Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций и Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету

Редакция НиБУ
Приказ от 19.12.2006 г. № 1213

Министерства и ведомства Украины

 

Об утверждении Положения о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций и Изменений к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету

 

Приказ от 19 декабря 2006 года № 1213

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 26 декабря 2006 г. под № 1363/13237

(извлечение)

 

Согласно части второй статьи 3 и статье 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» ПРИКАЗЫВАЮ:

1.

Утвердить одобренные Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины прилагаемые:

Положение

о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности;

Изменения

к некоторым нормативно-правовым актам Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету*.

* Изменения не публикуются, поскольку далее приводим в кодифицированном виде фрагменты нормативно-правовых актов Министерства финансов Украины по бухгалтерскому учету в действующей редакции, т. е. с учетом внесенных изменений. Изменения по тексту выделены

полужирным курсивом. —
Примеч. ред.

<...>

4. Признать

утратившим силу приказ Министерства финансов Украины от 28 марта 2001 года № 143 «О корреспонденции счетов», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 11 апреля 2001 года под № 335/5526.

<...>

Первый вице-премьер-министр Украины,
министр финансов Украины Н. Азаров

 

 

Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 19 декабря 2006 г. № 1213

Положение о порядке бухгалтерского учета отдельных активов и операций предприятий государственного, коммунального секторов экономики и хозяйственных организаций, владеющих и/или пользующихся объектами государственной, коммунальной собственности

 

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 26 декабря 2006 г. под № 1363/13237

 

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет методику отражения в бухгалтерском учете активов и операций, имеющих особый характер, обусловленный правовым статусом государственного и коммунального имущества и законодательным регулированием деятельности субъектов государственного, коммунального секторов экономики и управления объектами государственной собственности.

2. Нормы настоящего Положения применяются предприятиями государственного, коммунального секторов экономики, а также другими хозяйственными организациями, владеющими и/или пользующимися объектами государственной, коммунальной собственности.

3. Термины, используемые в настоящем Положении, имеют следующее значение:

Хозяйственные организации

— юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленном законом порядке.

Предприятия государственного, коммунального секторов экономики

— предприятия, действующие на основе только государственной или коммунальной собственности, а также хозяйственные общества, государственная или коммунальная доля в уставном капитале которых превышает пятьдесят процентов или составляет величину, обеспечивающую государству или органам местного самоуправления право решающего влияния на их хозяйственную деятельность.

 

II. Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики

1. Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики определяется в распорядительном документе, который принимается предприятием и согласовывается органом, к сфере управления которого оно относится, или уполномоченным органом согласно учредительным документам. В распорядительном документе об учетной политике должны быть установлены методы оценки, учета и процедуры, которые должно применять предприятие, и в отношении которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету более одного их варианта, и порядок организации бухгалтерского учета. Учетная политика определяется на основании положений (стандартов) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов. Одновариантные методы оценки, учета и процедур в такой распорядительный документ не включаются.

2.

Распорядительный документ об учетной политике предприятия определяет применение, в частности:

методов оценки выбытия запасов;

периодичности определения средневзвешенной себестоимости единицы запасов;

порядка учета и распределения транспортно-заготовительных расходов, ведение отдельного субсчета учета транспортно-заготовительных расходов;

методов амортизации основных средств, других необоротных материальных активов, долгосрочных биологических активов и нематериальных активов;

стоимостных признаков предметов, входящих в состав малоценных необоротных материальных активов;

класса 8 и/или 9 Плана счетов бухгалтерского учета активов, капитала, обязательств и хозяйственных операций предприятий и организаций, утвержденного приказом Министерства финансов Украины от 30.11.99 № 291 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 21.12.99 под № 892/4185;

периодичности (периода) зачисления сумм дооценки необоротных активов в нераспределенную прибыль;

метода исчисления резерва сомнительных долгов (в случае необходимости — способ определения коэффициента сомнительности);

перечня создаваемых обеспечений будущих расходов и платежей;

метода создания обеспечений на выплаты за неотработанное время (ежегодные отпуска);

порядка оценки степени завершенности операций по предоставлению услуг;

сегментов деятельности, приоритетного вида сегмента, основ ценообразования во внутрихозяйственных расчетах;

перечня и состава сменных и постоянных общепроизводственных расходов, базы их распределения;

перечня и состава статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг);

порядка определения степени завершенности работ по строительному контракту;

даты определения приобретенных в результате систематических операций финансовых активов;

базы распределения расходов по операциям с инструментами собственного капитала;

порога существенности по отдельным объектам учета;

переоценки необоротных активов;

периодичности отражения отсроченных налоговых активов и отсроченных налоговых обязательств;

порядка отчисления прибыли в резервный капитал;

порядка выплат, осуществляемых за счет фонда потребления, созданного за счет прибыли (в том числе определяется их исчерпывающий состав);

отдельного баланса филиалами, представительствами, отделениями и другими обособленными подразделениями предприятия.

Отдельными составляющими распорядительного документа об учетной политике предприятия являются порядки:

определения ликвидационной стоимости основных средств;

установления сроков полезного использования (эксплуатации) основных средств и нематериальных активов;

организации аналитического учета поступления и использования средств целевого финансирования.

3.

Учетная политика предприятия может изменяться, если:

изменяются требования учредительных документов предприятия;

изменяются требования органа, осуществляющего функции по государственному регулированию методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности, и органа управления.

Пересмотр отдельных положений учетной политики также возможен при условии, что изменения учетной политики обеспечат более достоверное отражение событий (хозяйственных операций) в бухгалтерском учете и финансовой отчетности. Этот факт должен быть подтвержден соответствующими обоснованиями бухгалтерской службы (бухгалтера).

4. Учетная политика предприятия и ее изменения приводятся в примечаниях к годовой финансовой отчетности (в форме описания или приобщения к отчетности копии распорядительного документа об установлении или изменении учетной политики).

 

III. Учет активов

1. Государственные (казенные) и коммунальные предприятия отражают земельные участки, полученные на праве постоянного пользования, в составе основных средств в порядке, определенном Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства».

Первоначальная стоимость земельного участка

определяется согласно пункту 10 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства».

Признание в учете земельного участка отражается по дебету субсчета 101 «Земельные участки» и кредиту счета 40 «Уставный капитал», если стоимость земельного участка включена в размер уставного капитала, установленного в учредительных документах, или субсчета 425 «Прочий вложенный капитал», если земельный участок передается предприятию сверх размера уставного капитала. После внесения изменений в учредительные документы по увеличению размера уставного капитала предприятия на стоимость земельного участка — по дебету субсчета 422 «Прочий вложенный капитал» и кредиту счета 40 «Уставный капитал».

2.

Бесплатная передача государственными (казенными) и коммунальными предприятиями по решению соответствующего уполномоченного государственного органа или местного самоуправления целостных имущественных комплексов предприятий, их структурных подразделений, недвижимого имущества (здания, сооружения, в том числе объекты незавершенного строительства, помещения), другого отдельно индивидуально определенного имущества предприятий; жилищного фонда и других объектов социальной инфраструктуры отражается по кредиту счетов учета этих активов (первоначальная или переоцененная стоимость) и дебету счетов 13 «Износ необоротных активов» (сумма износа) и 45 «Изъятый капитал» (остаточная стоимость), или 42 «Дополнительный капитал», если указанные активы были переданы предприятию сверх размера уставного капитала. После внесения изменений в учредительные документы по уменьшению размера уставного капитала предприятия на стоимость переданных активов — по дебету счета 40 «Уставный капитал» и кредиту счета 45 «Изъятый капитал».

3. Хозяйственные организации (кроме государственных (казенных) и коммунальных предприятий) отражают контролируемые ими (находящиеся в их владении и/или пользовании) основные средства и другие необоротные материальные активы, являющиеся объектами права государственной или коммунальной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), в частности жилищный фонд и объекты социальной инфраструктуры, недвижимое имущество и прочее отдельное индивидуально определенное имущество (в том числе объекты незавершенного строительства), а также объекты, имеющие общегосударственное значение, в составе основных средств, других необоротных материальных активов, незавершенных капитальных инвестиций в порядке, определенном Положением (стандартом) бухгалтерского учета 7 «Основные средства».

Первоначальная стоимость указанных активов

определяется согласно Положению (стандарту) бухгалтерского учета 7 «Основные средства».

Учет основных средств и других необоротных материальных активов

, которые являются государственной или коммунальной собственностью и не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) хозяйственными организациями (кроме государственных (казенных) и коммунальных предприятий), ведется соответственно на счетах 10 «Основные средства» и 11 «Прочие необоротные материальные активы» на отдельных субсчетах третьего порядка соответствующих субсчетов с указанием принадлежности к государственной и/или коммунальной собственности. Операции, связанные с движением таких активов, отражаются в корреспонденции с субсчетом 425 «Прочий дополнительный капитал». Начисление амортизации на такие основные средства и другие необоротные материальные активы (кроме законсервированных в установленном порядке) отражается увеличением расходов отчетного периода и суммы износа. Одновременно на сумму начисленной амортизации признается доход, который отражается по дебету субсчета 425 «Прочий дополнительный капитал» и кредиту счета 74 «Прочие доходы».

Переоценка и/или оценка существования признаков возможного уменьшения полезности основных средств

государственной или коммунальной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) хозяйственными организациями, производится только по согласованию с уполномоченным органом.

Передача основных средств и других необоротных материальных активов

, относящихся к государственной или коммунальной собственности, которые не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации), органу приватизации или другому уполномоченному органу или другому предприятию, организации, учреждению, по решению органа приватизации или другого уполномоченного органа отражается хозяйственными организациями по кредиту счетов учета этих активов (первоначальная или переоцененная стоимость) и дебету счетов 13 «Износ необоротных активов» (сумма износа) и 97 «Прочие расходы» (остаточная стоимость), одновременно остаточная стоимость передаваемых объектов отражается по кредиту субсчета 746 «Прочие доходы от обычной деятельности» и дебету субсчета 425 «Прочий дополнительный капитал».

4.

Сумма дооценки (индексации) объектов основных средств, которая была отражена в балансе по состоянию на 30 июня 2000 года в статье «Прочий дополнительный капитал» (строка 330 формы № 1) или в статье «Дополнительный капитал» (строка 320 формы № 1-м), в случае выбытия таких объектов до указанной даты включается согласно пункту 21 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 7 «Основные средства» в статью «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» баланса (строка 350 формы № 1 или формы № 1-м) учетными записями по дебету субсчета 423 «Дооценка активов» и кредиту счета 44 «Нераспределенные прибыли (непокрытые убытки)».

5.

Сумма долевого участия предприятий государственного, коммунального секторов экономики в финансировании расходов, связанных с содержанием бесплатно переданных объектов жилищного фонда и других объектов социальной инфраструктуры, отражается по дебету субсчета 949 «Прочие расходы операционной деятельности» и кредиту счета 31 «Счета в банках».

6. Предприятия государственного, коммунального секторов экономики, имеющие на балансе

гудвилл, который возник в процессе приватизации (корпоратизации) и отражен в учете согласно Порядку отражения в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией и арендой государственных предприятий, утвержденному приказом Министерства финансов Украины от 16.12.93 № 109 и зарегистрированному в Министерстве юстиции Украины 29.12.93 под № 200, отражается на счете 19 «Гудвилл». Особенности учета и списания такого гудвилла предприятиями государственного, коммунального секторов экономики определяются этим Положением.

Гудвилл, возникший в процессе приватизации (корпоратизации), не амортизируется, полностью или частично он может быть списан по решению уполномоченного органа с отражением по дебету счета 45 «Изъятый капитал» и кредиту счета 19 «Гудвилл». После внесения изменений в учредительные документы относительно уменьшения размера уставного капитала предприятия на стоимость списанного гудвилла — по дебету счета 40 «Уставный капитал» и кредиту счета 45 «Изъятый капитал».

 

IV. Учет распределения прибыли предприятий государственного, коммунального секторов экономики

1.

Направление предприятиями государственного, коммунального секторов экономики части чистой прибыли на квартальную и годовую дату баланса отражается:

1.1.

На развитие производства — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 426 «Фонды специального назначения» (субсчет 4261 «Фонд развития производства»). Осуществленные за счет этого фонда капитальные инвестиции (приобретение, создание, модернизация, модификация, реконструкция, достройка, дооборудование и т. п. необоротных активов) отражаются по дебету субсчета 4261 «Фонд развития производства» и кредиту субсчета 4262 «Использование фонда развития производства».

1.2.

На материальное поощрение — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту счета 66 «Расчеты по выплатам работникам».

1.3.

На создание других фондов — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 426 «Фонды специального назначения» (субсчет 4263 «Прочие фонды»). Использование других фондов отражается по дебету субсчета 4263 «Фонды специального назначения» (субсчет 4263 «Прочие фонды») и кредиту субсчета 4264 «Использование других фондов».

1.4.

На причитающуюся в бюджет сумму прибыли согласно законодательству — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту счета 67 «Расчеты с участниками».

1.5.

Отчисления в централизованный фонд (за счет чистой прибыли) согласно законодательству и учредительным документам — по дебету субсчета 443 «Прибыль, использованная в отчетном периоде» и кредиту субсчета 682 «Внутренние расчеты».

Начальник Управления методологии бухгалтерского учета Л. Ловинская



комментарий редакции

Государственное и коммунальное учитываем по отдельно установленным правилам

В первую очередь, с чем стоит разобраться — это с тем, на какие предприятия распространяется действие комментируемого Положения.

Одна категория таких предприятий видна уже из названия Положения и установлена п. 2 раздела «Общие положения» — это

другие предприятия, которые владеют и/или пользуются объектами государственной, коммунальной собственности. Следующая категория предприятий установлена в разделе «Общие положения» — это предприятия, которые действуют на основании государственной или коммунальной собственности, а также хозяйственные общества, государственная или коммунальная доля в уставном капитале которых превышает 50 % или составляет величину, обеспечивающую государству или органам местного самоуправления право решающего влияния на их хозяйственную деятельность.

Кроме раздела «Общие положения», Положение содержит еще три раздела, характеризующих направленность данного документа, из чего следует, что для соответствующих предприятий установлены

специальные правила формирования учетной политики, учета активов и распределения прибыли.

Раздел «Учетная политика предприятий государственного, коммунального секторов экономики»

. Положение прямо устанавливает, что учетная политика соответствующих предприятий должна быть оформлена распорядительным документом, требующим соответствующего согласования. Определяется такая учетная политика на основе национальных П(С)БУ и других нормативно-правовых актов. При этом Положение устанавливает правило формирования учетной политики: в такую учетную политику включаются лишь те методы оценки, учета и процедуры, в отношении которых нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету предусмотрен больше чем один их вариант, и порядок организации бухгалтерского учета.

Основная часть данного раздела посвящена перечислению того, что должен содержать распорядительный документ об учетной политике. Таким образом, соответствующим предприятиям не придется ломать голову над тем, что положить в основу распорядительного документа об учетной политике. Обратите внимание на то, что в

отдельную часть такого документа должны быть вынесены порядок определения ликвидационной стоимости основных средств, порядок установления сроков эксплуатации основных средств и нематериальных активов, порядок организации аналитического учета поступления и использования средств целевого назначения.

Установленные Положением правила изменения учетной политики аналогичны тем, которые установлены П(С)БУ. Однако обратите внимание на то, что

обоснование пересмотра отдельных положений об учетной политике с целью наиболее достоверного отражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и финансовой отчетности прямо возложено на бухгалтерскую службу (бухгалтера).

Раздел «Учет активов»

. Разумеется, что этот раздел, в основном, содержит особенности бухгалтерского учета у соответствующих предприятий.

Покажем в табличной форме, каким образом соответствующим предприятиям

предписано Минфином вести бухгалтерский учет активов на примере некоторых хозяйственных операций:

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

2

3

4

Признание земельного участка

1

Если стоимость земельного участка включена в размер уставного капитала, установленного в учредительных документах

101

40

2

Если земельный участок передается предприятию сверх размера уставного капитала

101

425

3

После внесения изменений в учредительные документы относительно увеличения размера уставного капитала предприятия на стоимость земельного участка

422

40

Бесплатная передача

4

Бесплатная передача государственными (казенными) и коммунальными предприятиями по решению соответствующего органа целостных имущественных комплексов, их структурных подразделений, недвижимого имущества, другого индивидуально определенного имущества предприятий; жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры

13

Кредит счетов учета таких активов

5

Остаточная стоимость

45

Кредит счетов учета таких активов

6

Если указанные активы были переданы предприятию сверх размера уставного капитала

42

Кредит счетов учета таких активов

Основные средства и прочие необоротные материальные активы

7

Признание основных средств и прочих необоротных материальных активов, которые являются государственной или коммунальной собственностью и не вошли в уставные капиталы хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации (корпоратизации) хозяйственными организациями (кроме государственных (казенных) и коммунальных предприятий)

10, 11

425

8

Начисление амортизации по таким активам  

— одновременно

Счет расходов отчетного периода   425

13   74

9

Передача таких активов по решению соответствующего органа:  

— износ  

— остаточная стоимость  

— одновременно на сумму остаточной стоимости

  13   97   425

  10, 11   10, 11   746

Паевое участие

10

Сумма паевого участия предприятий государственного, коммунального секторов экономики в финансировании расходов, связанных с содержанием бесплатно переданных объектов жилого фонда и других объектов социальной инфраструктуры

949

31

Гудвилл

11

Списание (полное или частичное) гудвилла, возникшего в процессе приватизации (корпоратизации)

45

19

12

После внесения изменений в учредительные документы относительно уменьшения размера уставного капитала предприятия на сумму списанного гудвилла

40

45

 

Раздел «Учет распределения прибыли предприятий государственного, коммунального секторов экономики». Так как информация данного раздела представляет собой не что иное, как набор бухгалтерских записей, то приведем ее в привычной форме:

 

№ п/п

Содержание операций

Корреспонденция счетов

дебет

кредит

1

2

3

4

Фонд развития производства

1

Направление части чистой прибыли на развитие производства

443

426 «Фонды специального назначения (4261 «Фонд развития производства»)

2

Капитальные инвестиции за счет фонда

4261

4262 «Использование фонда развития производства»

Материальное поощрение

3

Направление части чистой прибыли на материальные поощрения

443

66

Прочие фонды

4

Направление части чистой прибыли на создание других фондов

443

426 «Фонды специального назначения (4263 «Прочие фонды»)

5

Использование прочих фондов

4263

4264 «Использование прочих фондов»

Отчисление прибыли в бюджет

6

Направление надлежащей части чистой прибыли в бюджет

443

67

Централизованный фонд

7

Направление части чистой прибыли в централизованный фонд в соответствии с законодательством и учредительными документами

443

682

 

Примите во внимание то, что приказом № 1213 отменено действие приказа Минфина от 28.03.2001 г. № 143 «О корреспонденции счетов».

Утверждение Положения повлекло за собой соответствующие изменения в нормативно-правовых актах по бухгалтерскому учету, чему посвящена вторая часть приказа № 1213. Подробнее об этом читайте на с. 47.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше