Темы статей
Выбрать темы

Что важно при подаче отчетности

Редакция НиБУ
Статья

Что важно при подаче отчетности

 

Как известно, финальным этапом подведения итогов деятельности каждого субъекта хозяйствования является составление отчетности. А чтобы бухгалтеру не потеряться и разобраться в этом бесчисленном множестве существующих всевозможных отчетных форм, сегодня мы решили уделить внимание «отчетной» теме.
И начнем с того, что напомним основные моменты, связанные с предоставлением отчетных документов.

 

Людмила СОЛОШЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Традиционно всю сдаваемую субъектом предпринимательской деятельности отчетность подразделяют на три вида: финансовую, статистическую и налоговую.

 

Финансовая отчетность

Финансовая отчетность

представляет собой бухгалтерскую отчетность, содержащую информацию о финансовом состоянии, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период (ст. 1 Закона о бухучете).

Финансовая отчетность

подается:

— органам, к сфере управления которых принадлежат предприятия;

— трудовым коллективам по их требованию;

— собственникам (учредителям) согласно учредительным документам;

— органам государственной статистики;

— другим органам исполнительной власти и пользователям согласно законодательству.

За неподачу или несвоевременную подачу финотчетности к должностным лицам может применяться админштраф в соответствии со

ст. 1642 КУоАП, который, напомним, вправе налагать только органы государственной контрольно-ревизионной службы (ГКРС), что подтверждалось и письмом ГКРС от 06.11.2002 г. № 13-14/1-710 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 72. А вот в случае непредоставления финансовой отчетности органам статистики последние также могут налагать на должностных лиц админштраф по ст. 1863 КУоАП, о чем сообщалось в письме Госкомстата Украины от 01.11.2001 г. № 16-1-67.

 

Статистическая отчетность

Статистическая отчетность

характеризует отдельные стороны деятельности предприятий и представляет собой совокупность составляемых по утвержденным формам отчетов, которые в установленные сроки субъекты предпринимательской деятельности подают органам государственной статистики по своему месторасположению. Установленные для подачи статотчетов сроки, как правило, приведены в шапках самих форм. При этом неподача или несвоевременная подача грозит должностным лицам субъекта хозяйствования админштрафом в соответствии со ст. 1863 КУоАП.

Но, конечно же, наибольший интерес (в силу возможной сулящей ответственности и штрафоопасности) вызывает подача налоговой отчетности. Об особенностях ее предоставления мы подробнее далее и поговорим.

 

Налоговая отчетность

Налоговая отчетность

представляет собой совокупность отчетных документов, которые подаются плательщиками налогов в государственные налоговые органы в сроки, установленные законодательством. При этом основным нормативным «налоговым» документом, регулирующим в том числе и порядок предоставления налоговой отчетности, является Закон № 2181.

Способы предоставления

Налоговая отчетность может быть подана (

п. 4.1 Порядка № 691):

— на

бумажных носителях;

— на

магнитных носителях с приложением распечатанных оригиналов документов налоговой отчетности на бумажных носителях;

почтовыми отправлениями (в соответствии со ст. 4 Закона № 2181 и Порядком оформления почтовых отправлений с вложением материалов отчетности, расчетных документов и деклараций, утвержденным постановлением КМУ от 28.07.97 г. № 799). Напомним, что по общему правилу, установленному п.п. 4.1.7 Закона № 2181, налогоплательщик имеет право не позднее чем за 10 дней до окончания предельного срока подачи налоговой отчетности направить декларацию (расчет) в адрес налогового органа по почте с уведомлением о вручении. К отправке налоговой отчетности по почте налогоплательщик также может прибегать и в ситуации, когда контролирующий орган отказывается принимать декларации (расчеты). В таком случае, как предусматривает п.п. 4.1.2 Закона № 2181 , налогоплательщик до окончания предельного срока подачи отсылает такую декларацию (расчет) почтой с описью вложенного, уведомлением о вручении и заявлением на имя руководителя соответствующего контролирующего органа. При этом декларация (расчет) считается поданной в момент ее вручения почте, а предельный 10-дневный срок, установленный для почтовых отправлений п.п. 4.1.7 Закона 2181, не применяется. Подробнее порядок предоставления отчетности по почте рассматривался в статье «Отчетность по почте» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 86;

в электронном виде средствами электронной почты E-mail с помощью какой-либо транспортной системы. Напомним, что формат (стандарт) электронного документа отчетности плательщиков налогов приведен в приложении 1 к приказу ГНАУ от 03.05.2006 г. № 242, а Временный порядок поступления и компьютерной обработки налоговой отчетности плательщиков налогов в электронном виде в органах ГНС Украины утвержден приказом ГНАУ от 26.11.2004 г. № 672.

В отношении последнего способа предоставления отчетности (в силу сложившегося в последнее время интереса к этому вопросу) заметим, что подача отчетности

в электронном виде — дело добровольное и решение подавать или нет отчетность таким образом налогоплательщик принимает самостоятельно (п.п. 4.4.2 Закона № 2181; письмо ГНАУ от 24.11.2006 г. № 360/4/15-0110; письма Госкомпредпринимательства от 19.03.2007 г. № 1965 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 35, от 25.04.2007 г. № 2994). Подробнее этот вопрос рассматривался в статье «Электронная отчетность: обязанность или право?» //«Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 28. Также хотим отметить письмо ГНАУ «Предоставление налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде» от 31.05.2007 г., в котором ГНАУ по поводу подачи в электронной форме НДС-отчетности разъясняла, что налогоплательщикам предоставляется возможность, а не обязанность отсылать налоговую отчетность в электронном виде. Если же налогоплательщик не имеет возможности или желания предоставлять отчетность в электронном виде, он может, как и сегодня, предоставлять ее налоговым органам в бумажной форме. Кстати, на добровольность подачи декларации по НДС в электронной форме указывает также и п.п. 4.1.4 самого Порядка № 166.

И еще один момент, связанный с НДС. Он касается

реестров полученных и выданных налоговых накладных. На сегодняшний день согласно п. 4.2 Порядка № 166 налогоплательщик имеет право по собственному желанию подавать реестры налоговым органам (на бумажных носителях, на магнитных носителях с копиями документов в бумажном виде или в электронном виде). Таким образом, обязательная подача реестров налоговикам сегодня для налогоплательщиков не предусмотрена. Однако, по-видимому, такая обязанность появится у налогоплательщиков в будущем. Так, в консультации налоговиков «Требования современности: подача налоговой отчетности и реестров налоговых накладных в электронном виде» в «Вестнике налоговой службы Украины», 2007, № 24 на с. 32 отмечалось, что на рассмотрении Верховной Рады Украины в настоящее время находится проект Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» (регистрационный номер законопроекта — 2583 от 22.11.2006 г.), согласно которому предусматривается обязательная подача в орган налоговой службы вместе с налоговой отчетностью по НДС копий записей в реестрах полученных и выданных налоговых накладных в электронном виде. Также аналогичная норма предусмотрена в разделе V «Налог на добавленную стоимость» проекта налогового кодекса Украины.

Порядок приема

При подаче деклараций и расчетов контролирующим органам налогоплательщикам, пожалуй, стоит помнить о своих правах и порядке приема отчетности, оговоренных в

п.п. 4.1.2 Закона № 2181:

(1) принятие налоговой декларации является

обязанностью контролирующего органа;

(2) налоговая декларация принимается

без предварительной проверки указанных в ней показателей;

(3)

отказ служебного (должностного) лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по каким-либо причинам или выдвижение им каких-либо условий по ее приему (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом и влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность.

В случае отказа контролирующего органа принять налоговую декларацию налогоплательщик, как уже отмечалось, вправе до окончания предельного срока подачи отправить такую декларацию

по почте с описью вложенного, уведомлением о вручении и заявлением на имя руководителя соответствующего контролирующего органа. Такое заявление составляется в произвольной форме. В нем указываются фамилия служебного (должностного) лица, отказавшего принять декларацию, и/или дата такого отказа (т. е. в случае, когда фамилия должностного лица налогоплательщику остается неизвестной, достаточно при составлении заявления указать в нем дату отказа). Образец заявления см. на с. 5.

При этом в случае отказа налогоплательщик также вправе обжаловать действия служебного (должностного) лица контролирующего органа, отказавшего в приеме налоговой отчетности,

в судебном порядке.

Однако (внимание!) даже в случае отказа в приеме декларации налогоплательщик

обязан уплатить определенное в ней налоговое обязательство.

И еще один момент.

Подпункт 4.1.2 Закона № 2181 предусматривает, что в некоторых случаях (правда, уже после приема декаларации и истечения предельных сроков подачи) налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика, может быть не признана как налоговая декларация (а стало быть, считаться неподанной, что может грозить налогоплательщику штрафом в соответствии с п.п. 17.1.1 Закона № 2181). Так, это случаи, когда налоговая декларация заполнена вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, когда в ней не указаны обязательные реквизиты, она не подписана соответствующими должностными лицами, не скреплена печатью налогоплательщика. В таких случаях контролирующий орган может обратиться к налогоплательщику с письменным предложением предоставить новую налоговую декларацию с исправленными показателями (указав при этом основания неприема предыдущей декларации), на что налогоплательщик имеет право:

— предоставить такую новую декларацию вместе с уплатой соответствующего штрафа;

— обжаловать решение налогового органа в порядке апелляционного согласования.

 

Начальнику ГНИ Солнечного р-на

Петрову П. П.

Директора ООО «Салют»

Иванова И. И.

Исх. № 117/5 от 19.07.2007 г.

заявление

Сообщаем, что 18 июля 2007 года при подаче декларации по налогу на прибыль за полугодие 2007 года налоговый инспектор Сидорова С. С.* отказалась принять налоговую декларацию, требуя при этом увеличить сумму налоговых обязательств, нарушив тем самым нормы

п.п. 4.1.2 Закона Украины «О погашении обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Просим принять декларацию по налогу на прибыль за полугодие 2007 года.

19.07.2007 г.                                                                                                                         Директор ______ Иванов И. И.

                                                                                                                                                          М.П.

 

* В случае когда фамилия должностного лица остается налогоплательщику неизвестной, в заявлении, к примеру, можно просто указать: «Сообщаем, что 18 июля 2007 года при подаче декларации по налогу на прибыль за полугодие 2007 года было отказано в ее приеме…»

 

В частности, по этому поводу в консультации налоговиков в «Вестнике налоговой службы Украины», 2004, № 36 на с. 47 также разъяснялось, что налоговым органом может не признаваться налоговой декларацией отчетность (заметим, аналогичные условия перечислены и в

п. 4.5 Порядка № 691):

— с не указанными обязательными реквизитами, не подписанная соответствующими должностными лицами, не скрепленная печатью налогоплательщика, без идентификационных кодов ЕГРПОУ
(в соответствии с

постановлением КМУ «О создании Единого государственного реестра предприятий и организаций Украины» от 22.01.96 г. № 118,
с изменениями и дополнениями
);

— в которой текст или цифры невозможно прочитать вследствие повреждения (залиты чернилами, протерты и т. п.);

— с порванными листами;

— в виде ксерокопий оригиналов отчетных документов;

— уточненные расчеты (отчеты), которые подаются налогоплательщиками в ГНИ в период проведения проверки налоговым органом;

— с нарушением общих требований оформления документов налоговой отчетности;

— с нарушением порядка подписания файла
(в случае подачи отчетности в электронном виде).

В той же консультации отмечалось, что в таких случаях работники подразделений обработки и ведения налоговых документов должны предупредить налогоплательщика о выявленных недостатках и последствиях принятия налоговыми органами такой отчетности и предложить подать новую налоговую декларацию.

Правда, в ситуации, когда налогоплательщик, подав налоговую отчетность,

самостоятельно успевает выявить допущенные в ней неточности и подает новую декларацию с исправленными показателями до окончания предельных сроков подачи декларации за такой же отчетный период, то штрафы к налогоплательщику применяться не будут (п. 17.2 Закона № 2181).

Шапки отчетных форм (гриф «Утверждено»)

К внесениям изменений в формы отчетности бухгалтеру сегодня не привыкать. Однако подчас при подаче налоговой отчетности налогоплательщик может столкнуться с тем, что налоговики отказывают налогоплательщику в приеме деклараций/расчетов, мотивируя свой отказ тем, что шапка формы отчетности не содержит ссылки на нормативные документы, которыми вносились изменения в форму.

Нужно заметить, что такое требование контролирующих органов будет справедливо только в том случае, если в результате изменений форма отчетности была обновлена и изложена

в новой редакции . А вот в других случаях такая причина отказа в приеме отчетности неправомерна. В связи с этим хотим обратить внимание на письмо ГНАУ от 20.04.2006 г. № 7570/7/15-0117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 37, в котором прямо указывалось: в случаях если в форму налоговой отчетности вносятся только отдельные изменения (без изложения ее в новой редакции), то в грифе «Утверждено» формы декларации (расчета) ссылки на приказы ГНАУ, которыми были утверждены такие изменения, не являются обязательными. Далее в качестве примера в письме приводилась ситуация с декларацией по налогу на прибыль и разъяснялось, что в грифе «Утверждено» этой декларации указывается приказ Государственной налоговой администрации Украины от 29 марта 2003 г. № 143 без обязательной ссылки на приказы Государственной налоговой администрации Украины от 10 декабря 2003 года № 593, от 12 октября 2005 года № 448, от 31 марта 2006 года № 169, поскольку указанными приказами форма декларации не изменялась. При этом ГНАУ обязывала довести содержание своего письма до подчиненных органов государственной налоговой службы на местах. Также с аналогичным мнением налоговиков на этот счет можно ознакомиться в консультации в газете «Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 31.

Сроки предоставления

В соответствии с

п.п. 4.1.4 этого Закона установлены следующие сроки предоставления налоговых деклараций:

 

Сроки подачи налоговых деклараций

Базовый налоговый (отчетный) период

Cроки подачи налоговой отчетности

«а»

календарный

месяц
(в том числе при уплате месячных авансовых взносов)

в течение

20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца

«б»

календарный

квартал или календарное полугодие
(в том числе при уплате квартальных или полугодовых авансовых взносов)

в течение

40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала (полугодия)

«в»

календарный

год (кроме случая «г»)

в течение

60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года

«г»

календарный

год для плательщиков налога на доходы физических лиц

до

1 апреля года, следующего за отчетным

 

При этом за неподачу (несвоевременную подачу) налоговой отчетности предусмотрен штраф в размере 10 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан — 1700 грн. (

п.п. 17.1.1 Закона № 2181).

При определении предельных сроков подачи отчетности также нужно учесть следующие моменты.

Если отчетность составляется нарастающим итогом.

В случае когда по правилам налогового учета налоговая отчетность по отдельному налогу/сбору (обязательному платежу) составляется нарастающим итогом, то налоговая декларация по результатам последнего налогового периода года приравнивается к годовой налоговой декларации, при этом последняя не подается (п.п. 4.1.3 Закона № 2181). Так, в частности, применительно к ситуации с налогом на прибыль (по которому действует поквартально нарастающий итог) это означает, что последняя декларация по налогу на прибыль, составленная по результатам последнего налогового периода — года — подается в сроки, установленные для квартального налогового периода (т. е. в течение 40 дней). При этом она приравнивается к годовой налоговой декларации, в связи с чем необходимость в составлении и подаче еще одной (собственно) годовой декларации отпадает.

Продление предельных сроков.

В некоторых случаях согласно п. 15.4 Закона № 2181 предельные сроки подачи налоговых деклараций по письменному заявлению налогоплательщика могут продлеваться. Продление предельных сроков осуществляется в соответствии с Порядком применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами», утвержденным приказом ГНАУ от 19.03.2001 г. № 113. Так, в частности, п. 2.1 этого Порядка предусматривает, что для юридического лица предельные сроки могут продлеваться в том случае, если никто из должностных лиц такого юрлица не имел возможности в установленные сроки выполнить налоговые обязательства и/или воспользоваться налоговыми правами плательщика налогов, а собственник такого юрлица был лишен возможности назначить других должностных лиц (способствующие тому причины оговорены в пп. 2.3, 2.4 Порядка).

Если отчетный период не установлен.

В ситуации, когда в соответствии с законом по вопросам взимания отдельного налога или сбора (обязательного платежа) налоговый период не установлен, работают нормы п.п. 4.1.6 Закона № 2181, т. е. налоговая декларация по такому обязательному платежу подается и налоговое обязательство уплачивается в сроки, установленные для месячного базового налогового периода (кроме случаев, когда предоставление декларации по такому обязательному платежу не предусмотрено). В большей степени такая ситуация может возникнуть в отношении местных налогов и сборов, когда решением органов местного самоуправления не установлен базовый налоговый (отчетный) период для какого-либо местного налога (сбора).

Если срок подачи приходится на выходной.

Если последний день срока подачи налоговой декларации (в том числе и продленный по письменному заявлению налогоплательщика в соответствии с п. 15.4 Закона № 2181) припадает на выходной или праздничный день , то действует общее правило переноса, по которому срок подачи отчетности продлевается и последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день (п.п. 4.1.5 Закона № 2181).

К примеру, в мае 2007 года 20-е число приходилось на воскресенье. В связи с этим, в частности, при предоставлении декларации по НДС за апрель работало общее правило переноса, и последний предельный срок ее подачи переносился на следующий за выходным операционный (банковский) день — понедельник 21 мая.

При этом хотим обратить внимание на следующие

два момента:

(1) на предельный срок

уплаты налогового платежа такой перенос предельного срока подачи по нему налоговой отчетности не влияет. То есть предельный срок уплаты (10 календарных дней) по-прежнему следует отсчитывать от предельного срока предоставления налоговой декларации (приходящегося на выходной или праздничный день) без учета переноса. Так, возвращаясь к ситуации с предоставлением в 2007 году апрельской
НДС-декларации, отметим: хотя предельный срок подачи такой декларации переносился с воскресенья (20 мая) на понедельник (21 мая), предельный срок уплаты (10 дней) отсчитывался от даты 20 мая (т. е. без учета переноса) и приходился на 30 мая 2007 года (среду);

(2) однако (внимание!) если, отсчитав таким образом 10 календарных дней и определив последний день предельного срока уплаты налогового обязательства, оказывается, что он приходится на выходной или праздничный день, то в таком случае также работает правило

переноса и последним днем такого срока уплаты считается следующий за выходным или праздничным рабочий операционный (банковский) день (п.п. 5.3.3 Закона № 2181). При этом под рабочим операционным (банковским) днем следует понимать день, в течение которого банки предусматривают время для работы с клиентами и плательщики налогов имеют возможность подавать в банк документы на перевод сумм налоговых обязательств в бюджеты (письмо ГНАУ от 09.04.2003 г. № 5673/7/24-1117 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2003, № 48). Так, например (возвращаясь к НДС), поскольку в июне 2007 года 30 число приходилось на субботу, предельный срок уплаты НДС за май 2007 года переносился на
2 июля 2007 года (понедельник).

Эти особенности отмечались и в

Налоговом разъяснении о предельном сроке уплаты налогового обязательства в случае, когда день подачи налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, утвержденном приказом ГНАУ от 16.07.2002 г. № 338, в котором разъяснялось, что:

— перенос сроков подачи декларации (в связи с выходными или праздничными днями)

не влияет на срок уплаты налогового обязательства;

— если срок уплаты налогового обязательства приходится

на выходной (праздничный) день, предельный срок уплаты переносится на первый рабочий день после выходного (праздничного) дня.

 

Отчетность в Пенсионный фонд и соцфонды

Следует учесть, что

формы отчетности в Пенсионный фонд и соцфонды (Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности, Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы и Фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Украины) не являются налоговыми декларациями в понимании Закона № 2181. Поэтому общие сроки предоставления налоговых деклараций, установленные п.п. 4.1.4 этого Закона, на них не распространяются, а подается такая «страховая» отчетность в сроки, установленные соответствующими профильными нормативно-правовыми актами о страховании (инструкциями).

По этой причине и общее правило переноса предельных сроков (если они приходятся на выходной или праздничный день), оговоренное

Законом № 2181, при подаче «страховой» отчетности не работает, а «быть» или «не быть» переносу в этом случае — устанавливают соответствующие инструкции. Заметим, что согласно таким инструкциям:

а) «

перенос» действует в отношении:

страховых взносов в Пенсионный фонд, так как это прямо предусмотрено п. 11.15 Инструкции № 21-1, устанавливающем: если последний день срока подачи расчета суммы страховых взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным рабочий день;

страховых взносов на случай безработицы, поскольку об этом говорится в п. 6.7 Инструкции № 339, предусматривающем: если последний день срока подачи расчетной ведомости приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, днем окончания срока является первый за ним рабочий день;

б)

перенос не предусмотрен (т. е. в соответствующих инструкциях не говорится о возможности переноса предельного срока подачи отчетности, если он приходится на выходной или праздничный день, а потому в этом случае лучше отчитаться до наступления установленного предельного срока) в отношении:

— страховых взносов в связи с временной потерей трудоспособности;

— страховых взносов от несчастного случая на производстве.

Соответственно, в отношении страховых взносов действуют и свои штрафные санкции за непредоставление или несвоевременное предоставление по ним отчетности. Такие санкции установлены соответствующими «страховыми» законами и инструкциями, а в отношении «пенсионных» и «несчастных» взносов также и

КУоАП. Кстати, насчет перечисления страховых платежей заметим, что штрафные санкции за неполную или несвоевременную уплату страховых взносов приводились (в табличной форме) в письме Министерства труда и социальной политики Украины от 17.11.2006 г. № 711/020/99-06 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 20.

Ну а подробнее с особенностями предоставления подаваемых субъектами хозяйствования форм отчетности можно ознакомиться в следующей статье.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше