Темы статей
Выбрать темы

Декларирование доходов, полученных физическими лицами в 2006 году

Редакция НиБУ
Статья

Декларирование доходов, полученных физическими лицами в 2006 году

 

В случаях, предусмотренных Законом Украины «О налоге с доходов физических лиц» физические лица предоставляют декларацию о доходах. Декларационная кампания уже началась, поэтому в данной статье пойдет речь об особенностях декларирования доходов граждан по итогам 2006 года.

Екатерина СКРИПКИНА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Документы статьи

Закон № 889

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Закон № 2181

Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181.

Приказ № 1

— приказ ГНАУ «О проведении кампании декларирования доходов граждан, полученных в 2006 году» от 09.01.2007 г. № 1.

Письмо № 25941

письмо ГНАУ «Об организации работы по декларированию доходов, полученных физическими лицами в течение 2005 года» от 28.12.2005 г. № 25941/7/17-2117.

 

Законом № 889

предусмотрено, что годовую декларацию об имущественном положении и доходах подают плательщики налога с доходов физических лиц, которые:

1) обязаны предоставлять такую декларацию согласно нормам действующего законодательства;

2) имеют право подать декларацию для получения налогового кредита.

Обратите внимание, что в первом случае подача декларации является обязанностью налогоплательщика, а во втором — его правом.

Обязанность

плательщика налога по предоставлению декларации считается выполненной, если в течение года он получал доходы только от налоговых агентов.

Кроме того, на основании

п. 18.4 Закона № 889 освобождаются от обязанности предоставления декларации независимо от видов и сумм полученных доходов плательщики налога, которые:

— являются несовершеннолетними или недееспособными лицами и при этом находятся на полном иждивении других лиц и/или государства по состоянию на конец 2006 года;

— находятся под арестом или являются задержанными либо осужденными к лишению свободы, находятся в плену или заключении на территории других государств по состоянию на конец предельного срока предоставления декларации;

— находятся в розыске по состоянию на конец 2006 года;

— находятся на срочной воинской службе по состоянию на конец 2006 года.

Рассмотрим, в каких случаях граждане обязаны декларировать свои доходы.

 

Обязательное предоставление декларации

Перечень доходов, подлежащих обязательному декларированию, указан в

письме № 25941. Так, доходы, определенные в п.п. 4.2.3, п.п. 4.2.8, последнем абзаце п.п. 4.2.9, п.п. 4.2.11, п.п. 4.2.13, п.п. 4.2.14, п.п. 4.2.16, в абзаце втором п.п. 6.5.3, абзаце втором п.п. 6.5.5, п.п. 9.1.4, п.п. 9.5.2, п. 9.6, абзаце третьем п.п. 9.7.3, частях «а» и «е» п.п. 9.7.4, абзаце первом п.п. 9.7.5, п.п. 9.9.1, абзаце пятом п.п. 9.10.1, п. 15.2, п. 18.3 Закона № 889, полученные налогоплательщиком в течение 2006 года, должны найти отражение в декларации при ее обязательном предоставлении.

Остановимся на основных случаях, когда физические лица обязаны предоставлять декларацию.

1.

Физическое лицо получало в течение 2006 года налогооблагаемые доходы, с которых при их начислении или выплате налог не удерживался. К таким доходам относятся:

— прибыль от операций с инвестиционными активами (ценными бумагами, корпоративными правами), кроме случаев, когда налогоплательщик заключает договор с торговцем ценными бумагами на выполнение последним функций налогового агента относительно налогообложения таких доходов;

— наследство;

— подарки.

2.

Гражданин на протяжении 2006 года получал налогооблагаемые доходы от лиц, не являющихся налоговыми агентами. Напомним, что согласно п.п. 8.2.2 Закона № 889 не являются налоговыми агентами нерезиденты, а также физические лица, не зарегистрированные субъектами предпринимательской деятельности и не осуществляющие независимую профессиональную деятельность.

3.

Налогоплательщик в течение 2006 года получал иностранные доходы.

4.

Были выявлены доходы, не включенные в расчет общих налогооблагаемых доходов предыдущих отчетных периодов.

5.

В 2006 году физическое лицо получило нецелевую благотворительную помощь от благотворителя — физического лица при условии, что:

— общая сумма такой помощи превышает предельный размер (в 2006 году —

680 грн. совокупно за год);

— налогоплательщик не имеет права на получение налоговой социальной льготы.

6.

Налогоплательщик не использовал целевую благотворительную помощь в виде денежных средств в течение 12 календарных месяцев, следующих после ее получения (за исключением получения благотворительной помощи в виде эндавмента*).

* Под эндавментом понимается сумма средств или ценных бумаг, которые вносятся благотворителем в банк или небанковское финансовое учреждение, благодаря чему приобретатель благотворительной помощи получает право на использование процентов или дивидендов, начисленных на сумму такого эндавмента.

7.

Гражданин, получивший страховое возмещение вследствие утраты застрахованного объекта имущества, не использовал сумму такого возмещения на замену этого имущества в пределах сроков, установленных п. 15.1 Закона № 889.

Для движимого имущества такая замена (восстановление) должна быть осуществлена

до конца календарного года, следующего за годом, в котором произошло страховое событие; для недвижимого — до конца второго календарного года, следующего за годом, в котором произошло страховое событие.

8.

Истек срок исковой давности по кредиторской задолженности плательщика налога. В соответствии с Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV общий срок исковой давности составляет 3 года.

9.

После увольнения с работы у налогоплательщика остались непогашенные суммы недоплаты по налогу с доходов физических лиц вследствие:

— проведения работодателем перерасчета сумм дохода налогоплательщика по месту применения налоговой социальной льготы (далее — НСЛ) в случаях, установленных

п.п. 6.5.2 Закона № 889;

— нарушения плательщиком налога порядка применения НСЛ, после которого он воспользовался процедурой возобновления права на такую льготу в соответствии с

п.п. 6.3.4 Закона № 889;

— наличия задолженности по налогу с доходов, который подлежит удержанию в связи с невозвратом или несвоевременным возвратом сумм, полученных под отчет или на командировку (

п.п. 9.10.1 Закона № 889).

В своих разъяснениях ГНАУ отмечает, что обязательному декларированию подлежат также суммы переплаты по налогу с доходов, возникшие в результате проведения окончательного расчета при прекращении трудовых отношений с работодателем. На наш взгляд, возврат из бюджета излишне уплаченной суммы налога является правом физического лица, а не обязанностью. Кроме того, обязательное декларирование в такой ситуации не предусмотрено

Законом № 889.

Теперь поговорим о случаях, когда граждане подают декларацию по собственной инициативе.

 

Предоставление декларации с целью получения налогового кредита

Перечень расходов, которые налогоплательщик имеет право включить в налоговый кредит, указан в

п. 5.3 Закона № 889.

Следует отметить, в соответствии с

п.п. 22.1.2 Закона № 889 сумма собственных средств, уплаченных налогоплательщиком в пользу заведения здравоохранения для компенсации стоимости лечения такого налогоплательщика или членов его семьи первой степени родства, будет включаться в налоговый кредит по итогам года, следующего за годом вступления в силу закона о медицинском страховании. Поэтому при заполнении декларации за 2006 год указанные суммы не включаются в состав налогового кредита.

В 2006 году впервые с момента вступления в силу

Закона № 889 можно включить в налоговый кредит часть суммы процентов по ипотечному кредиту, рассчитанную согласно ст. 10 Закона № 889. При этом, по мнению ГНАУ (см. письмо от 28.08.2006 г. № 4466/В/17-0715), право на включение в состав налогового кредита части суммы процентов по ипотечному кредиту предоставляется плательщику налога один раз в 10 лет . То есть если налогоплательщик реализует право на налоговый кредит по ипотеке в 2006 году, то в следующий раз часть суммы процентов по ипотечному кредиту он сможет включить в налоговый кредит только через 10 лет, т. е. при предоставлении декларации за 2016 год при условии действия на тот момент ипотечного кредитного договора.

Свой взгляд на порядок применения

п. 10.5 Закона № 889 изложил и Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности в письме от 12.02.2007 г. № 06-10/10-138 (см. с. 16). По мнению Комитета, воспользоваться правом на налоговый кредит по ипотеке налогоплательщик может ежегодно, но только относительно одного объекта жилищной ипотеки, определенного им как основное место проживания, и только в течение 10 календарных лет начиная с года, в котором такой объект приобретается или начинает строиться, а также не чаще одного раза в 10 календарных лет даже в случае досрочного погашения основной суммы и процентов предыдущего ипотечного кредита.

Отметим, что для целей получения налогового кредита по итогам 2006 года вопрос о том, хотел законодатель лимитировать количество ипотечных кредитов, проценты по которым можно включать в налоговый кредит в течение 10 лет или ограничить право налогоплательщика на налоговый кредит одним годом в течение 10 лет, непринципиален.

К следующей кампании декларирования доходов граждан мнение налоговиков, возможно, изменится в пользу налогоплательщиков. А в этом году всем лицам, уплачивавшим проценты по ипотечным кредитам, рекомендуем отразить их сумму в составе налогового кредита.

Подробнее об особенностях уменьшения налогооблагаемого дохода на часть суммы процентов по ипотечному кредиту смотрите в статье «Проценты по ипотечному кредиту: уменьшаем налог с доходов» («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 97).

Согласно

п.п. «в» п. 19.1 Закона № 889 налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика предъявления документов и сведений, связанных с возникновением дохода или права на получение налогового кредита. В письме № 25941 для полного и своевременного проведения расчетов сумм, подлежащих возврату из бюджета, а также предоставления налоговыми органами услуг плательщику налога по заполнению декларации ГНАУ рекомендует подавать с декларацией копии документов, подтверждающих расходы, которые включаются в налоговый кредит (фискальные или товарные чеки, кассовые ордера, товарные накладные, договоры), а также справки от работодателя о суммах начисленного общего налогооблагаемого дохода в виде заработной платы и удержанного налога с доходов.

Обратите внимание на то, что

сумма начисленного налогового кредита не может превышать суммы общего налогооблагаемого дохода плательщика налога, полученного в течение 2006 года в виде заработной платы (п. 5.4 Закона № 889). Следовательно, другие виды доходов при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета, не учитываются.

Как мы уже отмечали в своих публикациях, ГНАУ настаивает на том, что при расчете суммы налога, подлежащей возврату из бюджета в связи с реализацией плательщиком права на налоговый кредит, используется сумма начисленной заработной платы без исключения НСЛ и сумм взносов в фонды социального страхования (см.

письмо от 12.05.2006 г. № 5379/6/17-0716).

При таком подходе, в случае если налоговый кредит меньше суммы удержанных за год из заработной платы социальных взносов и НСЛ, вместо того, чтобы вернуть из бюджета часть уплаченного в течение года налога, налогоплательщик будет должен бюджету. К счастью, ГНАУ хотя бы не настаивает на уплате таких сумм (см.

письмо от 04.04.2005 г. № 6119/7/17-3117 //«Налоги и бухгалтерский учет», 2005 № 33).

По нашему мнению, для целей налогового кредита следует использовать начисленную заработную плату, уменьшенную на сумму удержаний в социальные фонды и НСЛ. Как известно, налоговый кредит уменьшает сумму начисленного физическому лицу налогооблагаемого дохода в виде заработной платы. При этом в соответствии с

пп. 3.5 и 6.1 Закона № 889 при определении объекта налогообложения доход в виде заработной платы уменьшается на сумму удержанных из нее социальных взносов и НСЛ. Таким образом, указанные суммы не подлежат налогообложению согласно Закону № 889, а значит, их нужно вычитать из полученной за год зарплаты и для целей применения налогового кредита.

 

Срок подачи декларации

Декларация о доходах подается в налоговый орган до 1 апреля года, следующего за отчетным (

абзац «г» п.п. 4.1.4 Закона № 2181). Таким образом, в общем случае предельным сроком подачи является 31 марта. В связи с тем, что в 2007 году 31 марта приходится на выходной день (субботу), в соответствии с п.п. 4.1.5 Закона № 2181 предельный срок подачи декларации переносится на следующий за выходным операционный (банковский) день, т. е. 2 апреля 2007 года (понедельник).

При этом обращаем внимание, что согласно

п. 1.8 приказа № 1 налоговые органы обязаны обеспечить прием деклараций в выходные дни и в вечерние часы, т. е. 31 марта (субботу) плательщики также смогут сдать декларацию.

В

письме от 12.05.2006 г. № 9045/7/17-2116 ГНАУ указывает на то, что предельный срок установлен только для случаев, когда предоставление декларации является обязанностью налогоплательщика. Что касается сроков подачи декларации с целью реализации гражданами права на налоговый кредит, то такая декларация может предоставляться в течение всего года, следующего за отчетным. Такой вывод ГНАУ делает, ссылаясь на п. 15.3 Закона № 2181, в котором указано, что при возврате из бюджета излишне уплаченных налогов плательщики могут подавать заявления в течение 1095 дней, следующих за получением права на такое возмещение. При этом налоговики учитывают ограничение п.п. 5.4.3 Закона № 889, согласно которому, в случае если плательщик не воспользовался правом на налоговый кредит по результатам отчетного налогового года, такое право на следующие налоговые годы не переносится.

Однако ввиду изменчивости позиции ГНАУ относительно многих принципиальных вопросов, гражданам, желающим воспользоваться правом на налоговый кредит, советуем предоставить декларацию до окончания предельного срока декларирования.

 

Заполнение декларации

Декларация заполняется плательщиком налога

самостоятельно (п. 18.5 Закона № 889).

В некоторых случаях

Закон № 889 возлагает обязательства по заполнению и предоставлению декларации на других лиц, в частности:

— на опекуна или попечителя — по доходам, полученным несовершеннолетним и недееспособным лицом;

— на наследников (распорядителей имущества, государственных исполнителей) — по доходам, полученным в течение 2006 года умершим плательщиком налога;

— на государственного исполнителя, уполномоченного осуществлять мероприятия по обеспечению имущественных претензий кредиторов плательщика налога, объявленного в установленном порядке банкротом.

Кроме того, декларация может быть заполнена другим лицом,

нотариально уполномоченным на это налогоплательщиком. Если декларация заполняется другим лицом, она обязательно должна содержать информацию о таком лице.

Уполномоченные плательщиком налога лица, которые заполняют декларацию за вознаграждение, несут ответственность за нарушение порядка заполнения и/или предоставления декларации на уровне ответственности, установленной для плательщика налога. При этом такой плательщик налога освобождается от указанной ответственности.

Что касается формы декларации, то согласно

приказу № 1 в 2007 году плательщики налога с доходов физических лиц по-прежнему подают декларации в соответствии с приложением 1 к Инструкции о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденной приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12. В связи с тем, что эта форма не приспособлена к новым правилам налогообложения, ГНАУ письмом № 25941 довела формы двух приложений к декларации, которые предоставляются вместе с декларацией. Новая форма годовой налоговой декларации до сих пор не утверждена.

Обратите внимание, что

декларированию подлежат исключительно налогооблагаемые доходы (налогооблагаемая часть дохода).

Особенности заполнения декларации представим в таблице.

 

Структура декларации

Виды доходов

Примечания

1

2

3

Раздел 1

Приводятся сведения о налогоплательщике (Ф.И.О., идентификационный номер, адрес, телефон) и нотариально уполномоченном лице (если оно есть)

Подраздел 1.1

Доходы, полученные по основному месту работы

Налогооблагаемые доходы, полученные как по основному месту работы, так и по совместительству, выплаты по договорам гражданско-правового характера, а также другие налогооблагаемые доходы, полученные
от налоговых агентов

Согласно

письму № 25941 здесь отражаются доходы в виде заработной платы. По нашему мнению, в этой графе следует показывать все доходы, полученные от налоговых агентов. При этом общий годовой доход в виде заработной платы должен суммироваться отдельной строкой, что необходимо для правильного расчета налогового кредита

Подраздел 1.2

Доходы, полученные в других местах не по месту основной работы

Доходы, полученные не от налоговых агентов, и доходы, не подлежащие налогообложению у источника их выплаты

Например, здесь отражается налогооблагаемое наследство, подарки, инвестиционная прибыль, арендная плата от арендатора — физического лица, благотворительная помощь от физического лица

Подраздел 1.3

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, другой независимой профессиональной деятельности

Доходы, полученные от предпринимательской деятельности

Заполняется физическими лицами — субъектами предпринимательской деятельности в отдельной декларации, которая подлежала предоставлению в налоговые органы до 9 февраля 2007 года. В «гражданской» декларации этот подраздел не заполняется

Подраздел 1.4

Иностранные доходы

Доходы, отличные от доходов с источником происхождения из Украины

Отражается сумма иностранных доходов, пересчитанная по курсу НБУ на дату их получения. Если со страной, где получен доход, существует договор об избежании двойного налогообложения, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины*, налогоплательщик имеет право на уменьшение налогового обязательства на сумму уплаченного за границей налога. При этом физическое

 

 

лицо обязано получить от государственного органа страны, в которой выплачивается доход, уполномоченного удерживать налог, справку о сумме удержанного налога, а также о базе его начисления. Такая справка должна быть легализована консульством Украины в соответствующей стране (

п.п. 9.9.4 Закона № 889). Сумма уменьшения налога отражается в гр. 5 (сумма уплаченного налога в валюте получения дохода) и гр. 6 (эквивалент налога, указанного в гр. 5, пересчитанный по курсу НБУ на дату получения иностранного дохода). Следует учитывать, что сумма налога с иностранного дохода плательщика налога (сумма уменьшения) не может превышать сумму налога, рассчитанного на базе его общего годового налогооблагаемого дохода с учетом иностранного дохода

Раздел 2

Суммы, исключаемые из налогооблагаемого дохода

Суммы, на которые уменьшается доход в виде заработной платы

По мнению ГНАУ, данный раздел декларации
не заполняется. Как отмечалось выше, мы с этим не согласны и считаем, что в подразделе 2.1 можно отразить суммы, полученных в течение 2006 года налоговых социальных льгот и удержанных взносов в социальные фонды

Раздел 3

Общая сумма дохода за отчетный год, с которого необходимо уплатить налог

Общая сумма налогооблагаемого дохода

Раздел 4

Сведения о собственности и земельных участках

Данные о недвижимом и движимом имуществе, а также земельных участках, принадлежащих налогоплательщику

Сведения об имеющейся собственности приводятся на основании документов, удостоверяющих право собственности или право на пользование земельным участком (свидетельство о праве собственности, техпаспорт, государственный акт и т. п.)

Приложение 1

Перечень сумм расходов, которые включаются в состав налогового кредита

Расходы, которые гражданин имеет право включить в состав налогового кредита

Отражаются фактически понесенные расходы физического лица, подтвержденные документально. Налоговики рекомендуют прилагать к декларации копии подтверждающих документов

Приложение 2

Расчет суммы налога с доходов физических лиц, который подлежит возврату налогоплательщику или уплате в бюджет

Сумма налогового обязательства физического лица

Приводится расчет окончательной суммы налога с доходов, которая должна быть удержана, и определяется сумма налога, подлежащая уплате в бюджет или возврату из бюджета

 

* Перечень действующих договоров об избежании двойного налогообложения опубликован в письме ГНАУ от 20.01.2007 г. № 961/7/12-0117 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13).

 

Ответственность за непредоставление декларации

В соответствии со

ст. 1641 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X непредоставление или несвоевременное предоставление гражданами деклараций о доходах в случаях, когда декларирование является обязательным, а также включение в декларацию искаженных данных влекут за собой предупреждение или наложение штрафа в размере от 3 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 51 до 136 грн.). Если указанные действия совершаются лицом, которое в течение года привлекалось к административной ответственности за те же правонарушения, на такое лицо налагается штраф в размере от 5 до 8 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (от 85 до 136 грн.).

Таким образом, штрафы применяются только к физическим лицам, которые обязаны предоставлять декларацию согласно

Закону № 889.

Уважаемые читатели, если вы попадаете в категорию налогоплательщиков, которые обязаны подать декларацию, не забудьте задекларировать свои доходы до окончания предельного срока декларирования. Гражданам, желающим реализовать свое право на налоговый кредит, рекомендуем также не затягивать с подачей декларации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше