Темы статей
Выбрать темы

Сверхурочные работы в командировке водителей автотранспортных средств

Статья

Сверхурочные работы в командировке водителей автотранспортных средств

 

Водитель грузового автомобиля направлен в командировку. Выполнение междугородного рейса по перевозке груза заняло больше нормальной продолжительности рабочего времени, определенного правилами внутреннего трудового распорядка или графиком выхода на работу (графиком сменности). Возникают вопросы: как определить количество сверхурочных работ во время командировки и какое существует основание для их компенсации в соответствии с действующим законодательством? Об этом и пойдет речь в данной статье.

Станислав СОЛОМОНОВ, консультант по организации труда и заработной платы

 

Согласно

ст. 62 Кодекса законов о труде Украины от 10.12.71 г. (далее — КЗоТ) сверхурочными считаются работы сверх установленной продолжительности рабочего дня, выполненные по распоряжению работодателя в исключительных случаях.

Оплата за сверхурочные работы производится в соответствии со

ст. 106 КЗоТ, а именно:

— при

повременной системе оплаты труда сверхурочная работа оплачивается в двойном размере часовой ставки;

— при

сдельной оплате труда за все отработанные сверхурочные часы выплачивается доплата в размере 100 % тарифной ставки повременщика соответствующей квалификации;

— при суммированном учете рабочего времени сверхурочные часы работы оплачиваются по правилам оплаты для повременщиков и сдельщиков.

Подробно о порядке оформления и оплаты сверхурочных работ см. статью «Организация сверхурочных работ на предприятии», «Налоги и бухгалтерский учет», 2007, № 25. Однако оплата сверхурочной работы водителей в командировке имеет свои особенности, которые мы и рассмотрим.

 

Учет рабочего времени

Порядок определения затрат времени работника на поездку в командировку в пределах одного дня (суток) законодательство не регламентирует.

Сверхурочная работа, выполняемая командированными работниками в месте командировки, как правило, не оплачивается. Это вытекает из самого характера командировки как направления работника для выполнения определенного поручения вне места его постоянной работы, где учет и контроль со стороны администрации очень затруднены.

Наиболее полно

количество и порядок компенсации сверхурочных работ в командировке водителей автотранспортных средств определяются, когда на предприятии в комплексе применяются введенные соответствующими приказами:

нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом;

нормированные задания на перевозку грузов на базе соответствующих норм времени, когда нормативное время определяется как рабочее;

суммированный учет рабочего времени.

Неприменение суммированного учета рабочего времени (т. е.

поденный учет рабочего времени) при компенсации сверхурочных работ предполагает выполнение определенной законодательной процедуры:

— издание приказа о привлечении к сверхурочным работам с разрешения выборного органа первичной профсоюзной организации (разрешение оформляется протоколом по соответствующей заявке руководителя предприятия);

— издание приказа о выплате доплат за сверхурочное время (в соответствии со

ст. 106 КЗоТ компенсация сверхурочной работы путем предоставления отгула не допускается).

Такой вариант организационных решений не может правомерно обеспечить двойную оплату труда в сверхурочное время, так как в обычной производственной деятельности для водителей автотранспортных средств в командировке маловероятна исключительность случая применения сверхурочных работ. Напомним, что согласно

ст. 62 КЗоТ привлечение к сверхурочным работам допускается только в исключительных случаях, например, при проведении работ, необходимых для обороны страны, для предотвращения общественного или стихийного бедствия, производственной аварии и т. д.

И только

суммированный учет рабочего времени дает возможность компенсировать переработку в день командировки недоработкой в другой день или предоставлением дополнительного дня отдыха за ряд переработок, а также оплатой в двойном размере, если работа в сверхурочное время не была компенсирована соответствующей недоработкой времени в течение учетного периода.

Применение суммированного учета рабочего времени регулируется

ст. 61 КЗоТ и Методическими рекомендациями о применении суммированного учета рабочего времени, утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 19 апреля 2006 г. № 138 (далее — Методические рекомендации № 138).

 

Документальное оформление

В состав пакета документов

для оформления оплаты сверхурочной работы водителей автотранспортных средств в командировке в двойном размере (при суммированном учете рабочего времени с выдачей нормированного задания) включаются такие информационно-распорядительные документы:

— заявка собственника (или уполномоченного им органа) предприятия о согласовании с выборным органом первичной профсоюзной организации продолжительности рабочего времени для водителей автотранспортных средств при междугородной перевозке грузов;

— выписка из протокола заседания выборного органа первичной профсоюзной организации о согласовании заявленного предложения;

— приказ о командировании работника для междугородной перевозки груза с выдачей нормированного задания;

— приказ об оплате работы в сверхурочное время в связи с непроведением в учетном периоде компенсации за эту работу сокращением продолжительности рабочего времени в другие дни.

Примерные схемы этих документов

приводятся в приложениях 1 — 4. Рассмотрим нормативные обоснования их разработки и построения.

 

Разработка документов по сверхурочным работам

Продолжительность рабочего времени в командировке

при междугородной перевозке грузов по суммированному учету рабочего времени согласовывается с профсоюзным органом (приложения 1 — 2). В соответствии с п.п. 2.5 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Украины от 17.01.2002 г. № 18, продолжительность рабочего времени в этом случае не может превышать 10 часов.

Выдача нормированного задания

оформляется приказом, схема которого приводится в приложении 3.

Согласно

п. 1 Рекомендаций по нормированию труда в отраслях народного хозяйства, утвержденных постановлением коллегии Минтруда от 19.04.95 г. № 2, нормированные производственные задания — это установленный объем работ, который работник или группа работников должны выполнить за рабочую смену, рабочий месяц или другую единицу рабочего времени при почасовой оплате труда. Выдача нормированных заданий регулируется ст. 92 КЗоТ.

Нормированные задания должны устанавливаться на основе межотраслевых и отраслевых нормативных материалов. При отсутствии указанных нормативных материалов они могут устанавливаться с помощью местных нормативов на основе фотохронометражных наблюдений и данных оперативного учета.

Нормативное время на выполнение задания в командировке не может быть рассчитано без введения на предприятии

норм времени на перевозку грузов автомобильным транспортом. В нормах времени определяются подготовительно-заключительное время, время на проведение медицинских осмотров, нормы времени простоя автомобиля при погрузке и разгрузке и нормы времени пробега автомобиля. База для установления этих норм на предприятии — межотраслевые Единые нормы времени на перевозку грузов автомобильным транспортом и сдельные расценки для оплаты труда водителей, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 13 марта 1987 г. № 153/6-142.

Примерная форма расчета количества и суммы оплаты сверхурочных работ

предлагается в приложении 4. В приведенном примере будем исходить из того, что согласно коллективному договору, принятому на предприятии, норма часов определяется по календарю пятидневной рабочей недели.

Обращаем внимание, что согласно

п. 12 Методических рекомендаций № 138 при подсчете нормального количества рабочих часов учетного периода исключаются дни освобождения работника от своих трудовых обязанностей (отпуск, временная нетрудоспособность, выполнение государственных или общественных обязанностей). При этом к разрешенным законодательством неявкам в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей относятся неявки, связанные с осуществлением депутатских полномочий, выполнением обязанностей судебных заседателей и свидетелей, участием устранения последствий стихийных бедствий и аварий и т. п.

Общее количество сверхурочных работ за учетный период определяется как разница между фактически отработанным временем и нормой часов за этот период. При этом по каждому работнику приводятся необходимые данные для расчета суммы доплат за сверхурочную работу.

Приведем примерные схемы информационно-распорядительных документов, которые разработаны с соблюдением норм действующего законодательства и современного делопроизводства.

 

 

Приложение 1

Председателю профсоюзного комитета
ОАО «Запорожский элеватор»
Савченко Н. И.
председателя правления акционерного
общества Козаку Д. И.

Заявка

о согласовании продолжительности рабочего времени
водителя автотранспортных средств

Прошу согласовать в соответствии с частью пятой подпункта 2.5 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденного приказом Министерства транспорта Украины от 17.01.2002 г. № 18, 10-часовую продолжительность рабочего времени водителя автотранспортных средств Коржа В. Г. при суммированном учете рабочего времени 10 апреля 2007 г. в командировке в г. Бердянск Запорожской области.

03.04.2007

Председатель правления                                                      (подпись)                                        Д. И. Козак

 


 

Приложение 2

ЗАПОРОЖСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОМИТЕТ ПРОФСОЮЗА РАБОТНИКОВ
АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА УКРАИНЫ

ПЕРВИЧНАЯ ПРОФСОЮЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОАО «ЗАПОРОЖСКИЙ ЭЛЕВАТОР»

ВЫПИСКА ИЗ ПРОТОКОЛА

05.04.2007 № 1

г. Запорожье

Заседания профсоюзного комитета

Председатель — Савченко Н. И.

Секретарь — Довгань Г. П.

Присутствующие: Федорчук В. П., Белая З. Г., Рыбчинская К. П.

Повестка дня:

1. Согласование продолжительности рабочего времени водителя автотранспортных средств при междугородной перевозке грузов на суммированном учете рабочего времени.

I. СЛУШАЛИ:

Главный экономист Голуб Т. П. выступила с информацией о заявке председателя правления акционерного общества о согласовании продолжительности рабочего времени водителя автотранспортных средств.

ПОСТАНОВИЛИ:

С учетом соблюдения необходимых нормативных положений в проекте соответствующего приказа по предприятию установить 10-часовую продолжительность рабочего времени водителя автотранспортных средств Коржа В. Г. при суммированном учете рабочего времени 10 апреля 2007 г. в командировке в г. Бердянск Запорожской области.

Председатель       Н. И. Савченко

Секретарь             Г. П. Довгань

Согласно оригиналу

Секретарь   (подпись)                    Г. П. Довгань

05.04.2007

 


 

Приложение 3

ОАО «Запорожский элеватор»

ПРИКАЗ

(схема)

06.04.2007 г.                                                                                Запорожье №                                                                                        12-ОД

О командировании Коржа В. Г. и выдаче нормированного задания на время командировки

В связи с производственной необходимостью

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Командировать КОРЖА Владимира Григорьевича, водителя автотранспортных средств, в г. Бердянск Запорожской области для перевозки пшеницы в ОАО «Бердянский комбинат хлебопродуктов» сроком на 1 день 10 апреля 2007 г.

2. Выдать Коржу В. Г. на день командировки нормированное задание на движение и стоянку автомобиля для выполнения междугородной перевозки груза, исходя из действующих на предприятии норм времени на эти работы; нормированное задание с расчетом нормативного времени прилагается к приказу.

2.1. Установить Коржу В. Г. на день командировки по согласованию с профкомом предприятия (протокол заседания профкома № 1 от 05.04.2007 г.) с учетом нормативного времени 10-часовую продолжительность рабочего времени.

2.2. Не компенсированную в течение учетного периода, апреля 2007 г., переработку рабочего времени в день командировки оплатить как сверхурочные часы работы с оформлением оплаты приказом по предприятию до 7 мая 2007 г.

3. Контроль за выполнением приказа возложить на главного механика Гуртового П. П.

Основание: Докладная записка начальника отдела сбыта (маркетинга) Токарева В. И. № 07-5/4 от 02.04.2007 г.

Председатель правления                                                   (подпись)                                       Д. И. Козак

Визы

С приказом ознакомлен:

К делу № ________

(

должность, подпись, инициалы и фамилия исполнителя)

(

дата)

 


 

Приложение к приказу по

ОАО «Запорожский элеватор»

№ 12-ОД от 06.04.2007 г.

Нормированное задание на движение и стоянку
автомобиля для выполнения междугородной перевозки груза,
исходя из установленных на предприятии норм времени на эти работы

I. Задание на перевозку груза

1

Фамилия, инициалы водителя

Корж В. Г.

7

Расстояние

199 км

2

Дата

10.04.2007

8

Группа дорог

II

3

Марка автомобиля

МАЗ-511

9

Наименование груза

Пшеница

4

Грузоподъемность

7 тонн

10

Класс груза

I

5

Группа автомобиля

II (самосвал)

11

Вес груза

6 тонн

6

Адрес подачи

г. Бердянск Запорожской обл.

 

 

 

II. Затраты времени на выполнение задания

№ п/п

Вид затрат нормативного времени, наименование работы

Единица измерения затрат времени

Норма времени на единицу измерения в минутах

Объем работ

Нормативные затраты времени в минутах
(гр. 4 х гр. 5)

1

2

3

4

5

6

1

Подготовительно-заключительное время

рейс

18

1

18

2

Проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя

один осмотр

4

2

8

3

Простой при погрузке и разгрузке

1 тонна груза при погрузке бункером

1,21

6

7

4

Взвешивание порожнего и груженого автомобиля
(4 взвешивания)

каждое взвешивание

4

4

16

5

Пробег

1 тонно-километр

0,46

1194

(6 х 199)

549

6

Итого затрат нормативного времени

598

 

Главный механик                                                                (подпись)                                                                     П. П. Гуртовой

Главный экономист                                                             (подпись)                                                                     Т. П. Голуб

 


 

Приложение 4

ОАО «Запорожский элеватор»

ПРИКАЗ

(схема)

04.05.2007

г. Запорожье

№ 16-ОД

Об оплате работы в сверхурочное время за апрель 2007 г.

водителей автотранспортных средств

В связи с тем, что в учетном периоде не проводилась компенсация за сверхурочную работу сокращением рабочего времени в другие дни, на основании данных табельного учета использования рабочего времени за апрель 2007 г. в соответствии с действующим законодательством

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить расчет количества и суммы оплаты сверхурочных работ по бригаде водителей автотранспортных средств при суммированном учете рабочего времени за учетный период апрель 2007 г. Расчет прилагается к приказу.

2. Бухгалтерии предприятия произвести в мае 2007 г. начисление и выплату доплат за работу в сверхурочное время в апреле 2007 г. одновременно с начислением и выплатой зарплаты за этот период.

3. При увеличении суммы заработной платы в апреле 2007 г. за счет доплат за работу в сверхурочное время не считать апрель 2007 г. базовым месяцем для индексации заработной платы.

Основание: Докладная записка главного экономиста Голуб Т. П. № 04-6/2 от 03.05.2007 г.

Председатель правления                                           (подпись)                                                  Д. И. Козак

Визы

С приказом ознакомлены:

К делу № ________

(

должность, подпись, инициалы и фамилия исполнителя)

(

дата)

 


 

Приложение к приказу по ОАО «Запорожский элеватор»

№ 16-ОД от 04.05.2007 г.

Расчет количества и суммы оплаты сверхурочных работ по бригаде водителей
автотранспортных средств при суммированном учете рабочего времени
за учетный период апрель 2007 г.

№ п/п

Фамилия, инициалы водителя, время работы в учетном периоде

Календарная норма часов

Часы неявок по календарю
пятидневной рабочей недели

Норма часов без неявок (гр. 3 -
- гр. 7)

Фактически отработано часов

Отклонение
(гр. 9 - гр. 8)

Часовая тарифная ставка, грн.

Сумма доплат за сверхурочную работу (гр. 10 х
х гр. 11), грн.

Отпуска

По
болезни

Неявки, разрешенные законом

Всего неявок

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Корж В. Г. с 01.04
по 30.04

159

24

24

135

139

+ 4 (сверхурочные)

3,91

15,64

2

Рысь С. И. с 16.04
по 30.04

87

8

8

79

79

3,74

 

и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Главный экономист                                                           (подпись)                                                                      Т. П. Голуб

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше