Темы статей
Выбрать темы

Обычные цены. Перепрофилирование деятельности: продаем товар со скидкой

Редакция НиБУ
Ответы на вопросы

Обычные цены

Перепрофилирование деятельности: продаем товар со скидкой

 

В связи с перепрофилированием торговой деятельности магазин осуществил продажу товара со скидкой, при этом некоторые товары были проданы по цене ниже цены приобретения. Каким образом следует оформить такую продажу? Какие документы для этого необходимы?

(г. Луганск)

 

Продажа товара со скидкой для предприятий не редкость. Решение об этом может быть принято по многим причинам, одной из которых является перепрофилирование торговой деятельности. Такую продажу можно рассматривать как акцию.

Поскольку право устанавливать цену реализации товаров принадлежит субъекту хозяйствования, он может принять решение о продаже товаров со скидкой, возможно даже, что продажа будет осуществляться по

цене ниже себестоимости. Конечно же, это не относится к товарам, по которым осуществляется государственное регулирование цен.

Продажа товара ниже цены приобретения

не может быть признана нехозяйственной деятельностью. Обратимся кп. 1.32 Закона о налоге на прибыль. Там сказано, что хозяйственная деятельность — это любая деятельность лица, направленная на получение дохода... если непосредственное участие такого лица в организации деятельности является регулярным, постоянным и существенным. Поскольку продажа товара ниже цены приобретения направлена на получение дохода, она не может быть признана нехозяйственной.

Однако налоговики настаивают на том, что

разовые операции, являющиеся нехарактерными для основного вида деятельности, которые происходили в течение непродолжительного срока и оказались убыточными, не являются хозяйственной деятельностью. Вместе с тем такой подход не является универсальным и требует дополнительного документирования всех обстоятельств заключенных соглашений по осуществлению финансово-хозяйственной деятельности (см. приложение к письму ГНАУ от 02.04.2007 г. № 644/7/23-5017
«Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 36 — 37).

По нашему мнению, данный подход здесь неприменим, ведь торговля является основным видом деятельности предприятия.

По этому вопросу уже были судебные прецеденты, и суд выносил решение в пользу налогоплательщика. Так, в

постановлении ВХСУ от 13.04.2005 г. по делу № 11/135//«Налоги и бухгалтерский учет», 2005, № 84 сказано, что дешевая продажа не может считаться нехозяйственной деятельностью.

Решение о применении скидок должно быть оформлено распорядительным документом (приказом), в котором будут отражены наименование видов товаров, на которые распространяются скидки; причина предоставления скидки, ее размер.

Необходимо обратить внимание, что ключевым моментом в налогообложении данной операции является вопрос

обычных цен.

Так, согласно

п.п. 7.4.1, 7.4.3 Закона о налоге на прибыль доход, полученный налогоплательщиком от продажи товаров (работ, услуг) связанным лицам, лицам, которые не являются плательщиками налога на прибыль, или лицам, которые уплачивают налог по меньшим, чем плательщик, ставкам, определяется исходя из договорных цен, но не ниже обычных цен на такие товары.

С позиций

Закона об НДС база налогообложения операций по поставке товаров определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, определенной по свободным ценам, но не ниже обычных. В случае если обычная цена на товары (услуги) превышает договорную цену на такие товары (услуги) больше чем на 20 %, база налогообложения определяется по обычным ценам.

Поэтому для того, чтобы валовой доход и база обложения НДС не были завышены, необходимо доказать, что цены на распродаже товара в связи с перепрофилированием деятельности являются обычными.

Порядок определения обычной цены приведен в

п.п. 1.20.1 — 1.20.2 Закона о налоге на прибыль. так, обычной является цена, определенная сторонами договора. При определении обычной цены учитываются обычные при заключении соглашений между несвязанными лицами надбавки или скидки в цене. Таким образом, главное в этом случае, чтобы скидки были обычными, т. е. предоставлялись неизбирательно.

Кроме того, в

п.п. 1.20.3 Закона о налоге на прибыль говорится, что цена на товар, которая заявлена в публичном объявлении* на его продажу, и будет обычной. Поэтому в торговом зале магазина необходимо разместить объявление о продаже товара по сниженной цене.

* Под публичным объявлением понимается объявление, предназначенное неопределенному кругу лиц (проведена аналогия с определением публичного договора в ст. 633 ГКУ).

И еще один момент. Перед тем как осуществлять продажу товара по цене ниже себестоимости, предприятие может провести

уценку товара в бухгалтерском учете. В этом случае обосновать обычность цен будет значительно легче.

Поскольку

обычность цен доказана, то в валовые доходы, полученные от связанных лиц, неплательщиков или нестандартных плательщиков налога на прибыль, и в налоговые обязательства по НДС включатся суммы исходя из продажной стоимости товара.

Что касается требования

п.п. 12.2 и п. 19 Порядка заполнения налоговой накладной, утвержденного приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 165 относительно выписки налоговой накладной на сумму превышения обычной цены над фактической, то здесь оно неприменимо.

Марина Ковенко, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше