Темы статей
Выбрать темы

Школа правовых знаний. Конвенция о легализации документов: первое знакомство

Редакция НиБУ
Статья

Конвенция о легализации документов: первое знакомство

 

В данном материале, продолжающем уже начатую нами ранее тему актуальных международных договоров (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 77, с. 43, № 97, с. 53), мы остановимся на анализе только одной, но очень важной для предприятий, работающих с нерезидентами, конвенции — Конвенции, отменяющей легализацию иностранных документов.

Андрей БРЫЛЕВ, юрист

 

К каким документам применяется процедура легализации

К

Конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов, принятой 05.10.61 г. в Гааге (далее — Конвенция), Украина присоединилась путем принятия соответствующего Закона Украины от 10.01.2002 г. № 2933-III. На территории нашего государства рассматриваемый международный договор вступил в силу с 22.12.2003 г.

Для начала напомним непосвященному читателю о том,

что же такое легализация документов. Упрощенно говоря, под этим термином понимается определенная процедура придания документу, выданному тем или иным органом иностранного государства, юридической силы в другой стране.

Так, в соответствии со ст. 13

Закона Украины «О международном частном праве» от 23.06.2005 г. № 2709-IV документы, выданные уполномоченными органами иностранных государств в установленной форме, признаются действительными в Украине в случае их легализации, если иное не предусмотрено законом или международным договором Украины. Как раз в качестве примера таких исключений можно привести Конвенцию, Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, заключенное странами СНГ 20.03.92 г. и ратифицированное Украиной 19.12.92 г. (далее — Соглашение), а также некоторые международные договоры Украины, касающиеся правовой помощи и правовых отношений в гражданских, уголовных и семейных делах (о данных международных договорах мы поговорим в следующем материале). Следует отметить, что под действие Конвенции подпадают как документы, выданные в иностранном государстве и нуждающиеся в легализации на территории Украины, так и документы, составленные в Украине и требующие придания им юридической силы за границей.

Анализ хозяйственной практики позволяет назвать наиболее распространенные виды подлежащих легализации на территории Украины иностранных документов:

1.

Документы, подтверждающие государственную регистрацию предприятия-нерезидента в стране своего местонахождения (выписка из торгового, банковского либо другого аналогичного реестра). Легализация таких документов требуется в ряде случаев: например, при государственной регистрации на территории Украины юридического лица, которое будет иметь в своем составе учредителя-нерезидента, при регистрации в налоговых органах постоянного представительства нерезидента, а также в случае участия нерезидента на территории Украины в договорах о совместной деятельности и т. д.

2.

Выданная нерезидентом (независимо от того, юридическое это лицо или физическое), который является одним из учредителей хозяйственного общества на территории Украины, доверенность. Такая ситуация часто встречается в практике, так как выдача доверенности, как правило, имеет целью экономию времени — нерезидент выдает ее третьим лицам для того, чтобы часто не приезжать в Украину, с целью представительства своих интересов в обществе (участия в общем собрании и т. д.). В этом случае доверенность, если она выдана за пределами Украины, также должна быть легализована. Сказанное относится и к доверенности, выдаваемой руководителю постоянного представительства нерезидента для осуществления своих функций.

3.

Справка о статусе резидента в стране своего местонахождения, которую должен предоставить иностранный субъект, чтобы конвенции об избежании двойного налогообложения, были применимы в Украине. Напомним, что в соответствии с положениями Порядка освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 06.06.2001 г. № 470*, такая справка должна быть выдана уполномоченным органом страны местонахождения резидента и легализована в установленном законом порядке.

* В настоящее время данное постановление обжалуется в хозяйственном суде г. Киева в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Украины.

4.

Справка о сумме удержанного за пределами Украины налога и базе его начисления, необходимая гражданину Украины для получения права на уменьшение суммы налогового обязательства. Такое требование содержится в п.п. 9.9.4 п. 9.9 ст. 9 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

5.

Иностранные документы, необходимые для открытия счетов в украинских банках. Такое требование содержится в п.п. (в) п. 1.17 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

При этом следует обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 6

Соглашения документы, выданные либо удостоверенные учреждением или специально уполномоченным лицом в пределах их компетенции в установленной форме и скрепленные официальной печатью на территории одного из государств — участников СНГ, принимаются на территории других государств — участников СНГ без какого-либо специального удостоверения. Таким образом, если под приведенную цитату из Соглашения подпадает документ, выданный государством, подписавшим данное Соглашение, для его использования на территории Украины никаких процедур по легализации проходить не нужно. Для придания ему юридической силы достаточно наличия печати уполномоченного органа, который его выдал**.

** Дополнительно можно обратиться к содержанию постановления Высшего хозяйственного суда Украины от 10.02.2005 г. № 34/149а.

 

Легализация сложная и упрощенная

Надо сказать, что до присоединения Украины к

Конвенции процесс легализации большинства иностранных документов был достаточно трудоемким и требовал соблюдения ряда формальностей. Так, в соответствии с Инструкцией о порядке консульской легализации официальных документов в Украине и за границей, утвержденной приказом Министерства иностранных дел Украины от 04.06.2002 г. № 113 (далее — Инструкция), легализацию того или иного иностранного документа необходимо начать с обращения в Департамент консульской службы при МИД Украины либо в Представительства МИД на территории Украины. Кроме того, легализация документов требует нотариального удостоверения в стране их выдачи, а затем — их официального перевода на украинский язык. Также следует помнить о том, что консульская легализация документов не является бесплатной. За ее осуществление нужно заплатить консульский сбор в размере 1 не облагаемого налогом минимума доходов граждан (17 грн.) для физических лиц и 5 не облагаемых налогом минимумов (85 грн.) для юридических лиц. В настоящее время рассматриваемая Инструкция действует при легализации документов, выданных в тех странах, на которые не распространяет свое действие Конвенция. К ним, например, относятся Бельгия и Германия.

Для справки:

перечень стран, в отношении которых для Украины действует

Конвенция: Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Беларусь, Болгария, Босния и Герцеговина, Ботсвана, Бруней, Венесуэла, Армения, Гренада, Греция, Доминиканская Республика, Ель Сальвадор, Эстония, Израиль, Индия, Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Китай, Гонконг, Китай, Макао, Кипр, Колумбия, Латвия, Лесото, Литья, Либерия, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Македония, Малави, Мальта, Маршалловые острова, Мексика, Монако, Намибия, Нидерланды, Ниуе, Новая Зеландия, Норвегия, Острова Кука, Панама, Южно-африканская Республика, Португалия, Российская Федерация, Румыния, Самоа, Сан-Марино, Свазиленд, Сейшелы, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Киттс и Невис, Сент-Лусия, Сербия и Черногория, Словацкая Республика, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Суринам, Тонга, Тринидад и Тобаго, Турция, Венгрия, Украина, Фиджи, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эквадор, Япония.

Итак, в отношении всех перечисленных стран для Украины действует

Конвенция. Это означает, что для использования в Украине выданных в них документов уже не нужно проходить сложную процедуру легализации, предусмотренную Инструкцией. Достаточно проставления компетентным органом страны, в которой был выдан документ, специальной надписи — апостиля. Его образец (составленный на украинском языке) приведен в конце данной статьи. На каких же документах может быть проставлен апостиль в соответствии с Конвенцией? Руководствуясь ст. 1 Конвенции, к ним можно отнести:

1) документы, которые исходят от органа или должностного лица, подчиняющегося юрисдикции государства, включая документы, исходящие от прокуратуры, секретаря суда или судебного исполнителя (huissierde justice).

К таким документам, в частности, могут быть отнесены

решения иностранных судебных органов, иностранные аналоги исполнительных документов;

2)

административные документы.

Следует отметить, что

Конвенция не устанавливает конкретный перечень документов, которые могут быть отнесены к административным. В связи с этим круг таких документов может быть достаточно широк. К ним можно отнести учредительные документы, доверенности, свидетельства и т. д.;

3)

нотариальные акты, т. е. документы, составленные нотариусом либо удостоверенные нотариально;

4)

официальные надписи, которые сделаны на документах, подписанных лицами в их частном качестве, такие как официальные удостоверения, подтверждающие регистрацию документа или факта, имевшего место на определенную дату, и официальное и нотариальное удостоверение подписей.

В соответствии со ст. 3

Конвенции единственной формальной процедурой, которая требуется для удостоверения подлинности подписи и полномочий лица, подписавшего документ, а также для удостоверения подлинности печати (штампа) на том или ином официальном документе, является проставление компетентным органом государства, в котором документ был составлен, апостиля . В то же время, данное положение Конвенции обращает внимание на то, что нормами некоторых межународных договоров может быть предусмотрена еще более упрощенная процедура легализации иностранных документов либо же ее отсутствие. В качестве примера можно привести уже упоминавшееся нами Соглашение, а также некоторые международные договоры о правовой помощи.

 

К кому и в каком порядке можно обратиться для проставления апостиля

Как уже отмечалось выше, апостиль проставляется компетентными органами государства, в котором документ был выдан. Применительно к документам, выдаваемым в Украине, такими органами являются

Министерство науки и образования, Министерство юстиции Украины, а также Министерство иностранных дел Украины. Постановлением Кабинета Министров Украины от 18.01.2003 г. № 61 полномочия по проставлению апостиля между указанными органами распределены следующим образом:

 

Наименование компетентного органа

Документы, на которых может быть проставлен апостиль

Министерство науки и образования Украины

Официальные документы, касающиеся образования и науки (в том числе касающиеся ученых званий), выдаваемые учебными заведениями, государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями

Министерство юстиции Украины

Документы, выдаваемые органами юстиции, прокуратуры и судами, а также документы, выдаваемые нотариусами как частными, так и государственными

Министерство иностранных дел Украины

Все остальные официальные документы

 

Апостиль проставляется

по требованию лица, подписавшего документ, или по требованию предъявителя на самом документе либо же на отдельном листе, который скрепляется (сшивается) с документом. Апостиль может быть составлен на официальном языке страны нахождения компетентного органа. В то же время, некоторые типовые положения апостиля могут быть продублированы и на втором языке (в том числе и иностранном). Название апостиля, независимо от языка, на котором он составлен, должно быть изложено на французском языке следующим образом: «Apostille» (Convention de la Haye du 5 octobre 1961)». При легализации того или иного документа путем проставления апостиля необходимо также помнить:

1. Более подробно процедура проставления апостиля на документах, выданных на территории Украины, установлена

Правилами проставления апостиля на официальных документах, предназначенных для использования на территории других государств, утвержденными совместным приказом Министерства образования и науки Украины, Министерства юстиции Украины, Министерства иностранных дел Украины от 05.12.2003 г. № 237/803/151/5.

2. За проставление апостиля тем или иным компетентным органом Украины установлена плата в размере:

— 3 не облагаемых налогом минимума доходов граждан (51 грн.) для граждан Украины, граждан других государств и лиц без гражданства;

— 5 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (85 грн.) для юридических лиц.

 

 

APOSTILLE * АПОСТИЛЬ

(Convention de La Haye du 5 octobre 1961

Гаазька Конвенція від 5 жовтня 1961 року)

1. Україна
 Цей офіційний документ

2. підписаний ____________________________________________________________________________________________

3. у якості _______________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

4. містить проставлену печатку/штамп ________________________________________________________________________

Підтверджено

5. в ______________________________________ 6. дата _________________________________________________________

7. ким __________________________________________________________________________________________________

8. № _______________

9. Печатка/штамп                                    10. Підпис

_____________________________________        _______________________________________________________________

 

 

Подведем общий итог всего изложенного выше. Если вы хотите использовать на территории Украины документ, выданный на территории другого государства, необходимо:

первое — проверить, является ли данное государство участником СНГ и дало ли оно согласие на обязательность для себя Соглашения; при соблюдении этих условий проходить процедуру легализации не нужно; второе — если государство не является участником СНГ либо не дало согласие на обязательность Соглашения, проверьте, не является ли оно участником Конвенции, и при положительном результате такой проверки будет достаточно проставления апостиля; третье — наиболее неблагоприятное — наступает только в случае, если все предыдущие не оправдали надежд и нужно проходить процедуру легализации, предусмотренную Инструкцией. Однако следует отметить, что, поскольку на сегодня участниками Соглашения или Конвенции является достаточно большое количество государств, вероятность неблагоприятного развития событий является минимальной.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше