3).

В случае отказа от подписи акта со стороны проверяемого предприятия должностное лицо территориального органа, проводившее проверку, делает запись в акте о том, что указанное лицо ознакомлено с содержанием акта и от его подписи отказалось.

В случае отказа представителя субъекта хозяйствования от подписи, подтверждающей получение акта для вручения руководителю субъекта хозяйствования, его копия в течение 3 рабочих дней после регистрации направляется по почте с уведомлением о вручении по месту нахождения субъекта, деятельность которого проверялась.

 

Последствия проверки

По результатам проверки, в соответствии с выявленными нарушениями,

должностные лица, проводившие проверку, имеют право вынести решение о:

1) составлении протокола о совершении административного правонарушения;

2) запрете реализации потребителям продукции:

— на которую отсутствуют документы, удостоверяющие ее соответствие требованиям нормативных документов;

— на которую в нормативно-правовых актах или нормативных документах установлены обязательные требования по обеспечению безопасности жизни, здоровья, имущества потребителей и охраны окружающей природной среды, если продукция внесена в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, но которая не имеет сертификата соответствия (свидетельства о признании соответствия);

— ввезенной на территорию Украины без документов, подтверждающих ее надлежащее качество;

— на которую срок годности не указан или указан с нарушением требований нормативных документов, а также товаров, срок годности которых истек;

— которая является фальсифицированной;

3) прекращении отгрузки и реализации продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов и нормативных документов, — до устранения выявленных недостатков.

В свою очередь, по результатом проверки в соответствии с выявленными нарушениями

руководитель органа Госпотребстандарта, проводившего проверку, или его заместитель наделены правом принимать решения о:

1) выдаче субъекту хозяйствования обязательного для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;

2) временном прекращении деятельности субъектов хозяйствования сферы торговли (секций, отделов), систематически реализующих товары ненадлежащего качества, нарушающих правила торговли и предоставления услуг, условия хранения и транспортировки товаров, — до устранения выявленных недостатков;

3) запрете (путем опломбирования) пользоваться производственными, складскими, торговыми и другими помещениями субъектов хозяйствования, а также неисправными, с неправильными показаниями, с поврежденным поверочным клеймом или без него, или срок действия которого истек, средства измерительной техники, с помощью которых осуществляется обслуживание потребителей, с дальнейшим уведомлением об этом территориальных органов специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере стандартизации, метрологии и сертификации;

4) подаче в суд иска о защите прав потребителей;

5) передаче материалов проверок на действия лиц, содержащих признаки преступления, органам дознания или досудебного следствия;

6) наложении на виновных лиц административных взысканий за нарушение законодательства о защите прав потребителей. Дела об административных нарушениях рассматриваются по местонахождению Госкомпредпринимательства или его территориальных органов. Органы Госпотребстандарта рассматривают дела об админнарушениях, связанные с защитой прав потребителей по

ст. 155, 1552, 156, 1561, 1562, 1682, 1701, 1882 КоАП.

Также отметим, что помимо всех указанных выше решений при нарушении законодательства о защите прав потребителей к нарушителям могут применять штрафы на основании

ст. 23 Закона № 1023. Такое право Госпотребстандарту и его территориальным органам дает п. 13 ст. 26 Закона № 1023 и п.п. 14 п. 5 Положения № 217. Налагают штрафы председатель Госпотребстандарта (его заместители), начальники управлений по делам защиты прав потребителей и их заместители на местах.

Обратите внимание: являясь административно-хозяйственными, такие санкции могут быть применены к субъекту хозяйствования

в течение шести месяцев со дня выявления того или иного нарушения законодательства, но не позднее одного года со дня совершения самого нарушения (ст. 250 ХКУ).

Для более удобного восприятия размеры штрафов покажем в таблице.

 

Штрафные санкции за нарушение законодательства в сфере защиты прав потребителей

Норма Закона № 1023

Вид нарушения

Штраф

ведется обязательный учет доходов и расходов

не ведется обязательный учет доходов и расходов

1

2

3

4

П.п. 1 п. 1 ст. 23

Отказ потребителю в реализации его прав, установленных

частью первой ст. 8 и частью третьей ст. 10 Закона № 1023

В

десятикратном размере стоимости продукции (выполненной работы, предоставленной услуги) исходя из цен, действовавших на момент приобретения этой продукции (заказа работы, предоставления услуги), но не менее 2 ннмдг (не менее 34 грн.)

П.п. 2 п. 1 ст. 23

Изготовление или реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативных документов

в размере

50 % стоимости изготовленной либо полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

в размере 10 ннмдг (

170 грн.)

П.п. 3 п. 1 ст. 23

Реализация продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, если в документах, согласно которым она передана на реализацию, отсутствуют регистрационные номера сертификата соответствия либо свидетельства о признании соответствия и/или декларации о соответствии, если это установлено техническим регламентом по подтверждению соответствия на соответствующий вид продукции

в размере

50 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

в размере 10 ннмдг (

170 грн.)

П.п. 4 п. 1 ст. 23

Изготовление или реализация продукции, не соответствующей требованиям нормативно-правовых актов, нормативных документов относительно безопасности для жизни, здоровья и имущества потребителей и окружающей природной среды

в размере

300 % стоимости изготовленной либо полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 25 ннмдг (не менее 425 грн.)

в размере 50 ннмдг (

850 грн.)

П.п. 5 п. 1 ст. 23

Реализация продукции, запрещенной соответствующим государственным органом для изготовления и реализации (выполнения, предоставления)

в размере

500 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 100 ннмдг (не менее 1700 грн.)

в размере 100 ннмдг (

1700 грн.)

П.п. 6 п. 1 ст. 23

Реализация опасного товара (ядов, пестицидов, взрыво- и огнеопасных веществ и т. д.) без надлежащей предупредительной маркировки, а также без информации о правилах и условиях безопасного его использования

в размере

100 % стоимости полученной для реализации партии товара, но не менее 20 ннмдг (не менее 340 грн.)

в размере 20 ннмдг (

340 грн.)

П.п. 7 п. 1 ст. 23

Отсутствие необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации о продукции

в размере

30 % стоимости полученной для реализации партии товара, выполненной работы, предоставленной услуги, но не менее 5 ннмдг (не менее 85 грн.)

в размере 5 ннмдг (

85 грн.)

П.п. 8 п. 1 ст. 23

Создание препятствий должностным лицам специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей и структурного подразделения по вопросам защиты прав потребителей органа местного самоуправления в проведении проверки качества продукции, а также правил торгового и других видов обслуживания

в размере

от 1 до 10 % стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц, но не менее 10 ннмдг (не менее 170 грн.)

в размере 10 ннмдг (

170 грн.)

П.п. 9 п. 1 ст. 23

Невыполнение либо несвоевременное выполнение предписания должностных лиц специально уполномоченного органа исполнительной власти в сфере защиты прав потребителей об устранении нарушений прав потребителей

в размере 20 ннмдг (

340 грн.)

П.п. 10 п. 1 ст. 23

Реализация товара, срок годности которого истек

в размере

200 % стоимости остатка полученной для реализации партии товара, но не менее 5 ннмдг (не менее 85 грн.)

П.п. 11 п. 1 ст. 23

Нарушение условий договора между потребителем и исполнителем о выполнении работы, предоставлении услуги

в размере

100 % стоимости выполненной работы (предоставленной услуги)

Действия, указанные в п. 18 данной таблицы, совершенные в отношении группы потребителей

в размере

от 1 до 10 % стоимости выполненных работ (предоставленных услуг) за предыдущий календарный месяц, но не менее 5 ннмдг (не менее 85 грн.)

 

Обратите внимание: согласно

п. 4 Положения № 1177 вопрос о наложении штрафных санкций должен решаться только в присутствии представителя субъекта предпринимательской деятельности-нарушителя. Без представителя решение принимается, если проинформированный о времени и месте рассмотрения дела нарушитель не предоставил ходатайство о его переносе на более поздний срок.

Решение оформляется

постановлением о наложении штрафа (форма № 4, утвержденная приказом № 679), которое составляется в трех экземплярах. Один экземпляр направляется субъекту предпринимательства в течение 3 дней с момента его принятия или вручается его представителю под расписку (п. 5 Положения № 1177).

Штрафы, установленные

п. 2-7 п. 1 ст. 23 Закона № 1023, исчисляются исходя из стоимости партии товара*, полученного для реализации от поставщика (с учетом НДС) или ее остатка (п.п. 10 п. 1 ст. 23 Закона № 1023). А штрафы, предусмотренные п.п. 1 и п.п. 8 п. 1 ст. 23 Закона № 1023, исчисляются исходя из цен, действующих на момент приобретения товара потребителем (см. письмо Госпотребстандарта от 24.10.2006 г. № 9373-2-5/18). При этом Госпотребстандарт отмечает, что Законом не предусмотрены требования относительно разделения при начислении административно-хозяйственных санкций на стоимость услуг и стоимость материалов, а также отдельно вычитать стоимость стеклотары, когда ее цена является залоговой**.

* В соответствии с Государственным стандартом Украины (ГСТУ) 3993-2000 «Товароведение. Срок и определение»,

партия товара — это определенное количество товаров одного или нескольких наименований закупленных, отгруженных или полученных одновременно по одному товаросопроводительному документу .

** Хотя ВАСУ в п. 8 разъяснения «О некоторых вопросах практики применения отдельных норм действующего законодательства при решении споров» от 01.07.96 г. утверждает, что залоговая тара, выделенная отдельно от стоимости товара, при расчете штрафов учитываться не должна.

Штраф должен быть перечислен в госбюджет в 15-дневный срок после получения постановления. Об этом в течение 3-х дней предприятие обязано письменно уведомить наложивший штраф орган, с приложением копии платежного поручения о перечислении штрафа в госбюджет. После этого акт проверки снимается с контроля (п. 4.3 Порядка проведения проверок).

Если предприятие проигнорирует сроки, отведенные для исполнения предписания по выявленным нарушениям, а также вовсе не исполнит его, то Госпотребстандарт может пожаловать на предприятие с повторной проверкой.

Согласно п. 5.4 Порядка проведения проверок действия должностных лиц при проведении проверок, а также предписания о прекращении нарушений прав потребителей могут быть обжалованы субъектом хозяйствования в 14-дневный срок от начала проведения проверки или получения предписания. Такие жалобы подаются в орган по делам защиты прав потребителей, который проводил проверку. В свою очередь, руководитель этого органа в течение трех рабочих дней обязан переслать жалобу с соответствующими материалами проверки и своими объяснениями в вышестоящий орган в порядке своей подчиненности. При этом субъект хозяйствования может подать жалобу и в суд.

А напоследок хочется только пожелать всем субъектам хозяйствования, деятельность которых тесно связана с потребителями, серьезнее относиться к требованиям защитопотребительского законодательства, ведь жалоба потребителя о нарушении его прав — верный повод для проведения внеплановой проверки.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше