Темы статей
Выбрать темы

Мобильный PR и его налоговые последствия (дарение и дешевое приобретение мобильников)

Редакция НиБУ
Статья

Мобильный PR и его налоговые последствия

(дарение и дешевое приобретение мобильников)

 

В погоне за очередными клиентами, в борьбе с очередными конкурентами совершенству и разнообразию рекламных кампаний и всевозможных акций операторов мобильной связи нет предела. В данной статье мы рассмотрим вопросы, которые часто задают наши читатели относительно налогового учета операций, связанных с подарками и подарочками, сопровождающие подключение к тому или иному оператору сотовой связи.

 

Антон ИВАНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 28.12.94 г. № 334/94-ВР.

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

П(С)БУ 15

— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 15 «Доход», утвержденное приказом Минфина от 29.11.99 г. № 290.

П(С)БУ 19 —

Положение (стандарт) бухгалтерского учета 19 «Объединение предприятий», утвержденное приказом Минфина от 07.07.99 г. № 163.

 

Рассмотрим наиболее стандартные ситуации. При заключении контракта с оператором мобильной связи предприятием (обычный плательщик налога на прибыль) в подарок был получен мобильный телефон. Как отразить его в учете, если накладных с его стоимостью нет? Как быть с НДС в данной ситуации? Участвует ли подаренный телефон в перерасчете по /font> п. 5.9 Закона о налоге на прибыль?? Что будет, если телефон приобретается по акции за 1 грн. с НДС?

 

Подарочки, или Приобретение мобильника за 1 грн.

Начнем с наиболее простого: приобретение телефона со скидкой, по цене за 1 грн. Обычно такая возможность возникает в случае заключения соглашения (или подписания дополнительного соглашения) с оператором мобильной связи на предоставление им услуг в течение срока, превышающего 1 год, и с внесением авансового платежа в определенной сумме.

Данная операция, которая ничем не отличается от простого договора купли-продажи, не должна вызвать у участников такой акции никаких сомнений в отражении. Со своей стороны, мы всего лишь напомним основные моменты такой операции.

Так, стоимость приобретенного телефона

подлежит включению в состав валовых расходов, а сумма уплаченного НДС — в налоговый кредит (при наличии налоговой накладной или чека), если предполагаемое использование мобильного телефона связано с его хозяйственной деятельностью. В бухгалтерском учете телефон будет учитываться как малоценный необоротный материальный актив (МНМА) на субсчете 112.

В налогоприбыльном учете такой телефон попадет

в состав «налоговой малоценки», так как планируемый срок использования телефона в хозяйственной деятельности превышает 365 дней, а его стоимость менее 1000 грн. (п.п. 8.2.1 Закона о налоге на прибыль). Следовательно, его стоимость будет подлежать перерасчету по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль с отражением в строке А7 таблицы 1 приложения К1/1 к Декларации по налогу на прибыль. Период, в течение которого необходимо осуществлять перерасчет по п. 5.9, зависит от метода амортизации, который применяется в бухгалтерском учете для МНМА. Именно такого подхода придерживаются налоговики, о чем свидетельствуют их последние консультации («Налоги и бухгалтерский учет», 2006, № 81, «Вестник налоговой службы Украины», 2007, № 1 — 2, письмо ГНАУ от 29.01.2007 г. № 1564/7/15-0217, «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 11).

Что касается отражения предоплаты за будущие «мобильные услуги», то в случае осуществления таких расчетов с обычным плательщиком налога на прибыль никаких особенностей возникнуть не должно. Валовые расходы отражаются по первому событию на всю сумму предоплаты. Также предприятие имеет право на отнесение в состав налогового кредита суммы уплаченного, в составе предоплаты, НДС. Разумеется, в случае получения от оператора мобильной связи налоговых накладных. Рассмотрим пример.

Пример 1

. Предприятие подписало контракт с оператором мобильной связи на пользование его услугами. По условиям контракта предприятие перечисляет аванс в размере 637,5 грн. (в том числе НДС — 100 грн., пенсионный сбор — 37,5 грн.) и приобретает мобильный телефон со скидкой за 1,20 грн. (в том числе НДС). В бухгалтерском и налоговом учете данные операции будут отражены следующим образом:

 

Таблица 1

Аванс за «мобильные услуги» и приобретение телефона по акции в налоговом и бухгалтерском учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Осуществлена предоплата за услуги сотовой связи

371

311

637,5

537,5

2

Отражен налоговый кредит по предоплаченным услугам

641

644

100

3

Одновременно списана сумма перечисленной арендной платы на расходы будущих периодов

39

371

537,5

4

Списан налоговый кредит за услуги мобильной связи

644

371

100

5

Получен счет за услуги мобильной связи

92

39

100

6

Осуществлена предоплата за мобильный телефон

371

311

1,2

1

7

Отражен налоговый кредит по приобретенному телефону

641

644

0,2

8

Оприходован мобильный телефон

153

631

1

— *

* Прирост по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль до ввода в эксплуатацию, при условии применения 100 % начисления амортизации.

9

Списан налоговый кредит за мобильный телефон

644

631

0,2

10

Отражен зачет задолженностей

631

371

1,2

11

Телефон введен в эксплуатацию

112

153

1

12

Начислена амортизация

92

132

1

—*

* Согласно учетной политике предприятия амортизация по МНМА начисляется в размере 100 % при вводе в эксплуатацию, поэтому стоимость телефона на эту дату исключается из перерасчета по п. 5.9 Закона о налоге на прибыль.

 

Подарки, или Бесплатное получение мобильника

Если же мобильный телефон получен в подарок, то здесь уже могут возникнуть вопросы. Как известно,

бесплатно полученные товары в состав валового дохода одариваемого попадают на основании п.п. 4.1.6 Закона о налоге на прибыль. Указанным Законом также определено понятие бесплатно предоставленных товаров п. 1.23 и предусмотрено, что такое предоставление товаров является продажей п. 1.31.

Механизм определения размера дохода одариваемого, в случае отсутствия каких-либо документов на бесплатно полученный товар,

Законом о налоге на прибыль не установлен. Ввиду того что налоговым законодательством данный вопрос не урегулирован, с учетом п. 1.43 Закона о налоге на прибыль воспользуемся нормами бухгалтерского учета.

В соответствии с определением, данным в

п. 4 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 3 «Отчет о финансовых результатах», утвержденном приказом Минфина от 31.03.99 г. № 81, доход — это увеличение экономических выгод в виде поступления активов или уменьшения обязательств, которые приводят к росту собственного капитала (кроме роста капитала за счет взносов собственников) за отчетный период.

В бухгалтерском учете доход признается во время увеличения актива по его справедливой стоимости (

пп. 5, 22 П(С)БУ 15). Соответственно и доход предприятия увеличится на справедливую стоимость мобильного телефона. Такую же стоимость следует применять и при определении налоговых доходов. Подобный подход в отношении тождественности понятий «доход» (в бухгалтерском его понимании) и «валовой доход» (в налоговом) был применен и налоговиками в письмах от 26.05.2006 г. № 19852/7/15-0317, от 24.10.2006 г. № 10022/7/15-0316.

Справедливой стоимостью

считается сумма, по которой может быть осуществлен обмен актива или оплата обязательства в результате операции между осведомленными, заинтересованными и независимыми сторонами (п. 4 П(С)БУ 19).

Поскольку на полученный в подарок телефон документов нет, то для подтверждения уровня справедливых цен предприятию необходимо получить прайс-лист любого магазина (или нескольких), реализующего мобильные телефоны, где будет указана аналогичная модель телефона. Особо осторожным плательщикам мы бы рекомендовали получить прайс-лист именно от той компании, с которой они заключили контракт на предоставление услуг мобильной связи, и увеличить

валовой доход на продажную цену с НДС.

Что касается необходимости перерасчета по

п. 5.9 Закона о налоге на прибыль, то подаренный телефон в таком перерасчете не участвует, поскольку отсутствуют валовые расходы, ведь предприятие вообще ничего не потратило на его приобретение.

В отношении НДС

отметим, что у одариваемого налогового кредита не будет, даже несмотря на то, что даритель отражает налоговые обязательства исходя из обычных цен (п. 4.2. Закона об НДС). Ведь получатель подарков данный телефон не приобретает и расходов на уплату НДС не несет, а значит, условие п.п. 7.4.1 Закона об НДС в отношении налогового кредита не выполняется.

Пример 2.

Предприятию при подключении на контракт с подписанием дополнительного соглашения о пользовании услугами данного оператора был подарен телефон. Стоимость такого телефона в том же магазине составила 860 грн. с НДС.

 

Таблица 2

Отражение подаренного телефона в налоговом и бухгалтерском учете

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма

Налоговый учет

Дт

Кт

ВД

ВР

1

2

3

4

5

6

7

1

Оприходован мобильный телефон по справедливой стоимости

153

424

860

860

2

Телефон передан в пользование

112

153

860

3

Начислена амортизация 100 %

93

132

860*

* Согласно учетной политике предприятия амортизация по МНМА начисляется в размере 100 % при вводе в эксплуатацию.

4

Отражен доход в сумме начисленной амортизации

424

745

860

5

Сумма дохода списана на финансовый результат

745

791

860

 

Как видим, налоговые последствия дарения и дешевого приобретения различны. Ввиду незначительности сумм при «приобретении» подарков и значительности стоимости налоговоучетных последствий их дарения, предпочтение отдается первому варианту привлечения клиентов. Наш материал лишь напомнил о налоговой специфике маркетинговой политике в Украине.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше