Темы статей
Выбрать темы

Об отказе принимать налоговую отчетность у лиц иных, нежели руководитель и главный бухгалтер

Редакция НиБУ
Письмо от 05.09.2007 г. № 17525/7/28-0917/32

Об отказе принимать налоговую отчетность у лиц иных, нежели руководитель и главный бухгалтер

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 05.09.2007 г. № 17525/7/28-0917/32

(извлечение)

 

Государственная налоговая администрация Украины сообщает, что заявления от налогоплательщиков об отказе налоговых органов <...>

принимать налоговую отчетность у лиц иных, нежели руководитель и главный бухгалтер налогоплательщика продолжают поступать.

<...>

Порядок предоставления налоговой отчетности налогоплательщиками в органы ГНС определен статьей 4 Закона Украины от 21.12.2000 г. № 2181-III
«О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» (далее — Закон № 2181).

В соответствии с пунктами 1.11 и 1.1 статьи 1 Закона № 2181 в этом Законе термины употребляются в следующем значении:

— налоговая декларация, расчет (далее — налоговая декларация) — документ, который представляется налогоплательщиком в контролирующие органы в сроки, установленные законодательством, на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа);

— налогоплательщики — юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, а также физические лица, которые имеют статус субъектов предпринимательской деятельности или не имеют такого статуса, на которых согласно законам возложена обязанность удерживать и/или уплачивать налоги и сборы (обязательные платежи), пеню и штрафные санкции.

В соответствии с пунктом 1.2 раздела 1 приказа ГНА Украины от 19.03.2001 г. № 113 «Об утверждении Порядка применения норм пункта 15.4 статьи 15 Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» термин «должностные лица» употребляется в значении — физические лица, занимающие постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях или организациях (юридических лицах — налогоплательщиках) независимо от форм собственности должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, или исполняют такие обязанности по специальным полномочиям.

Перечень случаев, когда налоговая отчетность, полученная контролирующим органом от налогоплательщика и заполненная последним вопреки правилам, указанным в утвержденном порядке ее заполнения, может быть не признана таким контролирующим органом как налоговая декларация, содержится в абзаце пятом подпункта 4.1.2 пункта 4.1 статьи 4 Закона № 2181. К ним, в частности, относится:

— отсутствие обязательных реквизитов;

— отчетность не подписана соответствующими должностными лицами налогоплательщика;

— не скреплена печатью налогоплательщика.

При этом

Законом № 2181 не установлены никакие требования относительно должности лица, которое представляет (доставляет) налоговую декларацию в канцелярию налогового органа.

В связи с вышеизложенным

Государственная налоговая администрация Украины обязывает при приеме налоговой отчетности налогоплательщиков придерживаться требований действующего законодательства.

Первый заместитель председателя С. Острович



комментарий редакции

Налоговую отчетность может предоставлять не только руководитель или бухгалтер

Очень часто при приеме налоговых деклараций в канцелярии налоговой инспекции требуют, чтобы отчетность подавал лично руководитель предприятия или бухгалтер, т. е. те должностные лица, которые эту декларацию подписали. Если отчетность приносит курьер, ее попросту не принимают.

Понятно, что такое требование не только доставляет большие хлопоты налогоплательщику, но и

не соответствуют законодательству. Как правильно указано в комментируемом письме, Закон № 2181 предусматривает только 3 случая, когда налоговая декларация может быть не признана таковой.

Более того, в п.п. 4.1.2 этого же Закона прямо указано, что прием налоговой декларации является

обязанностью контролирующего органа, а отказ должностного лица контролирующего органа принять налоговую декларацию по какой-либо причине или выдвижение им каких-либо условий по ее приему (включая изменение показателей такой декларации, уменьшение или отмену отрицательного значения объектов налогообложения, сумм бюджетных возмещений, незаконного увеличения налоговых обязательств и т. п.) запрещается и расценивается как превышение служебных полномочий таким лицом, что влечет за собой его дисциплинарную и материальную ответственность.

Требование об обязательной подаче декларации директором или бухгалтером вполне можно расценивать как выдвижение должностным лицом контролирующего органа дополнительных условий. Благо, что в ГНАУ понимают эту проблему и обязывают при

приеме соблюдать требования законодательства. Надеемся, что с появлением данного письма на местах прекратят создавать подобные искусственные препоны.

Дмитрий Костюк

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше