Темы статей
Выбрать темы

Вы нам писали. Время консервировать демонтированные устаревшие ОФ

Редакция НиБУ
Статья

Время консервировать демонтированные устаревшие ОФ

 

Время от времени размеренную бухгалтерскую жизнь со знакомыми, изо дня в день повторяющими и описанными в любой бухлитературе операциями, нарушают неординарные ситуации, которые также требуют отражения в учете. Однако на их счет нормативные документы и консультации специалистов обычно молчат. В таком случае важно самостоятельно разработать оптимальный учетный алгоритм, компилируя имеющиеся в наличии бухгалтерские инструменты. В сегодняшней статье пойдет речь именно о такой ситуации, когда предприятию необходимо решить судьбу (в том числе и налоговую) морально устаревших основных фондов.

 

Алексей ПАВЛЕНКО, консультант газеты «Налоги и бухгалтерский учет»

 

Документы статьи:

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Положение № 1183

— Положение о порядке консервации основных производственных фондов предприятий, утвержденное постановлением КМУ от 28.10.97 г. № 1183.

П(С)БУ 7

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 7 «Основные средства», утвержденное приказом Минфина Украины от 27.04.2000 г. № 92.

 

Начнем с описания самой неординарной ситуации, о которой мы узнали из письма нашего читателя:

«...Предприятие по собственному решению демонтирует основные фонды в связи с их моральным старением. Однако эти объекты, в принципе, можно использовать по их прямому назначению, и блоки, из которых эти основные фонды состоят, могут также использоваться как отдельные объекты.

Может ли быть расценен демонтаж и перемещение на склад названных основных фондов как их ликвидация (или перевод в состав непроизводственных фондов)?

Как такие операции лучше оформить, чтобы не было проблем

с НДС? Если перевести их на консервацию, то как это правильно оформить документально?..»

Вопросы понятны, переходим к ответам.

 

Демонтаж — это не ликвидация, а демонтированное — по-прежнему производственные ОФ

На наш взгляд,

демонтаж ОФ не может быть расценен как их ликвидация, если по причине демонтажа такие ОФ не были напрочь разрушены, вследствие чего становится невозможной их дальнейшая эксплуатация — а, судя по тексту вопроса, этого не произошло. Ведь эти ОФ (как целиком, так и блочно) могут продолжать использоваться по их прямому назначению.

Судя по всему,

не может быть расценен такой демонтаж и как перевод указанных выше ОФ в состав непроизводственных фондов. Напомним, как именно Закон о налоге на прибыль (п.п. 8.1.4) трактует термин «непроизводственные фонды». Под таковыми понимаются капитальные активы, не используемые в хозяйственной деятельности плательщика и подпадающие под определение ОФ группы 1, а также — наполняющие такие нехозобъекты группы 1 — разнообразные матценности, по определению соответствующие основным фондам групп 2 — 4. Поэтому, если после демонтажа упомянутые ОФ (относящиеся к группам 2 — 4) вами не планируется передать (не переданы) для их размещения/использования конкретно в нехозяйственный капитальный актив группы 1 ОФ, то и нет оснований расценивать названные выше операции как перевод ОФ в непроизводственные фонды.

Поскольку в вопросе не указано, к каким группам относятся демонтируемые ОФ, то в случае, когда произведен демонтаж объекта ОФ группы 1, вести речь о переводе его в непроизводственные тоже можно только в том случае, когда предполагается (начинается) его дальнейшее использование в деятельности плательщика, не относящейся хозяйственной.

Далее поговорим о проблеме «правильного» документального оформления такого перевода (в том числе и консервации) ОФ.

 

Выбираем вариант документального оформления операции

Под демонтаж и перемещение еще «живых» ОФ на склад необходимо иметь (создать)

соответствующий распорядительный документ (приказ или распоряжение по предприятию), в котором желательно четко прорисовать соответствующее обоснование упомянутых «телодвижений» ОФ и оговорить их дальнейшую судьбу.

Готовы с вами согласиться, что если вы не собираетесь в ближайшее время реализовывать эти ОФ на сторону, то

лучше всего оформить эти манипуляции с ними как перевод ОФ на консервацию. В таком случае документальное (и не только) оформление этих операций доставит вам определенные хлопоты: в том же распорядительном документе придется предусмотреть конкретные действия, связанные с переводом этих ОФ на консервацию, и, кроме того, придется создать еще ряд сопровождающих этот процесс необходимых/желательных документов и осуществить определенные действия (о чем — ниже). А чтобы понять выгоды именно такого оформления операции, мы познакомим вас с налоговыми преимуществами консервации.

 

Налоговые преимущества консервации

Хотя для целей налога на прибыль для ОФ группы 1 последствия для перевода как на консервацию, так в непроизводственные фонды — одинаковы (их балансовая стоимость согласно

п.п. 8.4.5 Закона о налоге на прибыль приравнивается к нулю), тем не менее «консервационная» картинка по НДС выглядит гораздо симпатичнее, ибо перевод ОФ на консервацию абсолютно исключает возможность применения в подобной ситуации нормы пункта 4.9 Закона об НДС (с соответствующим отражением налоговых обязательств). К тому же каких-либо вопросов по поводу сторнирования налогового кредита, ранее отраженного по таким ОФ, вообще возникать не должно — ведь намерение плательщика относительно дальнейшего использования таких ОФ в облагаемых операциях в рамках хоздеятельности никуда в связи с их консервацией не исчезает (это также не помешает оговорить в распорядительном документе). Что же касается консервируемых ОФ групп 2 — 4, то, помимо аналогичного упразднения возможных НДСных последствий, эти ОФ будут продолжать спокойно амортизировать — каждый в составе своей (под)группы, согласно п.п. 8.4.6 Закона о налоге на прибыль.

Таким образом, в данной ситуации смысл консервировать ОФ очевиден.

 

Как задокументировать консервацию?

Для целей грамотного оформления таких операций

логично обратиться к соответствующему нормативу — Положению № 1183.

Почему мы написали «логично» вместо «необходимо»? Дело в том, что согласно

п. 1 Положения № 1183 оно обязательно к применению только для предприятий, имеющих стратегическое значение для экономики и безопасности Украины, а также основанных на государственной собственности.

Для всех же остальных предприятий

Положение № 1183 имеет рекомендательный характер, тем не менее мы советуем вам воспользоваться этим документом и производить перевод ОФ на консервацию, придерживаясь его норм (в случае чего, впоследствии отбиваться от возможных претензий контролеров, опираясь на этот норматив, будет гораздо проще).

Для начала напомним определение из

п. 2 Положения № 1183:

«

Консервация основных фондов предприятия — это комплекс мероприятий, направленных на долгосрочное (но не более чем три года) хранение основных фондов предприятий в случае прекращения производственной и другой хозяйственной деятельности с возможностью дальнейшего восстановления их функционирования

Возможность «

дальнейшего восстановления их функционирования» в нашей ситуации практически вытекает из содержания вопроса. Таким образом, на три года проблему можно решить, а там: «или ишак сдохнет, или падишах...» Да и по прошествии трех «консервационных» лет вроде бы нет прямых запретов на переконсервацию ОФ на следующий срок...

Здесь оговоримся, что далее ответ строим исходя из того, что имеем дело не с госпредприятием и не с предприятием, имеющим стратегическое значение для экономики страны. Эти предприятия, как мы уже сказали выше, обязаны строго соблюдать нормы

Положения № 1183, причем с учетом тех специфических особенностей, которые специально для них там прописаны. Поэтому таким предприятиям рекомендуем непосредственно обратиться к тексту «консервационного» Положения № 1183 и выполнить все специальные его предписания.

Итак, иным («рядовым») предприятиям, в свете определенных норм

Положения № 1183, было бы рациональным осуществить (по крайней мере, на бумаге) следующие действия.

Сначала для подготовки обоснованных материалов относительно консервации ОФ указанным выше распоряжением (приказом)

утвердить соответствующую комиссию по вопросам проведения консервации ОФ во главе с руководителем предприятия (председателем исполнительного органа), как это предусмотрено п. 10 Положения № 1183.

Кроме того, поскольку для целей проведения консервации ОФ необходимо

оформить специальное технико-экономическое обоснование (ТЭО) временной нецелесообразности эксплуатации таких ОФ (см. п. 3 Положения № 1183), то стоит озаботиться проблемой создания данного специального документа. Требования к данному документу и его состав приведены в п. 12 Положения № 1183. Согласно этому пункту ТЭО должно содержать в себе:

а)

сведения о подлежащих консервации ОФ (балансовую стоимость таких ОФ);

б)

проект консервации, утвержденный собственником(ами) предприятия; там же содержится требование об указании «наименования и местонахождения предприятия, ...наименования собственника (собственников)» — видимо, речь идет о титульном листе ТЭО;

в)

акт технического состояния ОФ на момент их консервации;

г)

данные об учете ОФ, подлежащих консервации, с распределением их по группам согласно П(С)БУ 7.

Задокументировать сведения о «консервируемых» основных фондах (их учете) и оформить акт их технического состояния особого труда не составит. Сложнее с проектом консервации, который согласно

п. 13 Положения № 1183 должен состоять из:

пояснительной записки (в ней указываются: вид и годовые объемы продукции, выпускаемой на подлежащих консервации ОФ, влияние консервации ОФ на выполнение производственных планов в течение срока консервации, использование мощностей, ценообразование, рентабельность, прибыль, реализацию, финансовое положение предприятия; порядок и график вывода из производственного процесса ОФ и их консервацию; продолжительность консервации; мероприятия по обеспечению безопасности работ во время консервации и хранения ОФ в течение всего срока консервации, а также смежных объектов, на техническом положении которых могут негативно сказаться последствия консервации; план-график расконсервации — п. 14 Положения № 1183);

технологической документации проведения консервации (здесь определяются техпроцессы, по которым должна проводиться консервация ОФ, обслуживание законсервированных ОФ и их расконсервация, — п. 15 Положения № 1183);

перечня работ, ресурсов (материальных и трудовых) и сметы расходов, связанных с проведением консервации и расконсервации ОФ по форме согласно приложению № 2 к Положению № 1183.

При этом в

п. 6 Положения № 1183 сказано, что проект консервации должен быть утвержден собственником (собственниками) предприятия. То есть получается, что одной только подписи руководителя предприятия вроде бы недостаточно, но, как нам кажется, авторы Положения № 1183 здесь немного увлеклись, сосредоточившись на «госах» и иже с ними, для остальных предприятий вполне могли бы ограничиться подписями руководителя.

По оформлении всех названных выше документов назначенная комиссия по вопросам проведения консервации выносит документальное

Решение о временном выводе основных фондов из производственного процесса и их консервации, по форме, приведенной в приложении № 1 к «консервационному» Положению № 1183.

После окончания работ по консервации ОФ комиссией еще должен

составляться акт о принятии ОФ на консервацию, который утверждается собственником(ами) предприятия.

Кроме того, необходимо помнить, что

пунктом 9 Положения № 1183 использование законсервированных ОФ запрещено, а досрочная их расконсервация с целью дальнейшей эксплуатации или передачи их на сторону (в том числе продажи) требует оформления соответствующего решения, «принятого в установленном порядке».

Как видим, документальное оформление «консервационного» процесса выглядит достаточно громоздким и требует творческого подхода. Учитывая его рекомендательный характер, вы можете поимпровизировать и кое-что из упомянутых процедур и документов упразднить/упростить. Однако сильно увлекаться или пренебрегать нормами

Положения № 1183 мы бы все-таки не советовали.

В заключение отметим, что в определенных ситуациях предприятию, может быть, в налоговом плане выгоднее не ликвидировать ОФ, а оформить их перевод на консервацию. И пусть они себе «отдыхают». Если же возникнет необходимость вернуть ОФ в производство, то предлагаем Вам предварительно ознакомиться со статьей «Учет операций по расконсервации объектов основных средств (фондов)», опубликованной в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 81.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше