Темы статей
Выбрать темы

Об уплате штрафов и пени за невыполнение норматива рабочих мест для инвалидов при убытках работодателей

Редакция НиБУ
Письмо от 27.03.2007 г. № 1/6-175

Об уплате штрафов и пени за невыполнение норматива рабочих мест для инвалидов при убытках работодателей

Письмо Фонда социальной защиты инвалидов Министерства труда и социальной политики Украины от 27.03.2007 г. № 1/6-175

(извлечение)

 

Фонд социальной защиты инвалидов по поручению Минтруда № 411/9/71-07 от 27.02.2007 г. рассмотрел <…> письмо <…> о предоставлении разъяснений и сообщает следующее.

Согласно ч. 1 ст. 19 Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» (изменения от 06.10.2005 г. № 2960-IV) для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере четырех процентов среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек, — в количестве одного рабочего места.

<...>

Частью третьей ст. 20 указанного Закона предусмотрено, что уплату административно-хозяйственной санкции и пени предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, использующие наемный труд, производят согласно закону

за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты всех налогов и сборов (обязательных платежей).

В случае неуплаты административно-хозяйственных санкций или пени либо невозможности их уплаты

по решению хозяйственного суда их взыскание в принудительном порядке может быть обращено на имущество предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, в порядке, предусмотренном законом.

Следовательно, п. 3 Порядка уплаты предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, суммы административно-хозяйственных санкций и пени

за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, утвержденного постановлением КМУ № 70 от 31.01.2007 г., которым предусмотрено, что если работодатель не получает прибыли, сумма административно-хозяйственных санкций уплачивается за счет других источников согласно законодательству, не противоречит требованиям ст. 20 указанного Закона.

Директор Э. Скибинский



комментарий редакции

Админхозсанкция за невыполнение норматива трудоустройства инвалидов: убыток от уплаты не спасает

Как бы то ни было, но очевидно, что сегодня (т. е. после 15 апреля) те нарушители норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов по итогам 2006 года, которые признали необходимость уплаты соответствующей административно-хозяйственной санкции, во избежание пени все уже уплатили.

Так же очевидно, что если оставить в стороне те маргинальные случаи, когда нарушитель ничего не знал (и не знает) ни о существовании норматива как такового, ни о необходимости уплаты административно-хозяйственных санкций за его невыполнение, то остаются те отчаянные нарушители, которые рассчитывают иск Фонда «отбить» в суде — куда, по всей видимости, и обратится Фонд социальной защиты инвалидов, не получивший от нарушителя деньги.

Напомним, что в прежние времена (до известного ужесточения норм Закона Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине») такие надежды нарушителей не раз оправдывались, и мы об этом писали (см., например, рубрику «Налоговый спор предприятия в суде» // «Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 49). Тогда суды не раз принимали сторону предприятия (это сейчас санкция грозит не только предприятиям, но

и физическим лицам — работодателям), опираясь на два основных аргумента: 1) предприятие не обязано самостоятельно искать инвалида для его трудоустройства, а может ограничиться уведомлением соответствующих органов о наличии вакансии; 2) штраф (а тогда платили именно штраф) подлежит уплате из прибыли, и если прибыли нет (предприятие убыточно), то, дескать, источник для уплаты санкции отсутствует и все взятки гладки.

Ситуация изменилась с 01.01.2006 г., когда в упомянутом Законе появились отсутствовавшие прежде нормы относительно права обращения Фонда в суд, а также обязанности работодателей самостоятельно обеспечивать наличие у себя нужного количества трудоустроенных инвалидов. Если к тому же учесть, что

прерогатива утверждения Порядка уплаты... административно-хозяйственных санкций и пени за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (см. соответствующий Порядок, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 13, с. 8) согласно части восьмой статьи 20 того же Закона) делегирована Кабмину, а Кабмин в своем Порядке уплаты... написал «... за счет других источников...», использовать сегодня в судебном заседании второй из упомянутых ранее двух популярных ранее аргументов стало крайне проблематично. Не говоря уже о первом. Во всяком случае, с известных пор благоприятные судебные решения нам не встречаются.

Видимо, приходится признать то, что бухгалтеру было понятно с самого начала: если законодатель пишет «... за счет прибыли, остающейся...», то читать это нужно как «...не включается в состав валовых расходов плательщика налога на прибыль...». Оно и понятно: это же не платеж налогового характера, а по сути штраф, который, как известно, на валовые расходы не относится.

Александр Голенко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше