Темы статей
Выбрать темы

Разъяснение порядка регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества в зависимости

Редакция НиБУ
Письмо от 11.01.2007 г. № 19-32/2

Разъяснение порядка регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества в зависимости
от форм собственности

Письмо Министерства юстиции Украины от 11.01.2007 г. № 19-32/2

Министерство юстиции в связи с многочисленными обращениями по предоставлению разъяснения о регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества в зависимости от форм собственности просит довести до сведения бюро технической инвентаризации следующую информацию.

На настоящий момент отношения, связанные с правом собственности, регулируются Конституцией Украины, Гражданским кодексом Украины и Законом Украины «О собственности».

Закон Украины «О собственности», принятый 7 февраля 1991 года, провозгласил разнообразие форм собственности и закрепил существование государственной, частной и коллективной форм собственности (статья 2).

Конституция Украины, принятая 28 июня 1996 года, заложила основы права собственности и выделила право государственной собственности, право коммунальной собственности и право частной собственности (статьи 41 и 142).

Гражданский кодекс Украины, принятый 16 января 2003 года, определил общие положения о праве собственности, и выделил право государственной, коммунальной и частной собственности (статьи 325 — 327).

Вместе с тем

Хозяйственный кодекс Украины определяет виды предприятий как субъектов хозяйствования в зависимости от форм собственности, на которой они базируются. В частности, он предусматривает, что в Украине могут действовать частные, коммунальные, государственные предприятия и предприятия коллективной собственности.

Следовательно,

Конституция Украины и Гражданский кодекс Украины законодательно закрепляют право частной собственности, право государственной собственности и право коммунальной собственности, а Закон Украины «О собственности» и Хозяйственный кодекс Украины — право коллективной собственности.

1. Право государственной собственности

1.1. Субъекты права государственной собственности

Согласно Закону Украины «О собственности» государственная собственность была разделена в зависимости от уровня обобществления на общегосударственную (республиканскую) собственность и собственность административно-территориальных единиц (коммунальную собственность).

Однако

на настоящее время коммунальная собственность на конституционном уровне признана самостоятельной формой собственности. Так, Основным Законом предусмотрены государственная собственность и собственность территориальных громад села, поселка, города, т. е. коммунальная собственность (статьи 41 и 142).

Исходя из положений Закона Украины «О собственности», субъектом права общегосударственной (республиканской) собственности является государство в лице Верховной Рады Украины (часть первая статьи 32).

Однако на настоящий момент это положение Закона не отвечает Конституции Украины, что подтверждается в том числе и Решением Конституционного Суда Украины от 1 июля 1998 года № 9-рп (дело № 01/1501-97 № 1-8/98 по приватизации государственного имущества). В Решении Конституционного Суда Украины указывается, что Верховная Рада Украины не может быть единым субъектом права государственной собственности, а выступает лишь одним из органов государственной власти в Украине, реализующим права собственника.

Указанное положение подтверждается статьей 170 Гражданского кодекса Украины, которой установлено, что государство приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной законом.

То есть

от имени и в интересах государства право собственности осуществляют соответствующие органы государственной власти,
а не только Верховная Рада Украины
.

1.2. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления

Хозяйственным кодексом Украины предусмотрено, что государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления в отношении субъектов хозяйствования, относящихся к этому сектору и осуществляющим свою деятельность

на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления (часть пятая статьи 22).

Право хозяйственного ведения и право оперативного управления составляют основу правового режима имущества так называемых «государственных юридических лиц».

Правом хозяйственного ведения

согласно части первой статьи 136 указанного Кодекса является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочия распоряжения по отдельным видам имущества с согласия собственника в случаях, предусмотренных этим Кодексом и другими законами.

Например, субъектом хозяйствования, за которым имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения, является государственное коммерческое предприятие (часть вторая статьи 74 Хозяйственного кодекса Украины).

Правом оперативного управления

согласно части первой статьи 137 указанного Кодекса признается вещное право субъекта хозяйствования, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом) для осуществления некоммерческой хозяйственной деятельности, в рамках, установленных этим Кодексом и другими законами, а также собственником имущества (уполномоченным им органом).

Так, на праве оперативного управления имущество закрепляется за казенным предприятием (часть третья статьи 76 Хозяйственного кодекса Украины).

Согласно части второй статьи 73 указанного Кодекса орган государственной власти, в сферу управления которого входит государственное коммерческое и казенное предприятия, является представителем собственника (т. е. государства) и выполняет его функции в рамках, определенных этим Кодексом и другими законодательными актами.

Таким образом, государственные коммерческие и казенные предприятия, наделенные правом полного хозяйственного ведения, правом оперативного управления, получают определенную совокупность прав и обязанностей по закрепленному за ним имуществу. При этом собственником имущества государственных унитарных предприятий остается государство, а поэтому Хозяйственный кодекс Украины предусматривает определенные ограничения по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным унитарным предприятиям.

А именно,

государственное коммерческое предприятие не имеет права бесплатно передавать принадлежащее ему имущество другим юридическим лицам или гражданам, кроме случаев, предусмотренных законом. Отчуждать, отдавать в залог имущественные объекты, относящиеся к основным фондам, сдавать в аренду целостные имущественные комплексы структурных единиц и подразделений государственное коммерческое предприятие имеет право только по предварительному согласию органа, в сферу управления которого оно входит, и, как правило, на конкурентных началах (часть пятая статьи 75 Кодекса).

Казенное предприятие не имеет права

отчуждать или другим способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, относящимся к основным фондам, без предварительного согласия органа, в сферу управления которого оно входит (часть четвертая статьи 77 Кодекса).

Следовательно,

собственником имущества, закрепленного за государственным коммерческим предприятием, является государство в лице органа власти, в сферу управления которого входит государственное коммерческое предприятие, и при регистрации прав собственности делается отметка о правовом режиме имущества, а именно принадлежности имущества предприятию на праве хозяйственного ведения.

Собственником имущества, закрепленного за казенным предприятием, является государство в лице органа власти, в сферу управления которого входит казенное предприятие, и при регистрации прав собственности делается отметка о правовом режиме имущества, а именно принадлежности имущества предприятию на праве оперативного управления

.

1.3.

Право собственности на имущество, переданное в уставный фонд государственного акционерного общества

На настоящий момент отсутствуют четкие положения, которые бы определяли правовой режим государственных акционерных обществ, сто процентов акций которых находятся в государственной собственности (государственных акционерных обществ).

Анализ действующего законодательства (Гражданского и Хозяйственного кодексов Украины, законов Украины «О хозяйственных обществах» и «О приватизации государственного имущества») дает основания считать, что акционерные общества, учредителем и единственным акционером которых является государство в лице органов исполнительной власти, имеют специальный (особый) правовой режим имущества по сравнению с другими хозяйственными обществами, создаваемыми в общем порядке. А именно: государственное имущество, переданное в уставный фонд государственных акционерных обществ,

остается в государственной собственности и отчуждение его возможно только органами приватизации посредством определенных законом приватизационных процедур.

Как уже указывалось, согласно статье 170 Гражданского кодекса Украины государство приобретает и осуществляет гражданские права и обязанности через органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной законом.

Учитывая изложенное, считаем, что

собственником имущества, переданного в уставный фонд государственного акционерного общества, является государство в лице Кабинета Министров Украины (или другого органа исполнительной власти, выступившего учредителем такого общества), имущество которого передано в уставный фонд государственного акционерного общества.

1.4. Право собственности на имущество, переданное в уставный фонд государственной холдинговой компании

15 марта 2006 года принят Закон Украины «О холдинговых компаниях в Украине», определяющий общие основы функционирования холдинговых компаний в Украине, а также особенности их образования, деятельности и ликвидации.

Холдинговая компания согласно статье 1 Закона — это открытое акционерное общество, которое владеет, пользуется и распоряжается холдинговыми корпоративными пакетами акций (долей, паев) двух или более корпоративных предприятий. При этом доля в форме имущества, средств и нематериальных активов, необходимых для обеспечения деятельности холдинговой компании, не должна превышать 20 процентов уставного фонда холдинговой компании (часть первая статьи 5).

В свою очередь,

холдинговый корпоративный пакет акций (долей, паев) — это пакет акций (долей, паев) корпоративного предприятия (хозяйственного общества, холдинговым корпоративным пакетом акций (долей, паев) которого владеет, пользуется и распоряжается холдинговая компания), который превышает 50 процентов или составляет величину, обеспечивающую право решающего влияния на хозяйственную деятельность корпоративного предприятия (статья 1).

Государственная холдинговая компания

— это холдинговая компания, созданная в форме открытого акционерного общества, не менее 100 процентов акций которого принадлежит государству (статья 1).

Согласно статье 6 Закона государственные холдинговые компании создаются органами, уполномоченными управлять государственным имуществом, и/или государственными органами приватизации.

Единственным акционером государственной холдинговой компании с момента ее образования до завершения процедуры приватизации или прекращения является государство.

Пакеты акций (долей, паев) или другое имущество, переданные в уставный фонд государственной холдинговой компании, находятся в государственной собственности и закрепляются за ней на праве хозяйственного ведения.

При этом государственные пакеты акций (долей, паев) и государственное имущество, переданные государством в уставный фонд государственной холдинговой компании, не могут быть отчуждены или находиться в залоге, использованы для формирования уставных фондов любых предприятий.

Учитывая изложенное,

в данном случае собственником имущества, переданного в уставный фонд государственной холдинговой компании, является государство в лице органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, и/или государственных органов приватизации, и при регистрации прав собственности делается отметка, что указанное имущество передано в уставный фонд государственной холдинговой компании на праве хозяйственного ведения.

1.5.

Хозяйственный кодекс Украины предусматривает существование еще одного юридического лица — объединения предприятий.

При этом в зависимости от порядка учреждения объединения предприятий могут создаваться как хозяйственные объединения или как государственные или коммунальные хозяйственные объединения. Хозяйственное объединение — это объединение предприятий, созданное по инициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйственную деятельность. Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение — это объединение предприятий, созданное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров Украины или, в определенных законом случаях, решением министерств (других органов, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение), или решением компетентных органов местного самоуправления (статья 119).

Имущество передается объединению его участниками в хозяйственное ведение или в оперативное управление на основании учредительного договора или решения о создании объединения (часть вторая статьи 123).

Учитывая изложенное, считаем, что

в данном случае собственником имущества, которым наделяется государственное хозяйственное объединение, является государство в лице Кабинета Министров Украины (в определенных законом случаях — министерство, другие органы, в сферу управления которых входят предприятия, образующие объединение), и при регистрации прав собственности делается отметка, что указанное имущество принадлежит объединению на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления.

2. Право коммунальной собственности

2.1 Субъекты права коммунальной собственности

Как указывалось выше, на настоящий момент коммунальная собственность на конституционном уровне признана самостоятельной формой собственности.

Так, статьей 143 Конституции Украины установлено, что территориальные громады села, поселка, города непосредственно или через созданные ими органы местного самоуправления управляют имуществом, находящимся в коммунальной собственности. Аналогичные положения закрепляются и в статье 327 Гражданского кодекса Украины.

Закон Украины «О местном самоуправлении» дает определение понятия права коммунальной собственности, а именно, — это право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, принадлежащим ей, как непосредственно, так и через органы местного самоуправления (статья 1).

В соответствии со статьей 6 этого Закона первичным субъектом местного самоуправления, основным носителем его функций и полномочий является территориальная громада села, поселка, города.

То есть субъектом права коммунальной собственности является соответствующая территориальная громада села, поселка, города.

Органами местного самоуправления, которые представляют соответствующие территориальные громады и осуществляют от их имени и в их интересах функции и полномочия местного самоуправления, определенные Конституцией Украины и законами, являются сельские, поселковые, городские советы (часть первая статьи 10 Закона).

Исключительная компетенция сельских, поселковых, городских советов закрепляется в статье 26 Закона Украины «О местном самоуправлении».

Так, органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад согласно закону осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать и т. п.

Следовательно,

субъектами права коммунальной собственности являются территориальные громады села, поселка, города, от имени и в интересах которых действуют сельские, поселковые, городские советы.

Учитывая изложенное,

собственником коммунального имущества является соответствующая территориальная громада села, поселка, города в лице органа местного самоуправления, уполномоченного управлять этим имуществом.

2.2.

Отдельно следует отметить, что в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» органами, уполномоченными управлять объектами коммунальной собственности, являются как органы местного самоуправления, созданные сельскими, поселковыми, городскими территориальными громадами, так и районные и областные советы.

Районные и областные советы — это органы местного самоуправления, которые представляют общие интересы территориальных громад сел, поселков и городов в рамках полномочий, определенных Конституцией Украины, этим и другими законами, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.

Согласно частям четвертой и пятой статьи 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» районные и областные советы от имени территориальных громад сел, поселков, городов осуществляют управление объектами их совместной собственности, удовлетворяющими общие потребности территориальных громад.

Учитывая изложенное,

собственником коммунального имущества, являющегося совместной собственностью сельских, поселковых, городских территориальных громад, управление которым осуществляется районными, областными советами, должно быть <зарегистрировано> с указанием всех собственников этого имущества — соответствующих территориальных громад сел, поселков, городов, расположенных в пределах района, области, в лице соответствующего районного или областного совета.

3. Право частной собственности

3.1. Право собственности физического лица — предпринимателя

Как указывалось выше, право частной собственности закрепляет Конституция Украины, Гражданский кодекс Украины и Закон Украины «О собственности».

Субъектом права частной собственности согласно статье 325 Гражданского кодекса Украины являются физические лица.

Статьей 26 указанного Кодекса установлено, что физическое лицо имеет все личные неимущественные права и способно иметь все имущественные права, предусмотренные Конституцией Украины, Гражданским кодексом Украины и другими законами.

Важным аспектом реализации прав физического лица является право на осуществление предпринимательской деятельности. Право на предпринимательскую деятельность физическое лицо осуществляет при условии его государственной регистрации в порядке, установленном Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей».

Гражданским кодексом Украины установлено, что к предпринимательской деятельности физических лиц применяются нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность юридических лиц, если иное не установлено законом или не вытекает из сути отношений (статья 51). По обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, физическое лицо — предприниматель отвечает всем своим имуществом, кроме имущества, на которое согласно закону не может быть обращено взыскание (статья 52).

Гражданский кодекс Украины предусматривает, что участниками гражданских отношений и субъектами права собственности являются физические лица (часть первая статьи 2 и часть первая статьи 318). Он не различает такого субъекта права собственности, как физическое лицо — предприниматель, приобретение такого статуса разрешает только осуществлять хозяйственную деятельность. Так, Хозяйственным кодексом Украины предусмотрено, что участниками отношений в сфере хозяйствования являются субъекты хозяйствования (статья 2), в свою очередь субъектами хозяйствования согласно статье 55 Кодекса являются граждане Украины, иностранцы и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные согласно закону как предприниматели.

Таким образом,

право собственности на недвижимое имущество должно регистрироваться за физическим лицом, а не за физическим лицом — предпринимателем.

3.2. Право собственности юридического лица

Субъектом права частной собственности согласно статье 325 Гражданского кодекса Украины являются юридические лица.

Обращаем внимание, что

если государство владеет менее 100 процентами акций уставного фонда, на такое акционерное общество должны распространяться общие положения о праве собственности негосударственных юридических лиц.

Рассмотрим на примере хозяйственного общества.

Одним из признаков юридического лица является имущественная обособленность. А именно, при создании юридического лица учредители наделяют его имуществом, закрепляя его, как правило, на правах собственности, и юридическое лицо как собственник имеет право через свои органы владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом. Гражданским кодексом Украины установлено, что хозяйственное общество является собственником имущества, переданного ему участниками общества в собственность как вклад в уставный (составной) капитал (часть первая статьи 115). В свою очередь, у участников такого хозяйственного общества появляются правомочия по управлению корпоративными правами.

Совокупность прав лиц, выступающих учредителями юридического лица, охватывается понятием корпоративных прав, которые согласно статье 168 Хозяйственного кодекса Украины предусматривают правомочия на участие таких лиц в управлении хозяйственной организацией, получении активов в случае ликвидации последней согласно закону, а также другие правомочия, предусмотренные законом и уставными документами. Однако совокупность корпоративных прав физических лиц, выступающих учредителями, не предусматривает права собственности на имущество, которым наделяется юридическое лицо, поскольку оно владеет, пользуется и распоряжается таким имуществом.

То есть можно сделать вывод, что

субъектом права частной собственности не являются учредители юридического лица (приобретающие только корпоративные права в отношении такого юридического лица), а является именно юридическое лицо.

4. Право коллективной собственности

Исходя из положений Закона Украины «О собственности», субъектами права коллективной собственности являются трудовые коллективы государственных предприятий, коллективы арендаторов, коллективные предприятия, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные общества, хозяйственные объединения, профессиональные союзы, политические партии и другие общественные объединения, религиозные и другие организации, являющиеся юридическими лицами.

То есть в понимании Закона Украины «О собственности» собственником является коллектив лиц, а коллективная форма собственности предусматривает принадлежность имущества коллективному собственнику.

Вспоминает коллективную форму собственности и Хозяйственный кодекс Украины, но он определяет только виды предприятий как субъектов хозяйствования в зависимости от формы собственности, на которой они базируются. А именно,

в зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия следующих видов:

— частное предприятие, действующее на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);

— предприятие, действующее на основе коллективной собственности (предприятие коллективной собственности);

— коммунальное предприятие, действующее на основе коммунальной собственности территориальной громады;

— государственное предприятие, действующее на основе государственной собственности;

— предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества различных форм собственности).

Кроме того, частью второй статьи 63 Кодекса предусмотрено, что в Украине могут действовать также другие виды предприятий, предусмотренные законом.

Предприятиями коллективной собственности согласно части второй статьи 93 Кодекса являются производственные кооперативы, предприятия потребительской кооперации, предприятия общественных и религиозных организаций, другие предприятия, предусмотренные законом. Право коллективной собственности предусмотрено также специальными законами, в частности, законами Украины «О кооперации», «О потребительской ко-
операции», «О коллективном сельскохозяйственном предприятии».

Приведенное дает основания сделать вывод о

закреплении на настоящий момент в действующем законодательстве как частной, так и коллективной форм собственности.

Например, если в уставе потребительского кооператива указана коллективная форма собственности, то при регистрации прав собственности делается отметка, что имущество кооператива принадлежит ему на праве коллективной собственности, а если в уставе потребительского кооператива указана частная форма собственности, то при регистрации прав собственности делается отметка, что имущество кооператива принадлежит ему на праве частной собственности

.

5.

Отдельно следует отметить о правомерности существования государственной корпоративной собственности и коммунальной корпоративной собственности.

Законодательные акты, регулирующие отношения, связанные с собственностью, а именно, Конституция Украины, Гражданский кодекс и Закон Украины «О собственности», не выделяют таких форм собственности. Не содержит каких-либо упоминаний о таких формах собственности и Хозяйственный кодекс Украины.

Таким образом, поскольку действующим законодательством не предусмотрено существование таких форм собственности, как государственная корпоративная собственность и коммунальная корпоративная собственность, регистрация таких форм собственности не будет отвечать требованиям действующего законодательства.

Заместитель министра Л. Ефименко



комментарий редакции

Кто является собственником недвижимости?

Все собственники объектов недвижимости знают о необходимости регистрации прав собственности, которую осуществляют бюро технической инвентаризации. На практике возникает много вопросов, связанных с этой непростой процедурой, значительная часть которых вызвана неоднозначностью законодательных положений. Министерство юстиции Украины решило ответить на те из них, которые вызваны существованием различных форм собственности в Украине. Рассмотрим ответы на наиболее противоречивые вопросы.

1. Минюст начинает с того, что констатирует

наличие в отечественном законодательстве двух вариантов решения вопроса о формах собственности в Украине. Первый: закрепление государственной, коммунальной и частной форм собственности. Второй: дополнение указанных трех форм коллективной формой собственности. Анализ письма позволяет сделать вывод, что Минюст выступает сторонником второго варианта. Можно предположить, что с этим мнением центрального органа исполнительной власти согласятся не все, аргументируя свою позицию тем, что Основной Закон закрепляет именно первый вариант, а все другие законодательные акты, как известно, должны соответствовать Конституции.

2. В письме делается обоснованное заключение о том, что от имени и в интересах государства

право государственной собственности осуществляет не только Верховная Рада Украины, но и другие органы государственной власти. Это, собственно, после появления Решения Конституционного Суда Украины от 01.07.98 г. № 9-рп и закрепления соответствующего положения в новом ГК ни у кого не вызвало возражений.

3. В пункте 1.2 письма Минюст вносит ясность в порядок регистрации

права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Дело в том, что Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их ограничений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV предусматривает, что государственной регистрации подлежит как право собственности на объект недвижимости, так и другие вещные права на объект недвижимости. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления согласно статьям 136 и 137 Хозяйственного кодекса Украины признаются именно вещными правами. Это давало основания считать, что право государственной собственности на объект недвижимости должны быть зарегистрировано за соответствующим субъектом, в управлении которого оно находится, а в случае закрепления этого имущества за субъектом хозяйствования, за последним это имущество регистрируется отдельно на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Однако Минюст исключил возможность неоднозначного понимания указанных законодательных положений, разъяснив, что при регистрации прав собственности на имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, делается отметка о правовом режиме такого имущества, а именно принадлежности имущества субъекту хозяйствования на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. При этом собственником такого имущества является государство в лице уполномоченных органов управления.

4. Больше всего вопросов вызывает

правовой режим имущества государственных акционерных обществ и государственных холдинговых компаний (пункты 1.3 и 1.4 письма), а также тех юридических лиц, в которых «государство владеет менее 100 процентами акций уставного фонда» (о них идет речь в п. 3.2 комментируемого письма). Появление некоторых из них Минюст мог предупредить, если бы вместо абстрактного «анализ действующего законодательства» указал конкретные статьи нормативно-правовых актов, на основании которых он пришел к заключениям, изложенным в п. 1.3 письма. Без такого указания остается только предположить, что его рассуждения базировались на статье 22 Хозяйственного кодекса Украины, часть 2 которой указывает, что субъекты хозяйствования, действующие на основе только государственной собственности, а также субъекты, государственная доля в уставном фонде которых превышает 50 процентов или составляет величину, обеспечивающую государству право решающего влияния на хозяйственную деятельность этих субъектов, являются субъектами хозяйствования государственного сектора экономики. Согласно части 5 этой же статьи государство реализует право государственной собственности в государственном секторе экономики через систему организационно-хозяйственных полномочий соответствующих органов управления в отношении субъектов хозяйствования, которые принадлежат к государственному сектору экономики и осуществляют свою деятельность на основе права хозяйственного ведения или права оперативного управления.

Однако, по нашему мнению, указанные законодательные положения дают основания только для отнесения к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики

акционерного общества, в котором сто процентов акций находится в государственной собственности, но не для заключения, что имущество за таким субъектом хозяйствования закреплено на праве хозяйственного ведения. Понятно, что при отсутствии четкого законодательного урегулирования деятельности государственных акционерных обществ утверждать что-либо наверняка трудно, но позиция по поводу закрепления за государственными акционерными обществами имущества на праве хозяйственного ведения не только не отвечает основным положениям гражданского и хозяйственного законодательства, но и опровергается целым рядом постановлений Кабинета Министров Украины, которыми утверждались уставы государственных акционерных компаний (см., в частности, постановления от 21.01.95 г. № 46, от 26.11.98 г. № 1870 и др.).

Что касается

государственных холдинговых компаний, то именно их определение позволяет отнести эту форму открытых акционерных обществ к субъектам хозяйствования государственного сектора экономики. Правовой режим их имущества прямо определен законодателем в пункте 13 статьи 6 Закона Украины «О холдинговых компаниях в Украине» от 05.03.2006 г. № 3528-IV, на который собственно и ссылается Минюст. Поэтому в этой части нужно согласиться с приведенными в пункте 1.4 выводами.

5. В конце возвратимся к вопросу существования

«четвертой» формы собственности наряду с частной, коммунальной и государственной. По нашему мнению, предложенный Минюстом вариант решения одного из наиболее проблемных вопросов — вопроса о существовании коллективной формы собственности наряду с частной, коммунальной и государственной — станет только временным спасением от неопределенности отечественного законодательства. Существуют довольно весомые аргументы против изложенного в письме взгляда на эту проблему. Кроме упоминавшегося аргумента об отсутствии коллективной формы собственности в Конституции Украины, говорят также о том, что частная, коммунальная и государственная формы собственности указывают на субъекта права собственности, коллективная же форма указывает не на самого субъекта, а на тот факт, что таких субъектов несколько. Учитывая это, коллективная форма собственности имеет право на существование, но не наряду с частной, коммунальной и государственной формами собственности, а как дополнительная характеристика, указывающая на число субъектов права собственности. Как бы там ни было, чьи аргументы не казались бы вам более убедительными, в ближайшее время следует ориентироваться на вариант, предложенный Минюстом в комментируемом письме.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше