Темы статей
Выбрать темы

Мнение специалистов официальных органов. Как определить обычные цены по договорам аренды

Редакция НиБУ
Статья

Как определить обычные цены по договорам аренды

 

ООО арендует у своего учредителя — физического лица движимое и недвижимое имущество. Как в этом случае определить обычную цену, необходимую для осуществления расчета размера арендной платы в договоре аренды?

 

Согласно требованиям п.п. 7.4.4 п. 7.4 ст. 7 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР (в редакции Закона Украины от 22.05.97 г. № 283/97-ВР, с изменениями и дополнениями) размер расходов плательщика налога, понесенных на уплату арендных платежей связанным с таким плательщиком лицам (в данном случае — учредителю), определяется исходя из договорных цен, но не выше обычных цен.

То есть

если договор аренды заключен со связанным лицом, то размер арендной платы не должен превышать обычной цены*.

* Данное предложение сформулировано не совсем удачно. Ограничение обычными ценами применяется не к размеру арендной платы, а к размеру валовых расходов по этой арендной плате. —

Примеч. ред.

Термин «обычная цена» приведен в п. 1.20 ст. 1 Закона № 334/94-ВР, согласно которому обычной считается цена товаров (работ, услуг), определенная сторонами договора, если этим пунктом не установлено иное.

В п.п. 1.20.2 п. 1.20 ст. 1 Закона № 334/94-ВР указано, что для определения обычной цены товара (работ, услуг) используется информация о заключенных на момент продажи такого товара (работы, услуги) договорах с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях. В частности, учитываются такие условия договоров, как количество (объем) товаров (например, объем товарной партии), сроки выполнения обязательств, условия платежей, обычных для такой операции, а также другие объективные условия, которые могут повлиять на цену. Сопоставимыми признаются условия договоров на рынке идентичных (в случае их отсутствия — однородных) товаров (работ, услуг), если отличие между такими условиями существенно не влияет на цену или может быть экономически обосновано. При этом учитываются обычные при заключении соглашений между несвязанными лицами надбавки или скидки к цене. В частности, но не исключительно, учитываются скидки, связанные с сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги), потерей товарами качества или других свойств; окончанием (приближением даты окончания) срока хранения (годности, реализации); сбытом неликвидных или низколиквидных товаров; маркетинговой политикой, в том числе при продвижении товаров (работ, услуг) на рынки; предоставлением опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей.

Статьей 13 Указа Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98 (с изменениями и дополнениями) установлено, что обычные цены на товары (работы, услуги) для их применения в налоговых или таможенных целях устанавливаются на основании статистической оценки уровня цен на внутреннем рынке Украины.

Следовательно, предприятие при заключении договора аренды со связанным с ним лицом должно применять среднестатистические цены, информацию о которых можно получить в государственных органах статистики.

Кроме того, п.п. 1.20.51 п. 1.20 ст. 1 Закона № 334/94-ВР предусмотрено, что если обычная цена не может быть определена с использованием норм предыдущих подпунктов этого пункта, то для доказательств обоснования ее уровня применяют правила, определенные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, а также национальными стандартами по вопросам оценки имущества и имущественных прав.

Методологические основы формирования информации об операциях связанных сторон определены П(С)БУ 23, согласно которому по методу сопоставимой неконтролируемой цены применяется цена, которая определяется по цене на аналогичную готовую продукцию (товары, работы, услуги), реализуемую не связанному с продавцом покупателю при обычных условиях деятельности.

Информацию о ценах на аналогичные товары (работы, услуги) предприятие может получить

из прайс-листов, рекламных объявлений и т. п.

Ответ подготовлен при содействии:

Наталии ХОЦЯНОВСКОЙ,
заместителя директора Департамента налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) ГНА Украины

Валентина ЗАВГОРОДНЕВА,
начальника отдела администрирования налога на прибыль и других платежей

Опубликовано в журнале «Вестник налоговой службы Украины», 2005 г., № 40.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше